Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2006

Курсы повышения квалификации


О.В. КРЫЛОВА

Как научить школьников выражать географические идеи

(развитие речи на уроках географии)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Устная речь учащихся: от диалога к монологу

18

Лекция 2. Обучение умению рассказывать на географическую тему

19

Лекция 3. Что начинается с карты: о развитии картографических умений учащихся

20

Лекция 4. Письменные работы по географии
Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Чтение и речевое развитие ученика
22 Лекция 6. Об искусстве географического описания
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. От географического описания к характеристике
24 Лекция 8. Современные информационные возможности и школьная география
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 2

Обучение умению рассказывать
на географическую тему

Речь как форма существования мысли

Речь имеет две основные функции — коммуникативную, благодаря которой она является формой и средством общения, и сигнификативную, будучи формой существования мысли, сознания. Эти функции формируются одна через другую и взаимодействуют одна с другой. Но именно речь — как форма существования мысли должна быть предметом пристального внимания учителя. Рассмотрим еще один пример.

Задача 1*. Пользуясь климатическими и физическими картами, сравните экваториальный и субэкваториальный климат по плану:
1. Географическое положение.
2. Преобладающие воздушные массы.
3. Средние температуры зимы и лета.
4. Преобладающие ветры.
5. Количество и режим выпадения осадков.

Перед нами готовый план ответа. Как правило, типовой план воспринимается учителем как необходимая опора для составления по-следовательного и связного ответа ученика. (Именно этот аргумент чаще всего используется сторонниками готовых типовых планов.) Как будет отвечать по предложенному плану обычный семиклассник? Скорее всего, он будет говорить на каждый новый пункт плана новое словосочетание (не предложение!), то есть по отдельности назовет воздушные массы, температуры, ветры, укажет количество и режим выпадения осадков в каждом типе климата. Вероятность того, что ученик будет рассказывать, устанавливая смысловую связь между предложениями, крайне мала. Отвечая по порядку на каждый пункт плана, семиклассник рискует потерять главное — существование взаимосвязей между явлениями, потому что, например, режим и количество осадков зависят от смены воздушных масс, а про них — в разных, да еще не подряд названных пунктах. Выходит, что если составлять развернутое высказывание (мы ведь хотим услышать от ребенка связную речь!), то ученику придется говорить не по плану, а вопреки плану.

Может быть, стоит начать с другого во-проса, к самим себе: что в данном конкретном случае мы хотим получить от ученика? Чтобы сравнил типы климата? Могут ли семиклассники сами назвать признаки сравнения типов климата? Наше убеждение — безусловно, могут! А раз так, пусть сами и сравнивают, при участии и, если необходимо, помощи учителя.

Представим возможный диалог.

Учитель. По каким признакам можно сравнить два климата, например, экваториальный и субэкваториальный? (А можем и не указывать конкретные типы.)

Роман. Можно сравнить, сколько осадков выпадает за год и есть ли сезоны года.

Надя. Какие наблюдаются средние и максимальные температуры воздуха.

Катя. Надо обязательно сравнить, какие воздушные массы формируют этот климат и что от них зависит.

Надя. Можно сравнить, для каких территорий эти климаты характерны.

Учитель. Что значит «для каких территорий»?

Надя. Например, в каких странах экваториальный, а в каких субэкваториальный.

Учитель. Можно так. А почему в одних странах — экваториальный климат, а в других, например, субэкваториальный? От чего это зависит?

Лена. От широты, потому что разные широты по-разному нагреваются и климатические пояса изменяются к северу и к югу от экватора.

Учитель. Молодцы! А давайте подведем итоги. Какие признаки климатов мы будем сравнивать и в какой последовательности?.. (Или: С чего мы начнем сравнение?.. Кто хочет начать?)

Справедливости ради представим еще один возможный вариант.

Учитель. По каким признакам можно сравнить два климата, например, экваториальный и субэкваториальный?

(Тишина. Ни одной поднятой руки.)

Учитель. Ребята, подумайте!

(Тишина. Ни одной поднятой руки.)

Учитель. Когда речь заходит о любом климате, что вас может интересовать с практической точки зрения? Например, если вы соберетесь поехать на экватор?

Ученики. Надо знать, какая там температура, есть ли осадки.

Учитель. Правильно! А теперь соображайте дальше — например, про осадки. Что можно сравнить, говоря об осадках?

