Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2006

Место


ЛАЛЬСК:
культурно­географические сюжеты

В.Н. КАЛУЦКОВ
канд. геогр. наук, ст. научный сотрудник географического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
сопредседатель междисциплинарного семинара «Культурный ландшафт»

Вид на Лальск с окружающих холмов. 2005. Фото Е. Кац
Вид на Лальск с окружающих холмов. 2005. Фото Е. Кац

Сюжет первый. Целостный исторический город

Современный статус города — поселок городского типа. Но поселковость с ее временностью, необустроенностью, неукорененностью к Лальску не имеет никакого отношения. Лальск — город исторический.

Понятие «исторический город» означает не только его преклонный возраст, но и то, что древность города оказывается сильнее современности. В городе много жилых зданий XIX в. и даже XVIII в. Именно они определяют его современный облик.

Целостность Лальска проявляется в его компактном ансамбле каменных и деревянных зданий, не нарушенном новоделами последних десятилетий; в его пространственной организации, когда храм, а не завод, является архитектурной доминантой и духовным центром города; во «вписанности» города в окружающую таежную природу.

Тайга не только окаймляет город. Глядя на город с окружающих холмов, можно отчетливо представить момент его рождения среди глухих северных лесов. И в наши дни дерево представляет собой основной местный строительный материал: в современном Лальске преобладают деревянные дома и тротуары.

Если ответить на вопрос: «Чем примечателен Лальск?», то нужно назвать четыре самых значимых городских места: Соборную площадь с замечательными белокаменными храмами, построенными устюжскими мастерами, основную лальскую Большую улицу (ныне улица Ленина) с добротными купеческими домами, уникальный по оригинальности экспозиций историко-краеведческий музей и… городское кладбище. Да-да, именно кладбище. Географы в своих исследованиях нечасто вспоминают о таком объекте. Между тем в исторических городах посещение и изучение кладбищ представляет собой важный момент не только для историка, но и для географа. Эта работа позволяет лучше понять и объяснить многие современные процессы, городские обычаи и нравы.

Автор благодарит сотрудников Лальского историко-краеведческого музея Е.Е. Симахину и Ю.Ф. Страздынь, оказавших большую помощь при сборе материала, а также картографа М.А. Горелову, которая составила карту Лальска.

Слева: Дом 1781 г. Принадлежал винному откупщику Пешкову, после в нём располагались классы начальной школы и библиотека. Ныне жилой дом. 2005. Фото А. Ивановой. Слева: Дом 1781 г. Принадлежал винному откупщику Пешкову, после в нём располагались классы начальной школы и библиотека. Ныне жилой дом. 2005. Фото А. Ивановой. Справа: Тот же дом. Вид с высоты. 2005. Фото Е. Кац
Слева: Дом 1781 г. Принадлежал винному откупщику Пешкову
после в нём располагались классы начальной школы и библиотека.
Ныне жилой дом. 2005. Фото А. Ивановой.
Справа: Тот же дом. Вид с высоты. 2005. Фото Е. Кац

Сюжет второй. «Китайский след» на Русском Севере

Древность. Имя городу дала река Лала, недалеко от него впадающая в основную реку края — Лузу. По преданию, Лальск основан в 1570 г. новгородцами, бежавшими от немилости царя Ивана Васильевича. Первоначально, примерно до середины XVII в., городок с названием Ботище, как и многие северорусские поселения, располагался на пойме реки Лалы, внутри подковообразного старичного озера Безымянного. На территории крепости «в осыпи», за земляным валом, находился Михаило-Архангельский монастырь.

