Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2006

Рецензия


 

Прекрасное —
в урочный час…

 

 

 

В.П. Максаковский.
Литературная география: географические образы в русской художественной литературе:
кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2006.

Хочется громко воскликнуть: «Браво, Владимир Павлович!» Впервые в отечественной литературе появляется книга, подтверждающая, что настоящий мир географических знаний сродни литературе, всем областям искусства, общечеловеческой культуры.

Знакомясь с этим изданием, каждый учитель почувствует, по-своему осмыслит, что привить учащимся любовь к географии можно только через образность пространства — как природного, так и территориально организованного.

В.П. Максаковский — ученый, методист, популяризатор географии как на вузовском, так и на школьном уровне. Владимир Павлович глубоко осознаёт роль географических знаний в воспитании и образовании, развитии и формировании личности, независимо от будущей профессии. Все выпускники геофака МГПИ им. Ленина (МПГУ) принимают как эстафету истину о незаменимой роли географии в формировании глубины, красоты мысли, чувств, действий и поступков, толерантности в восприятии мира, стран и народов. Это издание — своего рода рецепт для исцеления бездуховности, безнравственности юных душ и сердец.

Курс школьной географии органически требует интегративного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. «Литературная география» В.П. Максаковского построена на тезисе о значимости роли настоящей художественной литературы, позволяющей делать яркими, живыми, незабываемыми географические образы пространства.

Это издание поможет учителю географии через связь с лучшими страницами художественной литературы, отечественной и зарубежной, зажечь своих учеников желанием обращаться к прекрасным литературным произведениям.

Учителя географии и литературы почувствуют реальную предметную интегративность.

Автор ненавязчиво помогает и учителю, и ученику увидеть, ощутить географичность многих страниц литературных произведений выдающихся авторов. Может быть, через географию сегодняшние учащиеся найдут и путь к прочтению самих произведений.

Научить ученика географической культуре — очень важная цель для восприятия образа земного пространства — от близкого, маленького до масштабов отдельных регионов, стран. Владимир Павлович через литературные произведения дает и вариативные методические советы для художественного краеведения.

Литературные материалы в первой части книги посвящены России и странам СНГ, во второй части книги радуют произведения русских писателей, посвященные пространствам Европы, Америки, Африки, Австралии. И все это, стихи и проза, способно волновать даже самых равнодушных.

Некоторые учителя, умеющие продуманно организовать экскурсии, экспедиции в отдаленные регионы своей страны, в зарубежные страны, непременно используют литературный материал этой книги. Когда школьники учат наизусть стихи и прозу, чтобы прочесть их при встрече с природой, городами, странами, памятниками мировой культуры, учителя называют это очищением души, ее пробуждением.

Книга помогает организовывать и проводить внеклассные мероприятия — заочные путешествия, конкурсы «Я открываю мир для себя и себя в этом мире», конференции, КВН.

Глубокая благодарность Владимиру Павловичу от его бывших учеников, не изменивших педагогическому поприщу.

М.В. СМИРНОВА,
Заслуженный учитель РФ