Что служит содержанием этих примерных диалогов? Знание учащимися существенных признаков климата, будь то температура, осадки, воздушные массы, и понимание причинно-следственных и пространственных взаимосвязей, которые вполне доступны их восприятию.

Что нужно от учителя как организатора познавательной деятельности школьников? Психологическая готовность к такому диалогу с учащимися и свободное владение географическим содержанием предмета. Ребята выстраивают сравнение в произвольной последовательности, а учитель отслеживает полноту и истинность содержания, четко представляя себе, на какие знания и умения опираются учащиеся в своей деятельности. Учитель анализирует выстраиваемый вместе с учащимися новый ответ, а не проверяет его на соответствие с ранее заданным и будто бы единственно верным образцом. При этом необходимо умение и желание задавать вопросы, которые понятны ученикам.

Принято считать, что при фронтальной работе учитель обращается с вопросом ко всем ученикам и этот никому персонально не адресованный вопрос стимулирует всех учащихся к ответу, потому что — «вдруг спросят меня». Наблюдения показывают, что это не совсем так. На самом деле, слушать этот вопрос, обращенный ко всем вместе и ни к кому персонально, отдельно взятому ученику вовсе не обязательно, так как если все-таки спросят, то всегда можно сказать, что не понял или не слышал, и учитель, как правило, вопрос повторит. Ситуация меняется, если вопрос имеет конкретного адресата: заставляет его сосредоточиться и пытаться отвечать, а у части одноклассников порождает любопытство — ответит или нет? — и желание ответить; может быть, ответить по-другому или лучше. Следовательно, во время фронтальной беседы целесообразно чередовать вопросы, обращенные к конкретным ученикам и ко всем учащимся. Беда в том, что многим и многим ученикам не хватает личного общения с учителем. Если этого общения недостаточно вначале, когда ученик еще хочет отвечать и высказывать свое мнение, то потребность в общении может быстро пропасть, и ученик постепенно привыкнет «отсиживаться» на уроке.

Работа над правильным высказыванием — это еще одна составляющая фронтальной работы. Учитель работает с конкретным учеником: «Как ты думаешь? Уточни. Попробуй сформулировать еще раз…», и только потом новое обращение: «Кто скажет по-другому?» Это индивидуальная работа. Сложность в том, что нужно привлекать на каждом уроке как можно большее число учеников и не упустить ни одного из них в течение нескольких уроков. Учителю необходимо наличие организаторских навыков и умение удержать в поле зрения не двух-трех, а как можно большее число учеников, желательно всех. Кроме того, чрезвычайно важно научиться оценивать сложность задаваемых вопросов, и если мы хотим «разговорить» учеников, следует задавать вопросы, на которые они смогут ответить. Из этого вовсе не следует, что вопросы должны быть примитивны до анекдотичности, они лишь должны быть доступны индивидуальному уровню учащегося. Таким образом, степень индивидуализации фронтальной работы может быть очень разной.

Методический практикум

1. Какая — индивидуальная или фронтальная — форма работы наиболее часто встречается на ваших уроках? Какая из этих форм обеспечивает большую речевую активность учащихся?

Учить школьников монологической речи в форме развернутого высказывания можно на разном географическом содержании.

1. Развернутое высказывание на основе содержания понятия. Условие успешного овладения знаниями и умениями по географии — усвоение научных понятий. К сожалению, работа над географическими понятиями нередко сводится к работе над их определениями, которая, в свою очередь, ограничивается тем, чтобы выучить единственный, самый точный, верный, самый-самый вариант, представленный ученику в готовом виде.

Попробуем предположить содержание и объем рассказа шестиклассников еще об одной линии градусной сети — о параллели.

Задача 2. Расскажите, что такое параллель.

Подготовительная работа вновь направлена на формирование замысла будущего высказывания и на актуализацию знаний. Проанализируем, что знают учащиеся о параллелях и, следовательно, о чем могут рассказать?

Примерное содержание понятия параллель:

— о том, что это за линия;

— об изменении протяженности от экватора к полюсу (привести примеры самой длинной и самой короткой параллели; сравнить параллели по длине);

— о градусной мере параллелей;

— о том, через сколько градусов можно их проводить;

— о направлении, которое они показывают;

— об экваторе как параллели разделяющей Землю на Северное и Южное полушария (привести примеры объектов, расположенных в разных полушариях по отношению к экватору);

— об экваторе как нулевой параллели (привести примеры различных объектов, расположенных на разном расстоянии от экватора)

— и т.д.

Задача учителя — актуализировать эти знания ученика, «вызволить» их и помочь ученику осознать их, представить в речи.

Методический практикум (продолжение)

2. Составьте рассказ о параллели из 10—12 предложений от лица шестиклассника.

3. Предложите темы развернутых высказываний или учебных рассказов на основе раскрытия содержания изучаемого понятия для учащихся разных классов.

2. Развернутое высказывание на основе образного (метафорического) определения. Образные или метафорические определения, как правило, строятся на основе какого-то сравнения, выраженного в переносном смысле, следовательно, могут стать информационной основой для построения учебных задач.

Задача 3. Название экватор происходит от латинского слова aequator — «уравнитель». Объясните, какое свойство экватора подчерк-нуто в этом названии.

Задача 4. Название параллель происходит от греческого слова parallelos — «идущий рядом». Объясните, какое свойство параллели подчеркнуто в этом названии.

Задача 5. Известный географ Л.С. Берг назвал Байкал «чудом природы во всех отношениях». Составьте рассказ об озере, используя это определение.

При выполнении задачи учащимся предстоит не только использовать знания природных особенностей Байкала, но и раскрыть смысл слова чудо. Слово знакомое, но можно все-таки напомнить его толкование из «Словаря русского языка» С. Ожегова.

Чудо — нечто небывалое, сверхъестественное;

— нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью (по С. Ожегову).

Условия возникновения речевого высказывания

Условия возникновения речевого высказывания

Это первый уровень выполнения работы, возможен и другой, более затратный по времени, но и более результативный с точки зрения речевого развития учащихся.

Задача 6. Известный географ Л.С. Берг назвал Байкал «чудом природы во всех отношениях». Составьте рассказ об озере, используя это определение. Перед тем как начать работу познакомьтесь с трактовкой слова чудо, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля. Используйте в своем рассказе об озере возможно большее число приведенных в этом словаре эпитетов.

Чудо — всякое явление, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Диво, необычайная вещь или явление, случай. Чудный, дивный, удивительный, изумительный, необычайный, непонятный, непостижимый, редкий, превосходный, редкостный (по В. Далю).

Диво — необычайная вещь или явление, случай.

Чудный — дивный, удивительный, превосходный, редкостный.

Учащиеся могут выполнить задачу 5 непосредственно на уроке, в этом случае их речевые высказывания будут спонтанными, то есть не подготовленными заранее. Задачу 6 можно рассматривать в качестве продолжения, как работу с теперь уже подготовленными речевыми высказываниями, и предложить на дом.

Метафорой (от греч. metaphora — «перенесение») называется перенос названия предмета (действия, качества) на другой на основании их сходства. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета, формы, объема, назначения, положения в пространстве и времени и т.д. Не всегда удается четко определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Это объясняется тем, что предметы, явления, действия могут сближаться в тропах не только на основании внешнего подобия, но и по общности производимого ими впечатления.

(И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.
«Секреты хорошей речи»)

Предложим еще одну задачу.

Задача 7. Градусную сеть карты иногда называют сеткой. Слова сеть и сетка многозначны. Есть рыболовная сеть, есть телефонная и даже разведывательная. Есть волейбольная и теннисная сетки, сетка футбольных ворот, есть сетка — сумка для продуктов.

О пользе градусной сетки
Прочитайте рассказ и проанализируйте, на каких ассоциациях построено его содержание.
Градусная сетка карты — это очень полезный предмет. В нее можно поймать не только отдельные города или отдельные горные вершины, но и целые государства или горные страны, моря или равнины. Обычно сеть плетут или вяжут из ниток или веревок разной длины и толщины, которые переплетают в разных направлениях. Связать сеть — дело не простое. У разных мастеров были и есть свои секреты завязывания узелков, чтобы сетка была прочной.
Сетка состоит из ячеек, которые различаются по размеру. Для ловли крупной рыбы используют сеть с крупными ячейками, а для ловли мелкой — с мелкими и частыми. Для поиска материков и океанов или для равнин и морей пользуются разными по размеру ячейками градусной сетки.
В градусную сеть карты можно поймать не только современные города или страны, но и какие-нибудь древние, например, Мемфис или Ниневию, или что-нибудь более крупное — Византийскую или Римскую империи. Надо только знать, где их искать. Кто ботаникой увлекается, может ловить градусной сетью какие хочет растительные сообщества, пустыни или леса всякие, а кто зоологией, тот животных может ловить. Словом, полезная это вещь в хозяйстве — градусная сетка.

Прокомментируйте содержание рассказа.
Отредактируйте рассказ о градусной сети карты, построенный на игре слов, и придайте научный и географический характер его содержанию.

3. Развернутое высказывание на основе толкования пословиц и поговорок. Для ученических высказываний достаточно характерно почти дословное повторение прочитанного или сказанного без привнесения нового содержания, например, отвечая на вопрос: «Почему Африку называют континентом коротких теней?», часть учащихся вполне может сказать: «Потому что там тени от предметов короткие». Обучение составлению развернутого высказывания на основе, например, пословиц и поговорок о погоде основывается на таких приемах умственных действий, как абстракция, анализ, обобщение.

Задача 8. Объясните, какие особенности октябрьской погоды нашли отражение в поговорке: «В октябре на одном часу и снег, и дождь».

Велика вероятность, что первые ответы учащихся будут лишь простым повторением: «В поговорке отмечается, что в октябре бывает и снег, и дождь» или «…часто бывает снег с дождем». Задача учителя через дополнительные вопросы (Какие элементы погоды упомянуты? Что это за осадки? В какое время года они наблюдаются? и т.д.) подвести учеников к анализу и, как следствие, к новым высказываниям: «Погода в октябре часто меняется», «За короткое время может произойти смена погоды», «В октябре часто первый раз выпадает снег, наблюдаются осадки теплого и холодного времени года». Еще эффективнее, если подобные вопросы сформулирует не учитель, а сами учащиеся.

Более сложное задание в следующей задаче.

Задача 9. Проанализируйте содержание поговорки: «Кочевник не столько сын, сколько отец пустыни».

Учащимся предстоит разобраться в смысле привычных и, казалось бы, абсолютно понятных слов — отец и сын. Однако многократные наблюдения показывают, что переход от наиболее распространенного и доступного пониманию учащихся смысла слова «отец, как мужчина по отношению к своим детям», до более общего значения «отец, как основоположник, создатель чего-либо» оказывается не таким уж простым для многих семиклассников. Мысль о возможной роли кочевников в возникновении пустыни или, еще более обобщая, о хозяйственной деятельности населения как о факторе изменения существующего и возникновения нового природного ландшафта — вот непростая линия размышлений учащихся. Поиск ответа — толкование содержания поговорки — и есть попытка семиклассников сформулировать свою собственную мысль.

4. Монологический ответ на основе раскрытия содержания образного высказывания. Авторский текст позволяет актуализировать знания и создать новые высказывания.

Задача 10. Прочитайте слова польского путешественника Аркадия Фидлера: «Человек, попавший в тропические леса Амазонки, дважды испытывает острую радость. В первый день, когда он, ослепленный сказочными богатствами Амазонки, думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он, наконец, удирает из этого зеленого ада».

Объясните, какие, на ваш взгляд, особенности природы тропических лесов произвели такое впечатление на путешественника.

Задача 10. Прочитайте слова польского путешественника Аркадия Фидлера: «Человек, попавший в тропические леса Амазонки, дважды испытывает острую радость. В первый день, когда он, ослепленный сказочными богатствами Амазонки, думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он, наконец, удирает из этого зеленого ада».

Объясните, какие, на ваш взгляд, особенности природы тропических лесов произвели такое впечатление на путешественника.

5. Монологический ответ на основе развертывания заданного определения или текста. Многие учащиеся с 6-го по 10-й класс испытывают трудности применения имеющихся знаний.

Задача 11. Расскажите о природных ресурсах на основе предложенного определения. Для этого дополните содержание необходимыми пояснениями и возможными примерами. Под природными ресурсами понимают тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной действительности.

Для выполнения работы желательно раздать листы с текстом, распечатанным в два интервала и с широкими полями. Под руководством учителя или самостоятельно (зависит от уровня подготовленности) десятиклассники выделяют слова и словосочетания, смысл которых могут разъяснить и дополнить примерами.

