ЗАОЧНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ
|
О.В. Крылова. Как научить школьников
выражать географические идеи (развитие речи на уроках географии) (72 часа; публикуется в «Географии» с сентября; индекс 04-003) |
КРЫЛОВА Ольга Вадимовна — доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПКиППРО, автор учебников «Физическая география. 6 класс», «Материки и океаны. 7 класс», обеспечивающих развивающее обучение и признанных победителями конкурса Национального фонда подготовки кадров, а также многочисленных учебных и методических пособий по географии. Стаж работы учителем более 25 лет.
Систематическая работа над речью — непременное условие не только успешного усвоения знаний и умений по географии, но и общего интеллектуального развития школьников. А еще эта работа может быть очень интересной и ученику, и учителю.
КОНЦЕПЦИЯ КУРСА
Уровень речевого развития учащихся — одно из условий успешного обучения. Но кто и как развивает речь ученика? Бытует мнение, что это и прерогатива, и обязанность учителей-словесников, а у других предметников и специального времени для такого обучения нет. При этом редкий урок географии обходится без устных ответов учащихся и записей в тетрадях.
Цель курса — разобраться вместе с коллегами-географами, что представляет собой речевая деятельность ученика на уроках; понять, почему многие школьники неохотно отвечают устно, а их письменные работы оставляют желать лучшего; найти способы выхода из ситуации. Традиционные работы по географии — описания и характеристики объектов и явлений, объяснения взаимосвязей (временны'х, пространственных, причинно-следственных и др.) — одновременно являются формами устной или письменной речи и, следовательно, должны рассматриваться учителем не только с узко «предметных» позиций.
Курс опирается на постулат: речь является формой существования мысли. Следовательно, в основе организации речевой деятельности учащихся должна лежать мыслительная деятельность, и вопрос в том, как организовать ее средствами школьной географии.
В лекциях учителю предлагается методика организации учебной познавательной деятельности учеников в процессе решения учебных задач, основанных на специально разработанном содержании — учебных и художественных текстах, рисунках и репродукциях, картах.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Лекция 1. Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из задач учителя-предметника. Виды речи. Устная речь: грамматическая структура и формы высказывания. Содержание и формы, анализ и оценивание устных ответов по географии.
Лекция 2. Что начинается с карты: о развитии картографических умений учащихся. Роль теоретических знаний в формировании картографических умений. Дидактические возможности школьных атласов и контурных карт. Использование исторических карт в обучении географии. Учебные картографические проекты по географии.
Лекция 3. Письменные работы по географии. Письменная речь: грамматическая структура и формы высказывания. Письменная речь как результат специального обучения. Содержание и формы, анализ и оценивание письменных работ по географии.
Лекция 4. Чтение и речевое развитие учащихся. Роль учебника в обучении географии. Формы и приемы работы с текстом на уроках географии. Дидактические критерии оценки учебного текста.
Контрольная работа № 1.
Лекция 5. Об искусстве географического описания. Что значит смотреть и видеть. О развитии наблюдательности и умения замечать обыкновенное: описание привычных объектов и природных явлений. Живопись на уроках географии.
Лекция 6. От географического описания к характеристике. Типы учебного материала на уроках географии. Читаем: учебные тексты, научные статьи, дневники путешествий. Описание и характеристика. Творческие работы учащихся.
Контрольная работа № 2.
Лекция 7. Современные информационные возможности и школьная география. Ресурсы сети интернет и их использование. Виртуальные музеи. Учебные проекты по географии с использованием видео- и интернет-ресурсов.
Лекция 8. Слушаем, пишем, выступаем перед аудиторией. Выбор темы учебного реферата по географии. Требования к оформлению и критерии оценки учебного реферата. Учебная лекция как форма самостоятельной работы учащихся.
Итоговая работа.
Все лекции сопровождаются методическим практикумом.
Учителя и преподаватели о курсе:
К.С. Лазаревич. Изучение географии России по природным зонам |
Буду и дальше использовать материал курса при подготовке к урокам. Изложение тем лекций в учебном курсе мне кажется более интересным, чем последовательное изучение природных зон по материалам учебника. Если построить урок по примеру лекции (как это было применено к итоговому семинару), то, на мой взгляд, у детей формируется полная картина и самой природной зоны, и природы России в целом.
Учебный курс «Изучение географии России по природным зонам» был для меня интересным и доступным; лекции хороши, жаль, что не входят в материал учебника, а если бы были еще подробнее, стали бы дополнительным учебным пособием (современные справочники и учебные пособия содержат либо материал учебников, либо краткую информацию).
Спасибо за совместную работу и предоставленную возможность удобным способом повысить уровень образования.
Елена Викторовна АБРОСИМОВА,
г. Норильск
В целом учебный курс «Изучение географии России по природным зонам» мне понравился. Лекции были доступные, их можно использовать на уроках в качестве дополнительного материала. Контрольные работы были вполне по силам, и очень хорошо, что после выполнения высылается подробный ответ на все задания, можно самостоятельно сравнить со своей работой и сделать выводы. Я даже думаю, что эти задания контрольных работ можно использовать в работе в качестве индивидуальных заданий для интересующихся ребят.