Географы с недоумением обратят внимание на неудобство расположения поселения на пойме. Действительно, ежегодные половодья, грязь… Однако, если посмотреть на ситуацию глазами горожанина XVII—XIX вв., временный дискомфорт с лихвой компенсировался близостью рыбной ловли, пойменных пастбищ, источника водоснабжения (не будем забывать, что во многих северных деревнях колодцы появились только в XIX—XX вв.). И главное — река в условиях лесного бездорожья России в любое время года представляла собой удобную транспортную магистраль. Для Лальска это было особенно важно, поскольку с самого его основания основным занятием жителей была торговля, прежде всего пушниной. Выгода географического положения определялась этнокультурной (и, соответственно, хозяйственной) границей между «русью» и «чудью», т.е. между русскими и пермскими (финноязычными) племенами. Часть Великой Перми, с которой взаимодействовал Лальск, по имени реки Лузы называлась Лузская Пермца. Торговый характер города и, возможно, «стартовый капитал» возникли не на пустом месте.

Местные белки и сибирские соболя продавались как в самом Лальске, так и в соседнем Великом Устюге. Дальность поездок купцов-лалетян впечатляет: от Сибири до Холмогор и дальше на запад. Успехи лальской меховой торговли отражены и на старинном гербе города: в нижней части в золотом поле «две куничьи шкуры в знак того, что сего города жители производили знатный торг мягкой рухлядью [мехами. — В.К.]».

Лальские соборы. 2005. Фото В. Калуцкова
Лальские соборы. 2005.
Фото В. Калуцкова

В первой четверти XVII в. в километре выше по течению на высокой надпойменной террасе реки Лалы был выстроен Никольский погост. Он стал не только духовным центром, но и крепостью, в которой в специальном амбаре сохранились необходимые для обороны оружие и порох.

Погост образовал новый городской центр, предопределил направление его пространственного развития и дал ему новое имя — Никольский Лальский посад.

Перемещение селения с поймы на надпойменную террасу или на высокий коренной берег — важная культурно-географическая закономерность, характерная для Русского Севера и Сибири. Некоторые города и деревни сохранили пойменный этап истории в своем названии, например, древний город Шенкурск (курья — пойменная протока) или пинежская деревня Пиринемь (немь, мень — пойменный луг, наволок).

Со второй половины XVII в. город формируется вокруг Никольского погоста. Дольше всего на пойме оставался Михаило-Архангельский монастырь, но и он после высокого половодья 1700 г. переместился на окраину города, образовав второй пространственный центр и важную архитектурную доминанту Лальска. Одна из самых старых, известная уже с середины XVII в., главная городская улица — Большая улица — связывает два храмовых комплекса.

Расцвет. Начиная с 1699 г., по указу Петра I торговые караваны из Лальска устремляются в Китай (через Кяхту). Во главе этих экспедиций стоял лальский гостиный сотник Иван Прокопьевич Савватеев. Фамилия Савватеевых известна в Лальске с XVI в. Торговля была прибыльной, в казну поступали огромные налоги. И.П. Савватеев был пожалован царской милостью: соболями, серебряным кубком, дорогой тканью и деньгами. В первой половине XVIII в. в Лальске было организовано несколько торговых поездок в Китай.

Восемнадцатый век можно смело назвать этапом экономического расцвета Лальска: в течение нескольких десятилетий в далеком таежном городке было построено семь (!) каменных церквей, большая часть которых сохранилась до наших дней.

Первый белокаменный — Воскресенский — собор возведен в 1698—1717 гг. на месте деревянного Никольского храма; преемственность традиции почитания Николы на Русском Севере выразилась в сооружении придела Св. Николая.
В середине XVIII в. возводится уникальная по красоте колокольня храма. В облике городских храмов, в изразцовом творчестве хорошо проглядывает влияние устюжской культурной традиции. Изменение имени городского собора с Никольского на Воскресенский приводит к смене названия города: он становится сначала Лальским посадом, а к началу XIX в. просто Лальском.

Культурная провинция. Торговые пути, как и удача, переменчивы. Изменение экономической ситуации отражается в понижении статуса города. В 1796 г. упраздняется Лальский уезд, а в 1805 г. Лальск превращен в заштатный город. И хотя старожилы помнят ярмарки начала XX в. на Торговой площади, они уже носили местный характер.

Промышленное развитие города связано со строительством бумажной фабрики в конце XIX в. Она была построена в нескольких километрах от Лальска возле реки Лузы.