Работа с определением понятия «природные ресурсы»

Работа с определением понятия «природные ресурсы»

Задача 12. Расскажите о природных условиях на основе предложенного определения. Для этого дополните содержание необходимыми пояснениями и возможными примерами.

Природные условия — это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для деятельности человеческого общества, но не участвуют непосредственно в производственной и непроизводственной деятельности людей.

Методический практикум (продолжение)

4. Спрогнозируйте возможные ответы на задачу 11 о природных ресурсах, составленные учащимися 8-х и 10-х классов. Какие различия в содержании ответов вы предполагаете?

5. Спрогнозируйте возможные ответы на задачу 12 о природных условиях, составленные учащимися 8-х и 10-х классов.

Работа над словом,
как компонентом речевого высказывания

Изучая новый предмет, учащиеся усваивают не только новые знания в виде научных фактов, понятий, представлений, теорий и закономерностей. Они усваивают новые слова и термины, новые словосочетания. Число изученных новых предметных понятий и терминов измеряется десятками, а вот количество новых слов, пополняющих активный словарь современного школьника, оказывается существенно меньшим.

«Включение разных слов в неодинаковый практический опыт и различная частотность определенных значений слова вызывают своеобразные затруднения и при понимании новых, неизвестных человеку слов; в этих случаях человек “семантизирует” слова, иначе говоря, пытается определить их смысл в соответствии со смыслом знакомых слов»

(А.Р. Лурия. «Язык и сознание»)

Методический практикум (продолжение)

6. Прокомментируйте учебные ситуации:

а) Отвечая на вопрос: «Знаете ли вы, что такое меридиан?», шестиклассница ответила: «Конечно, это новый магазин!»

б) Учительница предложила учащимся записать в тетрадях высказывание о положении Солнца в зените и услышала вопрос ученика: «Зенит» с большой буквы писать? — Нет, а почему ты спрашиваешь? — Это же название питерской футбольной команды!

7. Какой смысл школьники достаточно часто вкладывают в содержание терминов «выветривание», «пустыня»? Почему?

8. Почему школьники достаточно часто затрудняются в определении содержания отдельных словосочетаний и терминов, например: «платформа», «вклад путешественника» в развитие науки и других?

«Известно, что каждое слово омонимично, то есть имеет множество значений и тем более множество смыслов. Поэтому как для установления его предметной отнесенности, и для выделения значения слова каждый раз должен происходить процесс выбора значения слова из ряда возможных, что определяется прежде всего тем контекстом, в который включено соответствующее слово»

(А.Р. Лурия. «Язык и сознание»)

В широко известном высказывании: «На речной косе стояла девушка, через ее плечо была переброшена толстая коса. В руках была острая коса. К тому же девушка было коса», большинство омонимов представлены существительными; глаголы тоже могут быть омонимичны, и популярный пример можно в шутку дополнить: «В то время, как другие косили на лугу, девушка косила от полевых работ».

Итак, процесс выбора необходимого значения слова определяется контекстом, в который это слово включено. Для развития речи учащихся полезна обратная задача — по включению известного им термина в новый контекст.

Задача 13. Составьте рассказ из пяти предложений на тему «Горы Земли» по опорным словам: горы, горные породы, Анды, меридиан, Джомолунгма. Каждое слово употребите в отдельном предложении, не нарушая последовательности.

Вариант ответа:

Горы Земли

Горы — одна из форм рельефа Земли. Горы образованы разными горными породами. Горы делятся по высоте на высокие, например, Анды, средние и низкие. Меридиан — это линия, которая показывает направление «север — юг».


Ученик показал знание содержания понятия меридиан, но не сумел использовать понятие в заданном контексте

Джомолунгма — самая высокая вершина на Земле, она находится в Гималаях.

Рассмотрим еще один пример.

Задача 14. Составьте рассказ из шести предложений на тему «Вулканы и землетрясения» по опорным словам: вулкан, землетрясение, остров, лава, широта, горные породы. Каждое слово употребите в отдельном предложении, не нарушая последовательности.

Проанализируем полученные варианты ответов:

Вулканы и землетрясения

Вулкан — это гора, извергающая лаву, пепел и газы. При извержении вулкана происходят землетрясения. Часто вулканы расположены на островах. Вулканы извергают лаву. Потоки лавы могут растекаться даже на расстояние в несколько градусов по широте. При извержениях образуются магматические горные породы.