Спасибо большое за курс.
Ольга Николаевна ШЕСТОПАЛОВА,
г. Ачинск, Красноярский край
Лекции не были сложны, при подготовке к семинару я давала некоторым ребятам их для изучения. Было много нового и интересного. Полезны и методические рекомендации автора. Я согласна с автором, что правильнее изучать географию России комплексно (и природу, и экономику) — так понятнее многие явления.
Ирина Николаевна БЕЛЕНЯ,
с. Лакино, Большемуртинский р-н, Красноярский
край
Учебный курс очень полезен, хотя в большинстве лекций и сообщались известные факты, но их размещение по темам, рассмотрение природных особенностей России, отдельных географических понятий в связи с природными зонами было очень полезным. К 8-му классу, когда рассматриваются природные зоны России, у учеников уже достаточно знаний по общим особенностям природных зон. А вот сведения по хозяйственной деятельности человека в той или иной природной зоне, своеобразные «каналы углубления» — о лавинах в теме «Высотная поясность», о формировании почв в «Степях», дают возможность повысить познавательный интерес учащихся, а учителю украсить урок. Большое спасибо Константину Сергеевичу за интересный курс и множество ценных идей для урока.
Марина Владимировна БАХТАРОВА,
г. Саратов
На протяжении восьми лет я руковожу районным
методическим объединением учителей географии и
экономики.
С желанием ездила на курсы повышения
квалификации при Башкирском институте развития
образования, но всегда была какая-то
неудовлетворенность, желание получить
дополнительно что-то новое, что помогло бы мне в
работе. Участие в работе Педагогического
университета «Первое сентября» меня полностью
удовлетворило, прошло ощущение, что варюсь в
собственном соку. На очередном заседании
методического объединения рассказала учителям о
курсах. Попробовали решить несколько задач.
Заинтересовались. Появились желающие повысить
свою квалификацию через такие курсы. Возник
вопрос: «Курсы будут проводиться ежегодно?»
Надеюсь, что такая практика будет продолжена. Спасибо!
Лилия Раисовна ГАЙНЕТДИНОВА,
г. Благовещенск, Башкирия
Хочется отметить простоту и доступность изложения. Контрольные работы были по силам, но потребовали большой концентрации внимания и времени. Надеюсь на скорейший выход учебников по географии России под редакцией К.С. Лазаревича.
Благодарю за предоставленную возможность участвовать в работе Педагогического университета.
Елена Владимировна СОЛОМЫКИНА,
с. Мача, Олёкминский улус,
Республика Саха (Якутия)
Лекции меня удовлетворили, в них широко раскрыта взаимосвязь «природа — человек — общество»; даны рекомендации, как использовать материал на уроках географии; контрольные работы на первый взгляд показались простыми, но действительно были сложными.
Общая оценка тематики курса, лекций и контрольных работ — «отлично».
Надежда Степановна КУТАЕВА,
пос. Витим, Ленский р-н,
Республика Саха (Якутия)
Проведение итогового урока — обязательство проявления своего творчества — мне больше всего по душе, так как на уроке стараюсь передать свое ощущение, понимание важности содержания урока, заинтересовать учащихся в познании материала и стремлении расширить эти знания. А затем правильно научиться в жизни их применять. Спасибо Вам за такую возможность.
Елена Юрьевна ЛУГОВАЯ,
пос. Ушумун, Магдагачинский р-н, Амурская обл.
Материал лекций доступен для понимания и усвоения, его можно использовать на уроке. Интересны вопросы и задания. Они способствуют как развивающему, так и другим видам обучения. Думаю, что материал лекций мог бы послужить основой будущего учебного пособия (учебника) для учащихся и учителей. Некоторые вопросы контрольных работ можно предложить и учащимся.
Огромное спасибо за организацию курсов. Хотелось бы продолжения, но уже по другим темам.
Алла Валерьевна ИВАНОВА,
г. Кириши, Ленинградская обл.
Учителя, их ученики
и руководители образования
С.В. Рогачев. Уроки понимания карты (основы пространственного анализа) |
За девять лет работы в школе я три раза повышал квалификацию учителя географии. Курс «Уроки понимания карты» оказался наиболее конкретно направленным, наиболее основательным и наиболее необходимым.
Предложенная в лекциях методика объемного моделирования позволяет, сохраняя абстракцию схемы, наполнить ситуацию «ложкой здравого смысла». Задача становится настолько понятной, а пути ее решения настолько зримыми, что позволяют детям заниматься решением естественно. Не включается стереотип «академизма», когда препятствием выступает сам «научный» ранг задания («А мы этого не учили», тогда как для ответа достаточно общеизвестных сведений).
Лекции изложены доступно и дают все главное для использования в школьной практике, доходчивую теорию и конкретную методику. Использование ее считаю необходимым. Это развитие учеников, это живая география, а не распространенное заучивание «расписания поездов».
