Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2006

Дистанционное обучение


ЗАОЧНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

С 1 сентября слушателям будут предложены три курса:

О.В. Крылова. Как научить школьников выражать географические идеи
(развитие речи на уроках географии)
(72 часа; публикуется в «Географии» с сентября; индекс 04-003)

КРЫЛОВА Ольга Вадимовна — доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПКиППРО, автор учебников «Физическая география. 6 класс», «Материки и океаны. 7 класс», обеспечивающих развивающее обучение и признанных победителями конкурса Национального фонда подготовки кадров, а также многочисленных учебных и методических пособий по географии. Стаж работы учителем более 25 лет.

Систематическая работа над речью — непременное условие не только успешного усвоения знаний и умений по географии, но и общего интеллектуального развития школьников. А еще эта работа может быть очень интересной и ученику, и учителю.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Уровень речевого развития учащихся — одно из условий успешного обучения. Но кто и как развивает речь ученика? Бытует мнение, что это и прерогатива, и обязанность учителей-словесников, а у других предметников и специального времени для такого обучения нет. При этом редкий урок географии обходится без устных ответов учащихся и записей в тетрадях.

Цель курса — разобраться вместе с коллегами-географами, что представляет собой речевая деятельность ученика на уроках; понять, почему многие школьники неохотно отвечают устно, а их письменные работы оставляют желать лучшего; найти способы выхода из ситуации. Традиционные работы по географии — описания и характеристики объектов и явлений, объяснения взаимосвязей (временны'х, пространственных, причинно-следственных и др.) — одновременно являются формами устной или письменной речи и, следовательно, должны рассматриваться учителем не только с узко «предметных» позиций.

Курс опирается на постулат: речь является формой существования мысли. Следовательно, в основе организации речевой деятельности учащихся должна лежать мыслительная деятельность, и во-прос в том, как организовать ее средствами школьной географии.

В лекциях учителю предлагается методика организации учебной познавательной деятельности учеников в процессе решения учебных задач, основанных на специально разработанном содержании — учебных и художественных текстах, рисунках и репродукциях, картах.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Лекция 1. Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из задач учителя-предметника. Виды речи. Устная речь: грамматическая структура и формы высказывания. Содержание и формы, анализ и оценивание устных ответов по географии.

Лекция 2. Что начинается с карты: о развитии картографических умений учащихся. Роль теоретических знаний в формировании картографических умений. Дидактические возможно-сти школьных атласов и контурных карт. Использование исторических карт в обучении географии. Учебные картографические проекты по географии.

Лекция 3. Письменные работы по географии. Письменная речь: грамматическая структура и формы высказывания. Письменная речь как результат специального обучения. Содержание и формы, анализ и оценивание письменных работ по географии.

Лекция 4. Чтение и речевое развитие учащихся. Роль учебника в обучении географии. Формы и приемы работы с текстом на уроках географии. Дидактические критерии оценки учебного текста.

Контрольная работа № 1.

Лекция 5. Об искусстве географического описания. Что значит смотреть и видеть. О развитии наблюдательности и умения замечать обыкновенное: описание привычных объектов и природных явлений. Живопись на уроках географии.

Лекция 6. От географического описания к характеристике. Типы учебного материала на уроках географии. Читаем: учебные тексты, научные статьи, дневники путешествий. Описание и характеристика. Творческие работы учащихся.

Контрольная работа № 2.

Лекция 7. Современные информационные возможности и школьная география. Ресурсы сети интернет и их использование. Виртуальные музеи. Учебные проекты по географии с использованием видео- и интернет-ресурсов.

Лекция 8. Слушаем, пишем, выступаем перед аудиторией. Выбор темы учебного реферата по географии. Требования к оформлению и критерии оценки учебного реферата. Учебная лекция как форма самостоятельной работы учащихся.

Итоговая работа.

Все лекции сопровождаются методическим практикумом.

К.С. Лазаревич. Изучение географии России по природным зонам
(72 часа; рассылается слушателям по почте в виде брошюр; индекс 04-001)

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Зональный подход поможет свести к минимуму недостатки традиционного изучения предмета, которые состоят в следующем.

— Абстрактные понятия (комплексы, геосферы) вводятся раньше фактиче-ской основы.

— Недостаточно внимания уделяется тому, как размещаются население и хозяйство в зависимости от природных условий, и влиянию человеческой деятельности на природу.

Мы применили в текстах простой стиль изложения, чтобы можно было использовать этот материал на уроке в любом по уровню подготовленности классе. Природные зоны, по которым ведется изложение курса, — это тоже обобщающие, отвлеченные понятия, но они усваиваются сравнительно легко, что было подтверждено на практике, когда география преподавалась в начальной школе.

Курс рассчитан на преподающих географию в 8—9-х классах, но может быть использован при изучении естествознания в 5-м классе и географии в 6-м классе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Лекция 1. Пояса и зоны как основа районирования. Пояса освещенности, тепловые пояса. Зональность. Общий обзор России. Географическое положение на материке и относительно природных поясов и зон. Основные части России, выделяемые по разным признакам — рельефу, истории освоения. Природные зоны России и их сочетание с высотной поясностью.

Лекция 2. Крайний Север. Северные моря и арктические пустыни. Природа Арктики. Северный морской путь. Морские порты. Тундра. Многолетняя мерзлота. Полезные ископаемые и другие природные ресурсы Севера России. Сельское хозяйство, оленеводство. Транспорт.

Лекция 3. Тайга. Лесотундра. Тайга — самая обширная зона. Особенности климата. Районные различия тайги. Великие сибирские реки. Народы Сибири. История освоения Сибири. Природные ресурсы. Лесное хозяйство. Добыча и переработка полезных ископаемых. Машиностроение. Транспорт. Транссиб и БАМ.

Контрольная работа № 1.

Лекция 4. Смешанные леса. Зона смешанных и широколиственных лесов. Варианты зоны — Европейская Россия и Дальний Восток. Центральная Россия — второй центр русской государственности, ставший главным. Волга. Самая населенная зона России. Московская агломерация. Промышленность. Сельское хозяйство. Наиболее освоенная область России, хорошая обеспеченность транспортом.

Лекция 5. Степи и пустыни. Лесостепь. Степи — зона с наиболее плодородными почвами. Население. Сельскохозяйственная освоенность. Природные ресурсы и промышленность. Сухие степи и полупустыни. Пустыни.

Лекция 6. Субтропики и горы. Субтропическая зона. Природные условия, сельское и рекреационное хозяйство. Горы. Особенности расселения и национальный состав населения. Особенности ведения хозяйства.

Контрольная работа № 2.

Лекция 7. Европейская Россия и ее обрамление. Образ России по крупным регионам. Европейская Россия, Кавказ, Урал.

Лекция 8. Азиатская Россия. Обзор России по крупным регионам (окончание). Сибирь и Дальний Восток.

Итоговая работа.

С.В. Рогачев. Уроки понимания карты (основы пространственного анализа)
(72 часа; рассылается слушателям по почте в виде брошюр; индекс 04-002)

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Главное, что объединяет, структурирует разнородные географические знания, — карта. Лишь научившись вдумчиво всматриваться в карту, учащиеся будут воспринимать географические знания как единую систему, обладающую мощным объяснительным и развивающим потенциалом.

Предлагается методика, позволяющая увязывать физико-географическую информацию курсов географии 6—8-х классов с экономико- и социально-географической информацией курсов для 9—10-х классов. По картам рассматриваются конкретные пространственные ситуации, побуждающие к размышлению над тем, как один элемент обусловливает другой. Лекции сопровождаются графическими схемами.

Детей с научно-аналитическими способностями работа в области пространственного анализа подтолкнет к исследовательской деятельности. Для других такая работа тоже будет полезна: понимая карту, лучше запоминаешь ее и, следовательно, чувствуешь себя более комфортно в глобальном информационном пространстве.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Лекция 1. Что такое уроки понимания карты? Цели и задача пространственного анализа. Место и роль уроков понимания карты в средней школе. Пробуждение пространственного мышления.

Лекция 2. Понятийный аппарат пространственного анализа. Связь между размещением физико-географических объектов и размещением человечества. Природные каналы проницаемости, барьеры и рубежи. Природные конфигурации. Пространственные узлы.

Лекция 3. Природные каналы проницаемости и размещение человечества. Реки как факторы географического положения. Приемы работы с картой речной сети на уроках.

Лекция 4. Природные барьеры и размещение человечества. Пространственные узлы человеческой деятельности, размещение которых предопределено горами, возвышенностями, водными преградами.

Контрольная работа № 1.

Лекция 5. Природные рубежи и размещение человечества. Ландшафтные и климатические рубежи как факторы пространственной организации человеческой деятельности. Пути повышения эффективности использования на уроке тематических карт: климатических, почвенных и сельского хозяйства.

Лекция 6. Анализ структурообразующих линий. Речные долины и береговые линии — методика исследования: выявление узловых (фокальных) точек и «мертвых» положений. Сценарий аналитического урока.

Контрольная работа № 2.

Лекция 7. Сложные физико-географические конфигурации. Геологическое строение территории: влияние на размещение людей и хозяйства. Проявление в положениях городов шарообразности и суточного вращения Земли.

Лекция 8. Моделирование территории. Пространственный анализ в системе «природа — человечество — личность». Выявление главных черт карты (региона, страны) и преобразование карты в усвояемую схему. Методика выработки познавательных схем пространства.

Итоговая работа.