ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
|
О первом |
На территории этой страны, составляющей почти 2 млн км2, нет железных дорог и судоходных рек |
|
О втором |
Здесь река, текущая из оз. Виктория, соединяется с рекой, текущей из оз. Тана |
|
О третьем |
Самый известный деятель ХХ в. здесь — Ясир Арафат |
|
О четвертом |
Среди исторических областей, частично или полностью входящих в эту страну, известны Галилея, Самария, Негев |
Определите соседей и найдите Х.
Решение
1. Ливия. Разумеется, характеристика этого соседа трудновата для его однозначного определения «сразу»; в ходе решения задачи он определяется в последнюю очередь — из оставшихся, когда уже определится Х.
О ливийцах в Тунисе рассказывают анекдоты: никогда не видевшие железных дорог, они приезжают в Тунис на своих машинах и то пытаются ехать по железнодорожной колее, то оставляют машины на железнодорожных переездах, принимая их за стоянки.
2. Судан. Белый и Голубой Нил.
3. Палестина (Арабское государство, ведущее справедливую борьбу за полноправное существование на политической карте мира).
4. Израиль.
Х = Египет
Задача 2.
Среди непривычных имен
Нине Ивановне Кирпичниковой,
учителю географии школы поселка Игоревская
Холм-Жирковского района Смоленской области
Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:
О первом |
Жители иногда именуют ее Гельвеция |
|
О втором |
Жители именуют ее Дойчланд |
|
О третьем |
Поляки называют эту страну Влохи |
|
О четвертом |
Немцы называют ее Унгарн |
Решение
1. Швейцария. Гельвецией швейцарцы иногда выспренно называют свою страну, стремясь «углубить» свою историю, возвести ее ко временам племени гельветов, которые жили здесь в римские времена. Название Гельвеция (Helvetia) традиционно употребляется на почтовых марках Швейцарии.
2. Германия.
3. Италия.
4. Венгрия.
Х = Австрия
Задача 3.
Если задача показалась слишком сложной
Зинаиде Николаевне Ткачевой,
доценту N-ского государственного областного
университета,
руководителю команды N-ской области на XV
Всероссийской олимпиаде
Летим (первая редакция задачи)
Укажите субъект федерации N, о соседях которого известно следующее:
О первом |
Здесь берет начало река, к которой выходят территории компактного проживания народов трех неславянских языковых групп. Народы одной из них в языковом отношении родственны народам, чей национальный эпос известен как Калевала, другой — народу, составлявшему ядро Османской империи, третьей — народу, к которому принадлежал Чингисхан |
|
О втором |
Здесь берет начало самая длинная из протекающих в России рек, относящихся к водосборному бассейну океана, омывающего пять частей света |
|
О третьем |
Здесь находится крайняя северная точка водосборного бассейна моря, о котором известно, что, чтобы попасть из него морским путем в открытый океан (взятый без акваторий морей), нужно пройти по меньшей мере через четыре других моря |
«Ну, накрутил», — скажет пожилой доктор педагогических наук. В общем, готов понять ее (или — для гендерности — его). Чем старше становишься, тем меньше хочется ломать голову. Хочется ясных знаний и простых действий. Таких, о которых обычно пишут в школьных путевых сочинениях, начиная так: «Мы встали, умылись, оделись и отправились...», а заканчивая: «Усталые, но довольные возвратились домой». Будет и такое: последняя редакция задачи — специально для потенциальных чл.-корреспондентов РАО. А пока вспомним, что бoльшая часть детей в наших классах — молодые люди, способные и готовые (а часто и желающие) думать. Так что попробуйте решить с ними задачу в формулировке, приведенной выше. Никаких сверхъестественных знаний для этого не требуется. Лишь немного известных исторических фактов. А вот что нужно обязательно — умение работать с картами и атласом, то есть владение главным географическим навыком. Ну и владение головой, конечно.
Если в преподавании предмета были упущения, и задача сразу не пошла, попробуем немного упростить ее.
Снижаемся-1
Укажите субъект федерации N, о соседях которого известно следующее:
О первом |
Здесь берет начало река, к которой выходят территории компактного проживания народов трех неславянских языковых групп. Народы одной из них в языковом отношении родственны карелам и финнам, другой — туркам, третьей — монголам |
|
О втором |
Здесь берет начало самая длинная из протекающих по России рек, относящихся к водосборному бассейну океана, омывающего Антарктиду, Америку, Азию, Европу и Африку |
|
О третьем |
Здесь находится крайняя северная точка водосборного бассейна моря, о котором известно, что, чтобы попасть из него морским путем в открытую Атлантику (взятую без морей), нужно пройти по меньшей мере через четыре моря |
Опять сложно?
