Учителя, преподаватели и их ученики
Курс дает возможность развивать географическое мышление, учит анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Дети всегда приветствуют нетрадиционные уроки, и «урок понимания карты» был встречен с удивлением и одобрением. Елена Михайловна ЖЕЛЕЗИНА Самой интересной частью зачетного урока (в 9-м кл.) стал разговор о Великом Устюге. Одна из учениц заранее подготовила сообщение о городе (использовали материал спецвыпуска «Географии», посвященного Великому Устюгу, где присутствует значительный объем материала для пространственного анализа). Стали анализировать, как географическое положение повлияло на историю города, чередование его взлетов и падений. Дети выдвинули свои объяснения, почему с этим городом связано столько имен русских землепроходцев. Девятиклассников трудно чем-либо удивить. Но на этом этапе урока сделать это удалось, и что самое главное — многие теперь мечтают увидеть изученную территорию своими глазами, чтобы сопоставить сложившийся образ с реальностью. В чем я совершенно уверена — названия большинства городов, к которым мы применили метод пространственного анализа, теперь не будут для детей пустым звуком. Марина Владимировна БАХТАРОВА Дети поняли, что знание карты и работа с ней помогут им смотреть на мир осмысленнее: — Особенно мне понравилось делать схему. Побольше бы таких уроков (Женя Когаева, 7 «А» класс). Наталья Анатольевна НИКИТЕЕВА Уроки понимания карты повышают интерес учащихся к моему предмету и, что самое главное, вызывают мотивацию к изучению географии. Важна и активизация процесса обучения: школьники с воодушевлением моделировали природные конфигурации из парт в пространстве класса. Елена Михайловна АФАНАСЬЕВА Из отзывов моих учеников: — Теперь я смотрю на мир глазами тактика. — Теперь стараюсь разглядеть скрытые на первый взгляд стратегические качества; я почувствовал себя гуру географии. Надежда Николаевна ХОМЯКОВА Лекции помогли мне по-новому посмотреть на образовательный процесс. Урок оживился благодаря плотной работе с картой, интересным историческим фактам, заставил учащихся думать. Карта на уроке становится инструментом, источником прочных знаний. Удачны связи с историей. Межпредметные связи — моя тема самообразования с 1996 г. Сегодня я увидела ее новые возможности. Учащиеся географически осмыслили исторические события. Порадовали их выводы: все в природе и в хозяйственной деятельности человека подчинено принципу рациональности. Схемы, смоделированные школьниками, были несовершенны, но отличались выразительностью, четко передавали суть пространственного анализа. Подумала: «Верь в своих учеников, они талантливые и умные ребята». Чувствовала, учеников увлекла работа с картой. Всем хотелось найти такие характеристики местности, такие связи, о которых другие в классе еще не догадались. Элемент соревнования в новом для них деле оказался кстати. У учащихся есть желание продолжить начатое дело: моделирование и картосхемы увлекают. Рефлексия учащихся: — Как трудно и страшно выходить к настенной карте. Мне всегда казалось, что запомнить все, что на ней есть, невозможно. Сегодня я изменила свое мнение. Я небезнадежна! Есть свет в конце туннеля. Нужно быть к карте внимательным, и она будет настоящим помощником (Марина Агаджанова). — Так с картой мы еще никогда не работали... При такой работе все географические объекты не только можно быстро запомнить, но и объяснить, почему они здесь находятся (Данил Бабанов). Надежда Викторовна СЕМЕНЕЦ Как отнеслись дети к появлению материала курса на уроке? Отвечу восклицанием ученицы 8 «А»: «О! Вот это уже интересно!» Лекции дают новые идеи, новые уроки для учителя и новые пути познания для учащихся. Ломают стереотипы. Вера Геннадьевна ГЛОТОВА Курс позволяет разнообразить организацию урока, использовать новые приемы. Получая очередную газету с лекцией, я открывала для себя что-то новое, интересное, пополнила свою методическую копилку. Из отзывов учащихся: — Увидела карту «с другой стороны». Действительно, переводя карту в схему, можно получить информации намного больше, чем просто находя на карте нужные объекты (Алена Кудрявцева, 9 «В» класс). Елена Викторовна ГУСЕВА |