Советское время усилило провинциальность Лальска: железная дорога Киров—Котлас прошла в 27 километрах от него. Экономическое развитие пристанционного поселка Луза сначала принесло ему статус города, а затем из Лальска в Лузу был перенесен и районный центр. Ныне старинный и некогда процветавший Лальск — поселок.

Герб Лальска
Герб Лальска

Сюжет третий.
Иван Степанович Пономарёв — первый краевед и глава города

В России, вероятно, немного найдется городов, в которых первый историк города был профессиональным, выражаясь современным языком, муниципальным служащим.

И.С. Пономарёв вошел в историю города не только как городской староста, но в первую очередь как исследователь, историк города и края, который сумел собрать уникальный исторический, географический, этнографический и фольклорный материал. Его «Сборник материалов для истории города Лальска» издан в 1897 г. в Великом Устюге.

Торговые ряды Лальска. 2005. Фото Е. Кац
Торговые ряды Лальска. 2005.
Фото Е. Кац

Благодаря аргументации И.С. Пономарёва, который соотносил исторические материалы и материалы преданий, обоснована дата основания Лальска: она совпадает с годом «нашествия» Ивана Васильевича на Великий Новгород. Предшествующие исследователи первое упоминание города в исторических документах относили к 1606 г.

Автор рассматривал материалы не только собственно о Лальске, но и о его соседях — Устюге или Сольвычегодске, с которыми город связан исторически и географически. Автор ставил перед собой задачи понять место города в истории России, показать участие лалетян в значимых с позиции государства делах и событиях, например, в освоении Сибири или в дальних торговых экспедициях.

Дом Ивана Пономарёва на ул. Ленина. 2005. Фото В. Калуцкова
Дом Ивана Пономарёва на ул. Ленина. 2005.
Фото В. Калуцкова

Среди использованных материалов переписные книги, государственные указы, а также краеведческие наблюдения о неблагоприятных погодных явлениях, сведения о стихийных бедствиях, местные предания, фольклорные тексты. Автор объясняет местные географические термины, полузабытые топонимы.

В результате перед внимательным читателем предстает жизнь города с фамилиями и прозвищами его жителей, с его топонимией, архитектурными памятниками и почитаемыми иконами, городскими нравами и обычаями.

Лальский муниципалитет. 2005. Фото Т. Ивановой
Лальский муниципалитет. 2005.
Фото Т. Ивановой

Сюжет четвертый. Уважение к минувшему…

Лальское кладбище представляет собой не только примечательный городской объект, заботливо сохраняемый и изучаемый лалетянами. Под руководством учителя Екатерины Витальевны Перцевой местные школьники уже несколько лет ведут здесь важную краеведческую работу. Лальское кладбище — это «свернутая история» города.

Кладбище окружено невысокой каменной оградой. Несколько лет назад в кладбищенской Успенской церкви возобновились богослужения.

Вокруг храма сосредоточены могилы местных священников, других уважаемых жителей города — врачей, учителей, промышленников. Среди них выделяется могила уже упомянутого И.С. Пономарёва, к которому лалетяне относятся с особым уважением.

Обращает на себя внимание расположенный рядом с церковью значительный семейный некрополь Сумкиных и Прянишниковых, владельцев местной бумажной фабрики. Сумкины — старинная лальская купеческая фамилия. Купцы Сумкины вложили свой капитал в развитие бумажного производства. На надгробии умершего в 1912 г. Сергея Михайловича Прянишникова, брата известного художника-передвижника, высечены благодарственные слова от рабочих фабрики.

Семейный некрополь Сумкиных и Прянишниковых. 2005. Фото В. Калуцкова
Семейный некрополь
Сумкиных и Прянишниковых.
2005. Фото В. Калуцкова

Привлекают лалетян могила игумена Павла, который почитается как святой, или могила блаженной Валентины Болящей — по местным преданиям, способствующая исцелению больных.

Местные жители и уроженцы города стремятся обязательно попасть на кладбище на могилы своих предков в день памяти (десятое воскресенье после Пасхи), который отмечается уже многие годы, после того как, по преданию, край пережил тяжелое моровое поветрие; эта традиция поддерживается на всей территории бывшего Лальского, а ныне Лузского района.

Вход на кладбище. 2005. Фото Е. Кац
Вход на кладбище. 2005.
Фото Е. Кац

Сюжет пятый. Лальская географическая песня

Что такое географическая песня? Термин «географическая песня» в начале XX в. предложил Д.К. Зеленин, крупный фольклорист, этнограф и географ (в качестве председателя комиссии по этнографии Императорского Русского географического общества). Самое короткое определение — это песни народа о своем крае, в которых содержатся географические сведения. Географические песни представляют собой фольклорные тексты с ярко выраженной пространственной компонентой: они обязательно содержат топонимы, этнонимы или антропонимы.

Географические песни всегда связаны с определенными территориями (страной, краем, городом, деревней) и сообществами людей, в них проживающими. Наряду с «объективными» данными, географические песни всегда содержат авторскую (народную) интерпретацию места. При культурно-географических исследованиях они имеют особую ценность, так как содержат информацию о народном опыте духовного и хозяйственного освоения пространства и отражают картину мира различных этнических и региональных сообществ.

Хотя географические песни содержат большой объем собственно географической информации, географы пока не имеют опыта их использования в своих исследованиях.

Лальская географическая песня. Текст песни «Прощай, Лальский наш посад» сохранился благодаря И.С. Пономареву, который заимствовал его из рукописного, ныне утраченного сборника 90-х годов ХVIII в.

Вот текст этой песни.

Прощай, Лальский наш посад, в тебе век нам не бывать,
В тебе век нам не бывать, хлеба­соли не едать,
Хлебасоли не едать, разлапушек не видать.
Прости, рынок и базар (1) и со белым кабаком (2),
И со белым кабаком, и с Петрухой горбуном.
Прощай, улица Больша (3), мостовая хороша,
Прощай, улица Никольска (4), не бывать нам на Воцком (5),
Прощай, улица Забучишна (6), там гулять нам сполитично,
Прощай, Гулыня (7) со концом, там гулять нам полно с другом,
Прощай, улки, переулки, молодецкие наши разгулки,
Прощай, улица Бугорска (8), не быватьто нам в Тобольском (9),
Прощай, улица Пещанка (10), не бывать нам на Дресвянке (11),
Прощай, улица Заполя (12), не быватьто нам на воле,
Прощай, улица Рождественска (13), гулятьто нам торжественно,
Прощай, Спасский конец (14), там гулял молодец...
Прощай, с балясами кабак, продают гнилой табак.
Архангельска улица (15), прости, нам тоски той не снести,
Прощайте, монастырские дворцы (16), там гуляли молодцы,
Там у нас ухожей был, ныне стал и он не мил.
Прощайте, забавные привертки — молодецкие наши увертки.
Прощай, улица Надозерска (17) и со Низовским (18) со концом...
Уж приходит нам расстаться и впредь с вами не видаться,
Поминайте всегда нас, не забудем и мы вас.
А когда мы вас забудем, так живы в свете не будем.

Это образец городской географической песни, подробно характеризующей микрогеографию русского города. Можно предположить, что она была сочинена рекрутами, — вероятно, молодыми лальскими купцами.

Географическая логика песни заключается в ее пространственном разворачивании, «движении» от центра города, от его самых значимых мест (городского собора и торговой площади) к окраинам.

Центр города. Песня начинается от Соборной площади, где располагались торговые ряды (базар) и белый кабак (в тексте песни номера 1, 2). По воспоминаниям жителей Лальска, ярмарки на Соборной площади проводились до начала XX в. Топоним Большая улица (3) просуществовал до эпохи тотальных переименований, а затем превратился в улицу Ленина.

Ближние окраины города (топонимы, локализованные вокруг города-крепости середины XVII в.):

Топоним улица Никольская (4) связан с уже несуществующим Никольским погостом и храмом, а также с Никольскими воротами на южном выезде из города (сгорели в 1666 г.). Место Воцкое (5) расположено на берегу Лузы, примерно в двух километрах к югу от Лальска.
В песне пара «улица Никольская — место Воцкое» представлена в соответствии с географической логикой: оба места расположены в южном направлении от центра.

Улица Забучишна (6), т.е. расположенная за речкой Бучихой (от глагола бучить в значении «мять, мыть белье»), находилась на северной ближней городской окраине, у бывших Устюжских городских ворот.

Изразцы Воскресенского собора Лальска. 2005. Фото В. Калуцкова
Изразцы Воскресенского собора Лальска.
2005.
Фото В. Калуцкова

Топоним Гулыня (7) в Лальске выявить не удалось. Однако в Великом Устюге улица с примечательным названием Гулыня (Спасская Гулыня) известна с XVI в. Она связывала пригородный Спасский монастырь с устюжским торгом и Городищем и славилась обилием питейных заведений. Учитывая тесные связи Устюга и Лальска и то, что автор, вероятно, неоднократно бывал в Великом Устюге, где у него, наверно, были и друзья («Прощай, Гулыня со концом, там гулять нам полно с другом»), можно предположить, что он мысленно ненадолго перемещается в Устюг. Другое объяснение заключается в том, что устюжский топоним Гулыня используется метафорически применительно к одной из лальских улиц*.

Картосхема исторической части Лальска
Картосхема исторической части Лальска

Топонимы улица Бугорска (8) и Тобольский или Тобольское (9) локализовать не удалось.

Улица Пещанка (10) соотносится со слободой Песчанкой, расположенной на северо-западной окраине города. В северном же направлении от города находится населенный пункт Дресвянка (11).

Улица Заполя (12) не локализована, однако можно предположить, что топоним связан с ближней городской окраиной (на Русском Севере запольками именовались поля, прилегающие к деревне).

Улица Рождественска (13) в истории Лальска не известна: Рождественских храмов в истории города не было. Вероятно, как и в случае с Гулыней, образ победил географические реалии.

Дальние окраины города (уличные и кончанские топонимы, расположенные к югу вдоль речки Лалы):

Спасский конец (14) территориально связан с сохранившейся Спасской церковью. Поясним, что концы или околки (околодки) типичны для селений Русского Севера и представляют собой целостные внутриселенческие (внутригородские, внутридеревенские) образования; кончанская пространственная структура была характерна для древнего Новгорода. Спасской улице соответствует современная улица Гагарина.

Архангельская улица (15) примыкала к территории Михаило-Архангельского монастыря (16), о котором мы рассказали во втором сюжете (ныне сохранилось лишь одно монастырское здание).

Надозерская улица (17), протянувшаяся вдоль озера Безымянное, и Низовский конец (18), который в современной лальской топонимии сохранился в виде топонима Низовки, ведут к юго-востоку от центра к старому городищу.

Сохраняя целый пласт городских топонимов, песня точно передает и пространственную структуру, и социальную топографию, и восприятие Лальска изнутри, глазами жителя старинного русского города.

Текстов географических песен собрано и записано довольно много, но их интерпретировали, как правило, специалисты по фольклору. На наш взгляд, географические песни представляют собой новый интересный материал в географических и краеведческих исследованиях.

***

Лальск сохранил облик и образ жизни тихого провинциального городка конца XIX — начала XX века. Это город-память, город притягивающей к себе русской провинции. Его более удачливый сосед Великий Устюг ныне быстро развивается как значительный центр туризма, а застенчивый Лальск еще ждет своего часа.


* Подобно тому, как во многих современных городах есть свои «Арбаты» и «Бродвеи». — Прим. ред.

Прямо как в рай

После всех окрестных достаточно однообразных поселков-лесопунктов (г. Луза в том числе) в Лальск въезжаешь прямо как в рай — наконец-то вот он, классический городок Русского Севера! Лальск делится на три части. Первая, самая интересная — собственно Лальск, его исторический центр. На малюсеньком протяжении в 3 километра, идя по центральной улице Ленина или близ нее, вы встретите множество достопримечательностей: большой архитектурный ансамбль в стиле северного барокко из двух церквей и отдельно стоящей колокольни, торговые ряды, дом Прянишниковых (в нем краеведческий музей), подвесной мост через реку Лалу, действующую церковь на кладбище у выезда в направлении на Коми, недействующий собор рядом с памятником героям Великой Отечественной войны, огромные деревянные дома разных цветов (XIX в.), которые делают Лальск непохожим на остальные северные городки. Да прибавьте к получившейся картине тишину и деревянные настилы на улицах.

