Точка 2. Долинная1. На этой точке перед вами открывается вид участка реки Тьмы, который изображен на схеме справа. На ней поперечными линиями русло реки разделено на участки, соответствующие плёсам и перекатам. Поставьте в таблице в строках «Плёсы» и «Перекаты» буквы, обозначающие соответствующие участки реки.
2. На рисунке показаны схемы поперечного сечения реки на участках плёса и переката. Стрелками изображена поперечная циркуляция воды на этих участках, треугольником отмечен стрежень. Определите, какой рисунок соответствует плёсу, какой перекату. Результат запишите в таблицу.
3. Почему долина реки Тьмы в точке 2 имеет асимметричное строение — крутой высокий правый берег и низкий пологий левый? Ключ 1.
За каждый правильный ответ — 2 балла. Всего — до 10 баллов. 2.
За правильный ответ — 3 балла. 3. Наблюдаемые правый и левый берега реки формируются под воздействием разных процессов. Правый берег подмывается водным потоком, на левом происходит аккумуляция наносов. Русло реки смещается в этом месте под влиянием боковой эрозии в сторону правого высокого коренного берега долины и подмывает его, поэтому правый берег имеет большую высоту и крутизну. За правильный ответ — 5 баллов. Комментарий жюри Многие школьники, разумеется, приводили в качестве причины асимметрии силу (ускорение) Кориолиса. Это не корректно. Ускорение Кориолиса, как правило, проявляет себя в формировании долин очень крупных рек (закон Бэра). На наблюдаемом участке небольшой реки Тьмы происходит просто случайное меандрирование. Можно обнаружить примерно столько же высоких подмываемых левых берегов, сколько и правых. Однако ученикам, которые выкладывали Кориолиса на свои бланки ответов в качестве главного аргумента, жюри оценок не снижало, понимая уровень наших программ и учебников.
Всего за работу на точке — до 20 баллов (с учетом поощрительных 2 баллов). |