Снижаемся-2
Укажите субъект федерации N, о соседях которого известно следующее:
О первом |
Здесь берет начало река, к которой выходят территории компактного проживания народов финской, тюркской и монгольской языковых групп |
|
О втором |
Здесь берет начало самая длинная из протекающих в России рек, относящихся к водосборному бассейну Атлантического океана |
|
О третьем |
Здесь находится крайняя северная точка водосборного бассейна моря, о котором известно, что, чтобы попасть в него из открытой Атлантики, нужно пройти через Средиземное, Эгейское, Мраморное и Черное моря |
Снижаемся-3
Укажите субъект федерации N, о соседях которого известно следующее:
О первом |
Здесь берет начало река, к которой выходят Чувашия, Марийская Республика, Татария и Калмыкия |
|
О втором |
Здесь берет начало самая длинная из протекающих в России рек, впадающих в Черное море |
|
О третьем |
Здесь находится крайняя северная точка водосборного бассейна Азовского моря |
Снижаемся-4
Укажите субъект федерации N, о соседях которого известно следующее:
О первом |
Здесь берет начало Волга |
|
О втором |
Здесь берет начало Днепр |
|
О третьем |
Здесь находится крайняя северная точка водосборного бассейна Азовского моря (она совпадает с истоком Дона) |
Снизились (шестая редакция задачи)
Укажите субъект федерации N, который граничит со следующими субъектами федерации:
Первый |
Тверская обл. |
Второй |
Смоленская обл. |
Третий |
Тульская обл. |
Приплыли (седьмая редакция)
Покажите Московскую область.
Если посадка показалась вам мягкой, пользуйтесь в вашей педагогической практике этой последней редакцией задачи. Но, на мой взгляд, перейдя к последней формулировке, мы шлепнулись, как лягушка, педагогическим пузиком об асфальт. К сожалению, похожим образом нередко строится «работа с картой» на уроках.
Пройдем теперь проделанный путь в обратном направлении. Вернемся к начальной формулировке задачи. Так ли уж она накручена? То есть в ней фигурируют просто притянутые один к одному реалии, или они, взятые вместе, образуют некоторый смысл, некий пространственный контекст, позволяющий лучше понять сам загаданный субъект федерации — Московскую область?
Московская земля — ядро России и занимает «ядерное», узловое положение на Русской равнине. Москва села на площадку, от которой расходятся естественные «тропинки» к Каспию, Черному и Азовскому морям (это обстоятельство и подчеркивается задачей), а также к Балтике (соответствующий элемент может быть также введен), и эффективно контролирует эти лучи.
Русские Московской Руси (великороссы) — результат этнического синтеза: пришедшие с Днепра славяне наложились на финский субстрат (так что Калевала не так уж и чужда москвичам; напомним, что фактический фундатор нынешней господствующей русской церкви — патриарх Никон был мордвин, финн), испытали мощное влияние тюркско-монгольского надвига («поскобли русского...»; так что Чингисхан — не посторонний персонаж для московского пути развития), несколько веков провели в войнах с Турцией (при этом получили Степана Разина — наполовину турка, Василия Жуковского — сына пленной турчанки и многих других).
Таков наш азиатской компонент, но и Днепр, и Дон вроде бы ведут москвичей к Северной Атлантике (задача не позволяет об этом забыть). Однако сложно — через четыре моря! — выкарабкиваться из азовского закоулка к североатлантическим «ценностям» (напомним ученикам, что такое Организация Североатлантического договора). Вопрос о том, что нам естественно (географически) ближе — Атлантика, финский лес или бессточная Азия, остается открытым. Открытым для обдумывания учениками в ходе решения задачи и разумной интерпретации ее учителем.
Так что, даже если задача показалась слишком сложной, все же порешайте ее. А вот если она показалась слишком трудоемкой и занимающей много учебного времени, разделите — мы уже говорили об этом — труд между малыми группами (или внутри малых групп).
Задача 4.
Литературные места-2
Светлане Геннадьевне Давыдовой,
преподавателю Государственного университета
им. