Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2006

Размещение населения


Реки России,
на которых размещено
пять и более городов

Рассмотрены реки, на каждой из которых находится не менее 5 городов. Учтены только города, находящиеся на территории России. Города, стоящие при впадении притока в главную реку, учтены и по главной реке, и по притоку

Река Длина реки,
км
Число городов Население городов,
тыс. чел.
Средний отрезок
длины реки,
приходящийся
на 1 город,
км
Число жителей городов на
1 км
длины реки
Волга 3 531 69 11 870,4 51 3 362
Ока 1 500 22 3 503,3 68 2 336
Клязьма 686 21 12 153,9 33 17 717
Дон 1 870 20 2 753,9 94 1 473
Кама 1 805 18 2 496,8 100 1 383
Обь 3 650 14 3 080,8 261 844
Енисей 3 487 13 1 591,8 268 456
Кубань 870 11 1 464,8 79 1 684
Москва 473 10 11 004,3 47 23 265
Белая 1 430 10 1 784,7 143 1 248
Вятка 1 314 10 697,6 131 531
Томь 827 7 1 911,6 118 2 311
Ангара 1 779 7 1 305,0 254 734
Исеть 606 6 1 612,9 101 2 662
Северная Двина 744 6 692,3 124 931
Тура 1 030 6 652,5 172 633
Десна* 415 6 504,2 69 1 214
Терек 623 6 487,9 104 783
Лена 4 400 6 340,6 733 77
Хопёр 979 6 245,7 163 251
Пышма 603 6 215,3 101 357
Протва 282 6 194,1 47 688
Урал* 1 346 5 1 318,0 269 979
Чусовая 592 5 1 300,9 118 2 197
Амур 2 824 5 1 146,8 565 406
Сура 841 5 608,5 168 724
Болва 208 5 524,8 42 2 523
Сунжа 278 5 414,3 56 1 490
Кума 802 5 278,3 160 347

Для рек, помеченных звездочкой (*) все данные приведены только в пределах России.

 

В городах, лежащих на рассмотренных 29 реках, живет 52,9 млн человек, что составляет 37% всего населения России, или чуть больше половины ее городского населения.
Цифра 52,9 млн — это не сумма всех чисел в четвертом столбце таблицы: из этой суммы вычтена численность населения городов, которые учтены в таблице дважды: Москвы (по Москве-реке и Клязьме), Нижнего Новгорода (по Волге и Оке), Перми (по Каме и Чусовой), Брянска (по Десне и Болве), Коломны (по Оке и Москве-реке).

Если не ограничивать себя пределами России, а рассматривать реки, на которых 5 и более городов, на всем пространстве бывшего СССР (что вполне оправданно, ведь городская сеть сложилась задолго до 1991 г.), то список пополнится такими реками, как Днепр, Северский Донец, Сейм, Неман, Западная Двина, Тобол, Ишим, Иртыш. Увеличится число городов на Десне и Урале. Из советских нероссийских рек в число «градообразующих» войдут Припять, Южный и Западный Буг, Днестр, Прут, Кура, Аракс, Сырдарья, Амударья.


Городская жизнь распределена вдоль Волги удивительно равномерно и гармонично. Чуть подкачали лишь кончики. В верховьях речка еще слабовата, чтобы нести на себе большие города. В низовьях маловата Астрахань: главная экономиче-ская ось сворачивает от Волгограда к Ростову. Экономическая Волга впадает в Азовское море.

В отличие от Волги, Ока почти сразу набирает силу крупным городом (Орел): сказывается положение на плодородных черноземах (это вам не пески и болотца Тверского Верхневолжья).


Среди рассматриваемых рек, несущих на себе пять и более городов, Клязьма — бесспорный рекордсмен по насыщенности городами на единицу длины (таблица на с. 23). Долина Клязьмы — единственное место в России, где отчетливо наблюдается формирование мегалополиса — грозди городов, урбани-стического континуума. Древний торговый путь (самый удобный из Москвы на Волгу) перерос в мощный промышленно-городской коридор. Почти все города между Москвой и Владимиром — относительно молодые, детища индустриальной эпохи.

Важно отметить, что клязьминским городом теперь следует считать и Москву: при расширении административных границ столица вышла своими северо-западными кварталами к верховьям Клязьмы («География» не раз уже писала об этом).

Городская жизнь на Дону организуется как диполь. Сгущение в лесостепных верховьях, где особенно выделяется Воронеж, «последняя станция» на южной границе лесостепи. И сгущение в приморских низовьях, с очевидным лидерством портового Ростова. А большинство городков между ними — это даже и не города в полном смысле, это разросшиеся казачьи станицы. Картину степной «городской пустыни» на этом интервале нарушает лишь Волгодонск — инженерный город, сконструированный при создании искусственного Цимлянского водохранилища.


Верхняя Кама, стартующая в удмуртской тайге и крюком блуждающая в коми-пермяцких пределах, не несет на себе городов. Потом «соляная» вспышка. Но главный организующий центр — Пермь — близ слияния с Чусовой. Впрочем, татарстанские камские низовые города (поюжнее, понаселеннее, поближе к волж-скому стволу, побогаче) начинают успешно конкурировать с Пермью за звание камской столицы.

Верховые города на Оби и Енисее встают при пересечении горных рубежей и на скрещении с Транссибом. Низовые городки — узелки связи с Северным морским путем.
В интервале должна быть таежно-тундровая пустыня. Но на Оби картину нарушает гигантская нашлепка нефтяных городов.


Рожденная Эльбрусом Кубань, как только вырабатывает себе достаточно широкую долину в кавказ-ских склонах, вставляет в нее первый город — Карачаевск. Потом каждую высотную ступень своего выхода из Кавказа отмечает заметной вехой: Черкесск—Невинномысск—Армавир.
А затем горной влагой орошает простершуюся к северу от Кавказа засушливую степь. Разросшиеся здесь города, как и на Среднем Дону, изначально — казачьи станицы и крепости.

Кубань, пожалуй, единственная река России, чье имя без изменений используется как синоним обширного, цветущего и полного людьми региона. Кубанью часто именуют весь Краснодарский край, подчеркивая тем самым районообразующую, стержневую, жизнеутверждающую роль этой реки.

Если бы жителей городов, стоящих на Москве-реке (в основном москвичей, конечно), выгнали бы однажды из домов и заставили выстроиться вдоль «своей» реки, они бы смогли разместиться лишь встав по каждому берегу в пять шеренг (20 горожан на погонный метр реки!). Это, заметьте, не просто количественный образ, это наглядный показатель и важности реки, и экологической нагрузки на нее. Схема Москвы-реки резко отличается от схем всех других рек. Как ни бережно выбирали составители масштабность кружков для обозначения городов (чтобы кружок был гармоничен, не был ни слишком большим, ни слишком маленьким), в случае с Москвой произошел картографический конфуз. Кружок Москвы поглотил линию Москвы.

Белая (Агидель) Белорецком держится за Обско-Каспийский водораздел, а потом долго петляет в горной уральской «городской пустыне». Объехав хребты с юга, вывалившись на равнину, река весь свой набранный кинетический потенциал сразу как бы обращает в нагромождение городов: созвездие Стерлитамак—Салават—Ишимбай—Мелеуз. Но настоящий, столичный узел завязывается на Белой там, где она сливается с Уфой (город Уфа Белой держит юг Южного Урала, через Уфу контролирует север региона; две реки — как клещи). А дальше — уже спокойное сельское течение до самой Камы.


Вятка — один из примеров «странных» рек, верхние части которых более урбанизированы, чем полноводные низовья. Чтобы понять вятскую ситуацию, нужно вспомнить, что освоение и заселение долины русскими шло с верховьев. Русская колонизация до Ивана Грозного не могла войти в устье Вятки: путь преграждало Казанское ханство. Так что русские пришли на Вятку, скорее всего, из бассейна Северной Двины, перевалив Северные Увалы. Если вы продолжите на юго-восток линию Северной Двины, то аккурат на ее пересечении с Вяткой и встанет Киров. Ниже по течению — городки небольшие. На связях с ближним окружением особенно не разрастешься: нелюдимая удмуртская тайга, а дальние связи монополизировала Казань.

Томь — пример совершенства и гармонии. Небольшая река, вскормившая три города всероссийского масштаба и равномерно распределившая их вдоль своего течения. Новокузнецк — на выходе Томи из гор, при входе к Кузнецкую котловину; Кемерово — на северном выходе из котловины; Томск — при сближении с Обью. Плюс к этому еще шахтерские Междуреченск и Мыски, еще машиностроительная Юрга на пересечении с Транссибом, еще атомный закрытый Северск за северным пределом том-ской речной ойкумены.

По характеру размещения городов Ангара похожа на Вятку. Как и на Вятке, русская колонизация ухватила реку за хвост близ Байкала Иркутском. А вниз по течению — только робкое проникновение (в тяжелую для человека тайгу).


На Исети доминирование верховьев выражено еще четче, чем на Вятке и Ангаре. Водораздельный Екатеринбург держит под собой самое начало реки; ниже по течению — как бы промышленные выплески столицы горнозаводского Урала, а дальше — тихое течение по земледельческой равнине.

Северная Двина — диполь, как и рассмотренный выше Дон. Но еще более ярко выраженный диполь. Сгусток городов у рождения реки — там, где почти в одном узле сходятся Сухона (со стороны Москвы), Юг (со стороны Вятки и Казани) и Вычегда (со стороны Печорского Севера). Сгусток городов в устьевой, беломорской, портовой области. Между ними — сельская река. Как Дон — от севера степи до южного моря, так и Северная Двина — от юга тайги до северного моря проходит территорию как нож сквозь масло.

При рассмотрении Северной Двины нужно, конечно, иметь в виду, что фактически река начинается, конечно, не от Устюга. Ее социально-экономическим истоком служит река Вологда, впадающая затем в Сухону — одну из составляющих Северной Двины. Так что, если не руководствоваться формальным критерием, а следовать реалиям, стержень следует нарастить еще городами Вологда (288 тыс. жителей) и Тотьма (10 тыс.).

Размещение городов вдоль Туры немного похоже на модель двинского диполя: сгусток у верховий и большой город в низовьях. В былые времена, когда Верхотурье был единственным дозволенным пунктом пропуска людей и товаров из Европей-ской России в Сибирь, а Тюмень высилась как первый русский город Сибири, эта биполярная структура Туры была еще более выраженной. Но с тех пор Верхотурье упало, из оживленного транзитного окна истоки Туры превратились в укромное место, и именно поэтому (уже из-за укромности) здесь и был построен Лесной — один из закрытых городов Минатома.


Десна, о которой многие жители России, оканчивающие неумный курс школьной географии, и не знают, — одна из величайших рек русской цивилизации. Ее роль — роль аорты, связующей мировое славянское сердце с русским телом. Это один из тех проводников, который привел Киевскую Русь из Днепров-ского бассейна в лесную Ельню и через нее перебросил свет славянства на ту самую Оку, которая ныне занимает второе место среди стержней русской цивилизации. Посмотрите по карте, как близко истоки Десны подходят (у Ельни) к истокам окской Угры. Овеянный былинами Чернигов, географический герой «Слова о полку Игореве» Новгород-Северский, древний Брянск (Дебрянск) — Десна увязывает все эти великие для русского человека города-символы в единую праздничную гирлянду.

Сравните Терек с Исетью (с. 29). Та же конфигурация шприца. Только через Екатеринбург Исетью вводится русская инъекция в Обский бассейн. А через Владикавказ — кавказ-ская Тереком в Прикаспийские степи. Военно-Грузинская дорога скрепляет Владикавказ с бурлящей кавказской культурой (так же, как Транссиб Екатеринбург — с русской), накапливает ее в этом центре, а потом «сплавляет» к Каспию.

Российский Терек, обратим на это внимание, берет начало в Грузии, у подножия Казбека.

Самая длинная российская река — городская пустыня. Среди всех «пятигородских» рек она выделяется не просто наименьшим, но скандально малым количеством городов и горожан на единицу длины (таблица на с. 23). 733 километра в среднем нужно проплыть по Лене, чтобы увидеть следующий город. На метр длины придется лишь 0,08 горожанина (сравните с Клязьмой или Москвой). Слишком суровые зимы, слишком большая удаленность от баз колонизации, слишком трудно доступные верховья, зажатые в прибайкальских хребтах.


Хопёр — река, в общем-то, не городская, а сельская, станичная. Недаром венцом ее течения оказывается город, чье имя служит в русской речи едва ли не синонимом глуши — Урюпинск. Балашов, единственный из хопёрских центров попытавшийся сделать настоящую городскую карьеру, стал в 50-е годы областным центром. Область просуществовала три года.

