Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2006

Профессиональная карьера


Из отзывов на курс:

К.С. Лазаревич. ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ РОССИИ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ

В ходе ознакомления с материалами лекций и работы над заданиями я получил не только массу удовольствия, новой информации, но и большой заряд бодрости — в какой-то мере вновь почувствовал себя студентом.

На следующий год Вашим слушателем будет моя коллега, также учитель географии нашей школы. Документы она уже выслала. Заинтересовались этими курсами и некоторые преподаватели других дисциплин. Так что Университет «Первое сентября» через несколько лет завоюет всеобщую популярность.

Леонид Николаевич КУЛЯМИН,
Санкт-Петербург

Многие слушатели курса «Изучение географии России по природным зонам» считают удачными проверочные вопросы, помещенные после лекций. Предлагаем читателям некоторые из них.

1. Европейская Россия и Кавказ занимают 30% территории страны. Там живет 3/5 ее населения. Рассчитайте, во сколько раз средняя плотность населения в Европейской России выше, чем в Азиатской.

2. На Северный Ледовитый океан оказывают отепляющее влияние Атлантический и Тихий океаны. Влияние какого океана больше и почему?

3. Сравните протяженность маршрутов от портов Европейской России до Владивостока по Северному морскому пути и огибая Азию с юга (через Суэцкий канал). Измерения проводите по глобусу: искажения на картах могут быть очень велики. Первый из этих маршрутов проложите от Мурманска как можно ближе к побережью. (Почему нужно сделать именно так? Ведь кратчайший путь пройдет гораздо дальше от берега, в этом можно убедиться, натянув нитку на глобусе от Мурманска до Берингова пролива.) Какой порт лучше выбрать в качестве начальной точки южного маршрута? Для измерений используйте циркуль-измеритель, шаг циркуля можно взять 5 мм. Если ошибка будет не более 10%, точность измерения будет признана вполне удовлетворительной. Если на глобусе, которым Вы пользуетесь, не указан масштаб (такое бывает), определите его, помня, что длина экватора 40 тыс. км.

4. Обычно карты и глобусы изготавливают в масштабах, с которыми удобно работать: одна пятимиллионная, одна двадцатимиллионная и т.д. При определении масштаба глобуса по длине экватора результат может получиться некруглым. С чем это связано?

5. На Полярном Урале и во многих местах в горах Сибири на высотах ниже снеговой линии все же образуются снежники, не тающие по несколько лет, и даже небольшие ледники. Почему?

6. Среди опасных явлений в горах есть водоснежные потоки (еще их называют гляциальными, то есть ледяными, селями). Исходя только из названия явления, постарайтесь охарактеризовать его.

7. На юго-востоке Европейской России озёра преимущественно соленые. Почему?

Учебный план

Лекция 1. Зоны и пояса как основа районирования России

Лекция 2. Kрайний Север

Лекция 3. Тайга
Kонтрольная работа № 1

Лекция 4. Смешанные леса

Лекция 5. Степи и пустыни
Kонтрольная работа № 2

Лекция 6. Субтропики и горы

Лекция 7. Европейская Россия и ее обрамление

Лекция 8. Азиатская Россия

Итоговая работа. Итоговая работа представляет собой семинар по теме «Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере одной из зон».

8. Почему слабо разведан и почти не эксплуатируется Тунгусский угольный бассейн?

9. Объясните, улучшилось или ухудшилось с сооружением Транссибирской железнодорожной магистрали экономико-географическое положение следующих городов: Тюмень, Тобольск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск.

10. Из камчатских и курильских вулканов около 70 — действующие. Почему не названо точное число действующих вулканов?

11. Оцените преимущества и недостатки географического положения Санкт-Петербурга:

— в качестве морского порта (сравните с Калининградом);

— в качестве столичного города (сравните с Москвой).

12. Объясните, какие черты географического положения Нижнего Новгорода способствовали тому, что он стал крупным торговым центром.

13. Сравните географическое положение Сибири и Дальнего Востока:

а) по легкости или трудности транспортной связи с Европейской Россией;

б) по легкости или трудности транспортной связи с зарубежными странами;

в) по выгодности или невыгодности оборонного положения.

14. Какие почвы наиболее широко распространены в районе, где вы живете? Есть ли почвы, отличающиеся от самых характерных для данной природной зоны? Если есть, то какие?

15. Какие культуры наиболее распространены в сельском хозяйстве района, где вы живете? Есть ли среди них зерновые и зернобобовые? Они яровые или озимые?

16. Есть ли в субъекте федерации, где вы живете, города, возникшие или развившиеся в связи с разработкой полезных ископаемых?