Из отзывов на курс:
В ходе ознакомления с материалами лекций и работы над заданиями я получил не только массу удовольствия, новой информации, но и большой заряд бодрости — в какой-то мере вновь почувствовал себя студентом. На следующий год Вашим слушателем будет моя коллега, также учитель географии нашей школы. Документы она уже выслала. Заинтересовались этими курсами и некоторые преподаватели других дисциплин. Так что Университет «Первое сентября» через несколько лет завоюет всеобщую популярность. Леонид Николаевич КУЛЯМИН, Многие слушатели курса «Изучение географии России по природным зонам» считают удачными проверочные вопросы, помещенные после лекций. Предлагаем читателям некоторые из них. 1. Европейская Россия и Кавказ занимают 30% территории страны. Там живет 3/5 ее населения. Рассчитайте, во сколько раз средняя плотность населения в Европейской России выше, чем в Азиатской. 2. На Северный Ледовитый океан оказывают отепляющее влияние Атлантический и Тихий океаны. Влияние какого океана больше и почему? 3. Сравните протяженность маршрутов от портов Европейской России до Владивостока по Северному морскому пути и огибая Азию с юга (через Суэцкий канал). Измерения проводите по глобусу: искажения на картах могут быть очень велики. Первый из этих маршрутов проложите от Мурманска как можно ближе к побережью. (Почему нужно сделать именно так? Ведь кратчайший путь пройдет гораздо дальше от берега, в этом можно убедиться, натянув нитку на глобусе от Мурманска до Берингова пролива.) Какой порт лучше выбрать в качестве начальной точки южного маршрута? Для измерений используйте циркуль-измеритель, шаг циркуля можно взять 5 мм. Если ошибка будет не более 10%, точность измерения будет признана вполне удовлетворительной. Если на глобусе, которым Вы пользуетесь, не указан масштаб (такое бывает), определите его, помня, что длина экватора 40 тыс. км. 4. Обычно карты и глобусы изготавливают в масштабах, с которыми удобно работать: одна пятимиллионная, одна двадцатимиллионная и т.д. При определении масштаба глобуса по длине экватора результат может получиться некруглым. С чем это связано? 5. На Полярном Урале и во многих местах в горах Сибири на высотах ниже снеговой линии все же образуются снежники, не тающие по несколько лет, и даже небольшие ледники. Почему? 6. Среди опасных явлений в горах есть водоснежные потоки (еще их называют гляциальными, то есть ледяными, селями). Исходя только из названия явления, постарайтесь охарактеризовать его. 7. На юго-востоке Европейской России озёра преимущественно соленые. Почему?
8. Почему слабо разведан и почти не эксплуатируется Тунгусский угольный бассейн? 9. Объясните, улучшилось или ухудшилось с сооружением Транссибирской железнодорожной магистрали экономико-географическое положение следующих городов: Тюмень, Тобольск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск. 10. Из камчатских и курильских вулканов около 70 — действующие. Почему не названо точное число действующих вулканов? 11. Оцените преимущества и недостатки географического положения Санкт-Петербурга: — в качестве морского порта (сравните с Калининградом); — в качестве столичного города (сравните с Москвой). 12. Объясните, какие черты географического положения Нижнего Новгорода способствовали тому, что он стал крупным торговым центром. 13. Сравните географическое положение Сибири и Дальнего Востока: а) по легкости или трудности транспортной связи с Европейской Россией; б) по легкости или трудности транспортной связи с зарубежными странами; в) по выгодности или невыгодности оборонного положения. 14. Какие почвы наиболее широко распространены в районе, где вы живете? Есть ли почвы, отличающиеся от самых характерных для данной природной зоны? Если есть, то какие? 15. Какие культуры наиболее распространены в сельском хозяйстве района, где вы живете? Есть ли среди них зерновые и зернобобовые? Они яровые или озимые? 16. Есть ли в субъекте федерации, где вы живете, города, возникшие или развившиеся в связи с разработкой полезных ископаемых? |