О подготовке учащихся
к олимпиадам
Е.А. ЭПШТЕЙН
член бюро Российской ассоциации учителей
географии
Олимпиада — целенаправленный процесс,
развивающий самостоятельную познавательную
деятельность. Поэтому учитель в процессе
подготовки школьников к олимпиадам играет роль
помощника, но не натаскивателя на результат,
иначе происходит формирование у школьника
психологии потребителя.
В основе работы со школьником должен лежать
интерес к процессу познания. Чем раньше этот
интерес будет выявлен, тем полнее сможет
раскрыть себя ученик. В связи с этим должна быть
изменена современная практика проведения
региональных олимпиад только с 9-го класса. Нужно
находить формы более ранней активизации
мыслительной деятельности школьников. В
качестве таких форм могут выступать:
— кружковая работа с учащимися начиная с 5-го
класса;
— заочные региональные олимпиады;
— региональные фестивали ученических
проектов;
— региональные конкурсы знатоков предмета;
— олимпиады для 6-го и 7-го классов внутри
городов и районов региона в конце учебного года,
когда школьники приобрели достаточно знаний по
предмету;
— региональные олимпиады с 8-го класса.
Целый ряд регионов уже практикует такие формы
развития познавательного интереса к географии.
Например, очень четкая система заочных
региональных олимпиад разработана во
Владимирской обл. В Краснодарском крае для 7-го и
8-го классов проводятся олимпиады на районных и
зональных уровнях, но, к сожалению, без выхода на
краевую олимпиаду.
География страдает от того, что общество не
понимает ее особенной значимости в современных
условиях. Вследствие этого учебный план
образовательных учреждений, начиная с 1998 г., не
способствует развитию системы факультативов по
географии для 8-го класса. А ведь именно с 5-го по
7-й класс идет пробуждение и формирование
познавательного интереса к географии у
школьников. Поэтому важнейшая задача учителей и
методистов — раскрыть общественную значимость
нашей науки, а отсюда и престижность занятия
географией. К сожалению, мы повсеместно
сталкиваемся с обратным подходом при
составлении олимпиадных заданий. В частности,
отрицательный пример уже на протяжении многих
лет показывает Москва, где задания окружного
тура очень часто не пробуждают интерес
школьников к предмету.
Снижается уровень преподавания, что
обусловлено несколькими причинами. Нам не
удается достаточно ясно и доходчиво донести до
общества идею о важности географии. Происходит
старение учителей, что приводит к потере ими
интереса к внеурочной работе со школьниками, с
одной стороны, и утрате желания приобретать
новые знания — с другой. Очень недостает
учителей географии с профессиональным
образованием, а так как науку считают всего лишь
землеописанием, то и полагают, что преподавать ее
может любой имеющий диплом. Такая позиция
зачастую приводит к парадоксальной ситуации:
учитель-профессионал лишается часов, а
неспециалист начинает преподавать географию, —
с этим можно столкнуться даже в Москве.
Ухудшается качество учебников — они все больше
становятся чем-то вроде беллетристики, из них
выхолащивается сущность географии. В итоге, чем
более старый учебник по году издания, тем больше
информации для развития мышления и знаний мы
можем рекомендовать ученикам, увлеченным
географией.
Многие школьники не приучены читать. Они с
удовольствием будут искать материалы в
Интернете, но в то же время с огромным трудом
прочитают дополнительный материал из книг. Для
преодоления этой проблемы огромным подспорьем
служит художественная литература, особенно
приключенческого и историко-географического
характера. Эти книги помогают формировать умение
видеть за увлекательной фабулой явления природы
и хозяйства. Одним из способов приучения
школьников к чтению может быть опережающее
задание всему классу: выступить с сообщением,
какие прегрешения против географической истины
допущены автором той или иной книги, почему они
сделаны.
Типичная ошибка многих учащихся — отвечать не
на тот вопрос, который был задан. В качестве
профилактики таких ошибок можно предлагать
школьникам после получения вопроса или задания предварительный
вопрос: «Что необходимо сделать?», а затем уже
выполнять полученное задание.
Российская олимпиада по географии обладает
следующими особенностями. В ней участвуют
школьники 9—11-х классов, но отвечают они на одни и
те же вопросы.
В теоретическом туре предлагается ответить на 4
задания из 6 (по выбору). Среди них несколько
обязательно имеют физико-географическую
направленность, а задания по экономической
географии базируются на физико-географических
знаниях.
Задания для теоретического тура отражают
сущность современной географии —
взаимодействие природы и общества в процессе
производства материальных благ и услуг. Ежегодно
одно из заданий теоретического тура посвящено
вопросам истории географических открытий.
Задания теоретического тура основаны на работе с
атласом.
Задания практического тура ориентированы на
проверку знаний участников по использованию
приборов, навыков ориентирования на местности,
умения применить теоретические знания.
Традиционно предлагается задание на знание
особенностей той территории, где проводится
олимпиада. Исходя из этих особенностей, можно
предложить учителям, занимающимся подготовкой
своих учеников, следующие рекомендации.
— Обратить особое внимание на знание
важнейших закономерностей физической географии,
так как это позволит ученикам 9-го класса на
равных соревноваться со старшими школьниками.
— Организовать для учащихся практические
занятия с целью углубления знаний горных пород,
умения их определять в лабораторных и природных
условиях, закрепления навыков ориентирования на
местности.
— Формировать умение школьников работать с
различными источниками информации и в первую
очередь читать карты.
— Тренировать школьников умению быстро
ориентироваться в олимпиадных заданиях и с этой
целью предлагать в рамках самостоятельных работ
на уроках систему выбора заданий. Например, из 7
предложенных выбрать любые 5 заданий — те,
справиться с которыми представляется реальным.
— Обучать школьников грамотно распределять
время при выполнении всего объема заданий: в
российских олимпиадах задания рассчитаны на 4
часа.
— Обратить особое внимание на культуру
оформления работы и использование учащимися
графических элементов (диаграмм, схем, таблиц) —
при проверке олимпиадных работ жюри
обязательно учитывает это. |