По числу горожан на километр длины теплый Хопёр в списке «пятигородских» рек занимает второе с конца место, после экстремальной Лены (таблица на с. 23).

Хопёр — как Дон в среднем течении. Лишь отсутствие на нем конкуренции со стороны подлинно мощных городов, таких как Воронеж или Ростов, позволило селам и станицам немного приподнять голову и набрать городского форсу.

Пышма — та же Исеть, пусть и не столь четко выраженная. «Схваченный» уральский водораздел, горнозавод-ской сгусток в верховьях, а потом постепенное слабение, растворение в сельской равнине на пути к Туре.

Такими реками могут похвастать лишь подлинно развитые районы, цивилизационные ядра. На 280 километрах — 6 городов, из них 2 (Верея и Боровск) овеяны исторической славой, 2 (Обнинск и Протвино) — всемирно известные научные центры, 1 (Балабаново) — широко известный промцентр (спички балабановской фабрики, наверное, каждому доводилось держать в руках) и 1 (Жуков) — совсем молодой, лишь недавно возведенный в городское достоинство, но прославленный еще до того, как стал городом, уроженцем этих мест Г.К. Жуковым. Прот-ва — река настоящего обитаемого пространства, скромная река интенсивной национальной жизни.


По равномерности и сбалансированности городской нагрузки линия Урала может сравниться даже с Волгой или Окой — образчиками русских рек. Одно, и очень важное, отличие: на Волге огромный спектр городов по размеру (от курортно-мельчайшего Плёса до индустриально-столичного миллионера Самары), на Урале — лишь большие центры. Волга веками вызревала как городская река, на Урал русская городская колонизация наложилась. Пространство, на котором есть только крупные узлы, но не развита низовая иерархия, удерживать нелегко. И не случайно русский Урал (казачий пугачевский Яик) оказался ныне зарубежным.

Городской рисунок по Чусовой сочетает в себе и черты «шприца» Исети, и диполя Туры. Городами верховьев Чусовая экономически привязывается к горнозаводскому Уралу и служит естественным выходом оттуда в Россию. Но перетягивает все-таки европейская Пермь.

Амур по своей чересчур крупногородской структуре напоминает Урал. Явно не хватает подлинно хозяйского освоения, подлинно городского овладения каждым километром (среднее расстояние между городами на Амуре почти 600 км; целая Венгрия). Печальный урок русской реки Урал (Урал-горыныч), оказавшейся теперь как бы и не русской, заставляет задуматься и об Амуре-батюшке.


Сура, о которой не всякий выпускник школы и слышал, несет на себе почти вдвое больше городского населения, чем Лена. Спустившаяся с Сурской Шишки и заложившая резкий поворот (восточный экстремум), река рождает Пензу — здешний Екатеринбург и Владикавказ. Пенза контролирует водораздельный узел Волги (по Суре), Оки (по начинающейся поблизо-сти Мокше) и Дона (по стартующему южнее Хопру). А кругом чуваши и мордва.

Болва — столь же важная для русских река, что и Десна (с. 30). Это самая короткая (рекордсмен) из «пятигородских» рек России. Но на своих 200 километрах она создала созвездие городов, которые служат контактной клеммой между Волжской и Днепровской Русью. И это не исторические музейные городки, это сравнительно молодые промышленные центры, в основном порождение российской индустриализации XIX в. (металлурго-машиностроительные Киров и Людиново, цементное Фокино).

Имена городов, несомых этой речкой, не насчитывающей и 300 км, известны всей России и очень многим в мире. Сунжа, собственно, и есть Чечня. Ну и Ингушетия, конечно. На небольшой реке — две республиканские столицы (очень большой, хотя и израненный Грозный и мельчайший пока Магас). Такое столичное изобилие — только на Волге и Енисее.

Кума. Картина немного похожая на Терек. Впрочем, в отличие от Терека, берущего исток за Кавказом (за Эльбрусом) в Грузии, Кума начинается в России (на севере Карачаево-Черкесии). Города, держащие ее верховья, — русские и распределены гораздо более равномерно, чем в случае «шприца» Терека. Трагедия Буденновска, однако, заставляет не забывать о пространственном простирании этой реки, о том, световодом каких влияний она призвана служить уже по своему географиче-скому положению.