Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2006

Предмет


Преподаватель географии

Альфред ГЕТТНЕР

По книге: География: ее история, сущность и методы. 1927

Кажется само собой разумеющимся требование, чтобы преподава­тель географии сам что-нибудь понимал в географии; ибо только в этом случае он может с успехом ее преподавать. Но как раз это само собой разумеющееся требование в школьной практике далеко не всегда выполняется; к сожалению нужно даже сказать, что в некоторых государствах оно не выполняется в большинстве случаев, потому что зна­чительная часть школьной администрации все еще лишена малейшего представления о существе географии, продолжает считать ее за простой набор подлежащего запоминанию материала, преподать который детям может любой учитель — можно было бы даже сказать — любой унтер-офицер. На самом же деле имеет место как раз обратное: лишь немногие учебные предметы требуют специальной подготовки в такой степени, как география. Преподавать латинский и грече­ский языки, равно как и математику, в низших и средних классах может — да простят мне эту ересь — любой человек с высшим образованием, но уже, например, пре­подавание современных языков, которое раньше вверялось тоже кому попало, предъявляет хотя бы из-за произношения повышенное требо­вание на специальную подготовку.

Филологи и математики, пользуясь преимуществами ранее пришедших, осуществляют по отношению к другим специальностям тиранию, сломать которую этим последним и особенно географии удалось пока лишь отчасти.

Естественной подготовкой для преподавания географии в повышен­ных школах является, само собой разумеется, университетский курс географии. Отдельные лица, обладающие особой склонностью и спо­собностями к географии, быть может, и смогли бы с некоторым напряжением приобрести необходимое географическое образование, и не про­ходя университетского курса. Но для громадного большинства учителей это будет не под силу, и они не смогут настолько вработаться в географию, насколько это необходимо для успешного ее преподавания. Их преподавание будет, согласно старой манере, заключаться в том, что они будут заставлять своих учеников задалбливать названия и ста­тистические данные. У таких преподавателей географии ученикам никогда не удастся приобрести ни непосредственного представления, ни теоре­тического понимания природы различных ландшафтов изучаемых стран. Такого рода преподавание географии является балластом и служит лишь тому, чтобы отталкивать нашу молодежь от географии.

Учитель географии должен сам знать географию. Наиболее подходящим является, конечно, географ по специальности, который изучал географию в университете, в качестве основного предмета, написал по географии диссертацию или исполнил какую-либо географическую работу для государственного экзамена. Но преподавание географии часто придется поручать также и таким лицам, которые сдавали географию на государственном экзамене лишь в качестве побочного предмета. По­этому возникает вопрос: каков должен быть тот основной предмет на государственном экзамене, который бы всего лучше подходил для будущего учителя географии? Вопрос этот решался по-разному. Раньше география была тесно связана с историей, и экзамен по географии сво­дился часто или, скажем лучше, в большинстве случаев — к фарсу. Ценою тяжких боев удалось вырвать географию из этих тисков. Затем преподавание географии стало доступным только математикам и естественникам, и в школьных кругах такое соединение нередко считается, или по крайней мере недавно считалось, единственно правильным. Из числа университетских преподавателей географии едва ли хоть один держится такого взгляда, и при обсуждении этого вопроса на Любекском географическом съезде все высказались за то, чтобы география соединялась или с историей, или с естественнонаучными предметами, как это в большинстве случаев теперь и осуществлено. Естественники, как и историки, приносят с собою некоторые предварительные знания и навыки, необходимые для географического преподавания, но и те, и другие должны пополнить свое образование или по исторической, или по естественнонаучной линии для того, чтобы обеспечить себе возможность быть хорошими преподавателями географии. Чистые математики, как и чистые филологи, кажутся мне для этого неподходящими потому, что одни привыкли мыслить слишком абстрактно, а другие слишком формально. Учителя, приходящие к географии с разных сторон, будут вести ее преподавание, конечно, несколько по-разному; но это уж далеко не такая большая беда и во всяком случае беда не неисправимая. Многие учителя сами радуются, что благодаря преподаванию географии им удается вырваться из односторонности своей специальности.

Пер. с нем. Е.А. Торнеус
под ред. Н.Н. Баранского