Заниматься было чрезвычайно интересно. Использовать также интересно: открыл нечто новое для себя, и хочется передать ученикам это новое, еще не улегшееся, не отбитое до шаблона, передать в возможно большем объеме.
Очень много эмоций. Захватывающий интерес, азарт, порой мучительно трудный поиск, радость открытия, достижения, преодоления, стремление продолжать поиск…
Я сейчас смотрю на карты другими глазами. Я в похвалах обычно достаточно сдержан. Но курс действительно стал для меня событием.
Евгений Викторович КОПИЛЕЦ,
Кобелякская специальная общеобразовательная
школа-интернат для детей-сирот,
Полтавская обл., Украина
В ходе подготовки «Урока понимания карты»
жила с мыслью: захотят ли ребята воспринять
материал, а потом еще и поработать по карте.
Первую треть урока было тяжело. Пожалуй,
соглашусь с мнением учителя Е.С. Антонюк (хотя,
когда я прочитала лекцию, эта фраза у меня
вызвала некоторое изумление), что «в образовании
должен быть элемент насилия».
В начале урока были фразы: «А зачем нам это надо?»,
«Давайте лучше дальше по учебнику». К середине
урока, эмоционально рассказывая и приводя
примеры (а в лекциях много примеров по городам,
расположенным на Восточно-Европейской равнине,
которую мы тогда только что прошли), я увидела,
что ребята начали слушать, заинтересовавшись
тем, что вырисовывалось на доске и показывалось
на картах.
Первый урок, на котором не спрашивали, очень удовлетворял добрую половину класса. Первоначально у многих была мысль: «сейчас послушаем и пойдем». И какую педагогическую радость я испытывала, когда видела, как втягиваются даже те, кому учеба дается сложно, как они пытаются высказывать свои версии.
Конструктивный интерес возрос, когда на втором уроке было разрешено перестраивать кабинет. Каждую модель, выстроенную из парт, дети должны были привязать к одной из конфигураций из лекции.
Карта — один из основных источников информации о мире. Слова ребят: Этот урок позволил взглянуть на карту другими глазами. Научился по-другому смотреть на карту, стал лучше в ней разбираться. Считаю, что разбираться в карте должен каждый уважающий себя человек.
Ольга Васильевна КЛЕМЮК,
СОШ № 176,
г. Зеленогорск, Красноярский край
Поработала несколько часов с «Уроками понимания карты». Оказывается, это так легко и интересно и для меня, и для ребят; они лучше ориентируются и запоминают учебный материал, акцентируют внимание на географии.
Школьники: Конечно, сразу много непонятного. Не знаешь, что хочет от тебя учитель. Но потом, по ходу работы, понимаешь, что к чему, и становится интересно. Делаешь для себя открытия. Мы попробовали карту превратить в схему, даже не подозревали, что это возможно. На карту смотришь как-то иначе. Сначала трудно строить схемы, но потом, оказывается, это легко, и работа идет сама по себе.
Татьяна Владимировна МАЛЬЦЕВА,
Козульская СОШ, Красноярский край
Урок понравился очень. Было очень интересно, когда на практике Катя «переходила» Уральские горы. Это помогло мне понять ответ на главный вопрос урока. (Наташа Жемчугова)
Из отзывов учеников С.Д. АЛЕНИНОЙ,
г. Тамбов
Курс способствует развитию географического мышления. Открылись новые точки соприкосновения между физической и экономической географией. Это удивительно.
Курс обогащает новым видением не только карты, но и мира реального, в моей голове нашли свое место многие отрывочные сведения, они как бы построились в систему, а это уже новый качественный уровень.
Есть возможности и для применения знаний — поиск на карте, моделирование ситуаций, работа с краеведческим материалом. В этом, наверное, и есть смысл учения — применять знания на практике, тогда они принесут плоды и новые открытия.
Особо хочу отметить работу с бланковкой (траектория реки). Ребята поначалу опешили, а потом пришли в восторг, ну как же — география с математикой! Теперь мы хотим эту модель проверить на других крупных реках. На примере этого занятия известный афоризм Н.Н.Баранского: «Карта — альфа и омега географии», наполнился конкретным смыслом.
Возникло одно несовпадение мнений — определить центр пересечения связей в школе. Я определила — холл, а дети — буфет! Сразу решать спор не стали (обеим сторонам нужно подумать) и на уроке приняли две компромиссные точки зрения.
«Уроком понимания карты» остались довольны все — и дети, и учитель. Это было здорово! Теперь мне захотелось поподробнее изучить карту. (Ляна Инешина)
Появились предложения провести еще подобные уроки, и я постараюсь не обмануть ожиданий.
Елена Антоновна МУТОВИНА,
пос. Таргиз, Чунский р-н,
Иркутская обл.
Интересно, будут ли еще более интересные курсы повышения квалификации?
Наталья Витальевна ЯКОБС,
гимназия № 2 «Квантор» г. Коломны,
Московская обл.