Вторая часть Лальска, Фабрика, находится за Лалой и интересна лишь бумажной фабрикой. А вот в третьей части, за Фабрикой — пос. Таврический, берет начало действующая лесовозная узкоколейка, уходящая сквозь глухие леса на 74 км в Республику Коми. (На
36-м километре — пос. Мирный, готовящийся к выселению.)

Собравшимся в Лальск следует иметь в виду, что в Лальске нет: 1) автостанции — все автобусы идут из г. Лузы; 2) пристани — пассажирское судоходство по р. Лузе давно прекращено; 3) гостиницы (и в г. Лузе её тоже нет, лишь «комнаты отдыха» на железнодорожном вокзале). Главными достопримечательностями окрестностей Лальска считаются церкви (в основном барокко). Лалетяне рекомендуют посетить Заборье (большая одинокая церковь на берегу Лузы, 17 км пешком от Лальска на юго-запад), с. Верхнелалье (30 км на север по грунтовке), с. Учка (15 км по грунтовке в сторону Коми) и с. Вымск (60 км по грунтовке в сторону Коми).

Как приехать и уехать

Автостопом из Москвы в Лальск удобнее всего попадaть через Великий Устюг. В Великом Устюге садитесь на паром, который переправит вас через Северную Двину в пос. Кузино. Из Кузино — грунтовка до Лузы, из Лузы — 25 км ужасной смеси асфальта, бетона и грунта до Лальска (из Кузино в Лузу ходит ПАЗик, но не каждый день).
Уехать из Лальска можно в республику Коми, которая порадует вас асфальтом. Пройдите Лальск насквозь и голосуйте за понтонным мостом через Лузу. Почти до самой областной границы идёт хорошая широкая грунтовка в обход всех прилузских деревень. Транзитные сёла начинаются за Вым-ском (Егошинская) и продолжаются вплоть до трассы Киров—Сыктывкар, за исключением пос. Коржинский и с. Занулье (объездные). В Корже вы ещё раз пересечете Лузу по понтонному мосту. Интересно, что кировчане ездят в Лальск именно по этой дороге, через Коми, т.к. альтернативные пути в черте Кировской области ну очень разбиты! Интересно, что практически каждая, даже самая маленькая деревня Прилузья на этой дороге имеет два названия. Так что не удивляйтесь, если водитель едет в Городок, или «Париж»,— это Пестовская, в Волбас — это Андреева Гора (там, кстати, пекут самый вкусный хлеб в Лузском р-не), в Вымск — это Егошинская, в Чирюг — это Уга... и т.д.

Егор Паагирев//Академия вольных путешествий. 15.10.2003


Лальская бумажная фабрика

Лальская бумажная фабрика основана в 1829 г. вблизи Лальска лальским купцом А.С.Сумкиным. Весь процесс производства бумаги был ручным. Лишь в 1854 г. была установлена первая самочерпальная машина. Представьте: в 1854 г. сюда, в захолустье, чтобы установить машину, выписали мастера из Англии. Сегодня это назвали бы высокотехнологичным прорывом.

В 1924 г. фабрика сгорела. И была безвозмездно восстановлена силами рабочих. Все постройки того года хорошо сохранились, благополучно пережили реконструкцию 60-х годов и до сих пор радуют глаз старомодной, немного сказочной кирпичной кладкой.

Фабрика специализируется на выпуске лабораторно-фильтровальной и промокательной бумаги. Работает на привозном сырье — целлюлозе. Основными поставщиками целлюлозы являются Братский ЦБК, Байкальский ЦБК, Котласский ЦБК, Сыктывкарский ЛПК.

georfed.narod.ru