Учителя, преподаватели и их ученики
Что дали мне лекции? — Во-первых, настроили мое мышление на поиск причинно-сти, помогли увидеть в обычном и, казалось, ничем не примечательном расположении городов особенность и индивидуальность каждого, его «непохожесть» (географическую, историко-культурную, экономическую и т.д.). — Во-вторых, дали в руки инструмент — «мерную рейку», если хотите, с которой можно подходить к любому объекту и получать о нем скрытую от посторонних глаз информацию, то есть видеть гораздо больше, чем просто пунсон на карте. — В-третьих, укрепили давно сложившееся мнение о том, что «ничего просто так не происходит и не возникает». На семинарском занятии рассматривали найденные учащимися примеры в развитие рассмотренных в лекциях. Живая заинтересованность учащихся, дискуссия: «А вот мне кажется, что тут следует взять за основу другую схему!», «Ничего подобного, этот город слишком молод!..», «А между тем город-то возник на правом берегу!» и т.д. Александр Юрьевич ТРИФОНОВ, Отношение учащихся к «Урокам понимания карты» было самое положительное, особенно им понравилась аналогия города с «рэкетиром» — это внесло какую-то веселость в урок, нотки в духе времени. Учащиеся узнали совершенно новый подход к пониманию расположения городов — исходя из физико-географического положения. Поняли, что, не выходя из кабинета, можно образно представить, почему города стоят в этом месте, а не в каком другом. Научились элементам моделирования в виде схем, используя новую информацию, используя опережающие знания. Я думаю, у них появился новый взгляд на мир, более проницательный. Главный результат работы — развитие умений нестандартно мыслить, делать логические умозаключения не так, как привыкли по учебнику, по стандарту. Это ведь одна из главных задач учителя — учить мыслить. Курс сложен при первом прочтении, приходилось прочитывать по несколько раз, сверяя с картами территорий. Мне самой многое открылось по-новому, я стала по-другому смотреть на многие вещи. Курс очень интеллектуальный, написан с юмором, нравятся ваши точные сравнения, афоризмы. Здорово, что есть такие курсы! Теперь я многие уроки буду строить, используя элементы пространственного анализа, хотя во времени мы ограничены. Но такие есть красивые примеры, что они стoят драгоценного времени. Я также думаю взять исследовательскую работу с учениками по пространственным конфигурациям. Уже запланировано на следующий учебный год заседание методического объединения учителей географии, где я расскажу о курсах, о содержании лекций и, может быть, проведу для учителей урок. Ольга Федоровна КОЗЛОВА, Карта лучше стала постигаться, так как ее представляешь себе уже как осмысленную систему. После этого курса воспитывается пространственное мировидение, которое можешь передать своим ученикам. Особенно понравилось работать циркулем! А вот мнение моей ученицы Юли Маменко: Никогда не задавалась вопросом, а почему именно здесь сформировался данный город. Благодаря этому уроку, смотря на карту, я буду пытаться ответить в первую очередь на вопрос, чем обусловлено возникновение этого объекта на данной территории. Ирина Анатольевна СКОРОБОГАТОВА, Используя методики курса, провела занятие со студентами по географии Калужской области. Студенты отмечают, что теперь стали понимать заученный тезис «Читать, знать и понимать карту». Наконец поняли, что значит «понимать карту». Курс, несомненно, полезен, доступен. Стиль изложения завораживает, приведенные примеры, с позиций методики, доходчивы, интересно и оригинально (нестандартно) поданы. В дальнейшем обязательно буду применять материал в курсе «Краеведение». На заседаниях кафедры географии в ближайшее время готовлю выступление о курсе «Уроки понимания карты», как можно применять его для подготовки будущих учителей географии. Татьяна Викторовна КОНСТАНТИНОВА, Отлично подготовленные и проведенные курсы. Курс интересный. Руководитель — такой умный, самобытный географ. Лекции не скучные, увлекательные. Рисовать я люблю, и ваши картосхемы мне нравятся. Хочу теперь попробовать схематизировать целые страны. Что сказали мои ученики? Раньше по карте любил находить страны, города. А теперь захотелось узнавать с помощью физкарты, а почему именно здесь возник город. Интересно. Раньше я знал, что города стоят на берегах крупных рек, морей, там, где рядом вода. Оказывается, есть и другие причины появления городов. Галина Митрофановна ЗАЙЦЕВА, Я ознакомила учащихся с основами пространственного анализа. Заинтересовавшись, они сами начали моделировать. Что интересно, они быстро поняли и начали делать успехи. Работу организовали в группах, используя атласы и карты разных масштабов и тематик. Алевтина Петровна ДАУТОВА, |