Попытка встроить термин широта в предложенный контекст очевидна,
но неудачна

Вулканы и землетрясения

На Земле много вулканов. Извержения вулканов — это опасные природные явления, но еще опаснее землетрясения. Извержения вулканов могут быть везде — на островах, на материках и даже под водой. Из вулканов выплескивается лава. Вулканы есть в любых широтах. Вулканы изменяют поверхность Земли, они изливают на поверхность расплавленные горные породы.


Термин встроен в контекст

Вулканы и землетрясения

Существует несколько видов вулканов, которые по-своему опасны. При извержениях вулканов часто происходят землетрясения. Многие вулканы находятся на островах. Из кратеров вулканов выливается лава. Местоположение вулканов можно найти по градусной сети — по широте и долготе. При извержениях вулканов образуются горные породы.


Термин встроен в контекст

Работа над географическим смыслом термина может основываться на анализе состава слова.

Задача 15. Земля состоит из оболочек или сфер. Назовите оболочки Земли, разберите эти термины по составу и сделайте вывод: что показывают названия всех оболочек.

Сделав вывод о том, что названия оболочек рассказывают о веществах, из которых они состоят, учащиеся проводят обобщение содержания знаний.

Отдельный интерес на уроках географии может представлять работа над народными терминами.

Задача 16. В старину жители средней полосы Европейской России называли ноябрь полузимник. Как вы думаете, что означало это название.

Большая часть учащихся едва ли затруднится с ответом и бодро объяснит: «Все ясно. Наполовину зима, наполовину осень». Замечание учителя, что такой ответ не содержит ничего нового, может вызвать уже новые размышления или… затруднение. В этом случае нужен намек.

Учитель. Подумайте, что означает для вас зима? Какие у зимы характерные признаки?

Учащиеся. Холодно. Снег.

Учитель. Что значит «холодно»? Снег ведь уже в октябре выпадает…

Учащиеся. В октябре снег выпадает и тает, а снежный покров устанавливается позже, в ноябре. А реки только еще замерзают.

Учитель. Вот и получается, что на первый взгляд простое по смыслу слово полузимник имеет точное и емкое географическое содержание. Какие погодные изменения происходили именно в ноябре по данным многолетних наблюдений?

Учащиеся. Ноябрь называли полузимником, потому что в ноябре осенняя погода сменялась зимней. В ноябре суточная температура воздуха становилась отрицательной, устанавливался снежный покров, замерзали реки.

Задача 17. Проанализируйте названия месяцев народного календаря:

Сентябрь — листопроводец, хмурень, реву
Октябрь — листопад, грязник
Ноябрь — листогной, полузимник, грудень*
Декабрь — студень, стужайло
Январь — просинец
Февраль — бокогрей, снежень
Март — зимобор, протальник
Апрель — снегогон
Май — травень, травник
Июнь — скопидом, хлеборост
Июль — страдник, сенозарник, макушка лета
Август — жнивень, разносол, густоед


* Грудень, груда — однокоренные слова. Жители средней полосы России могут представить проселочную дорогу, размытую октябрьскими дождями и прихваченную ноябрьским морозцем.

1. Какие явления и события природного и социального (то есть связанного с жизнью и деятельностью людей) характера нашли отражения в названиях месяцев.

2. Что можно сказать о хозяйственной деятельности народа — автора календаря?

3. Какие названия месяцев отражают последовательность изменений, происходящих в природе и в жизни людей?

4. Разберите по составу слова, обозначающие названия месяцев. Что общего у многих из них.

5. Сделайте выводы.

Проведенная работа позволяет предложить учащимся творческие задания.

Задача 18. Составьте «Календарь школьника» или «Календарь дачника». Подумайте, какие характерные природные явления вашей местности и какие социальные события или занятия вы положите в основу названий месяцев.

Ученики нередко допускают речевые ошибки в употреблении новых малознакомых слов, которые не имеют для них ясного практического значения. От шестиклассников можно услышать, что «у моря нет ледового режима», вместо краткого «море не замерзает». Девяти- или десятиклассники могут утверждать, что «демографическая политика — это политика государства, направленная на увеличение или уменьшение численности населения» и т.п. Следовательно, необходимо не только раскрывать учащимся значение и смысл новых слов, употребляя их в разном контексте, но и создавать условия для речевой практики учащихся.


* Предложена в одном из учебников для 7-го класса.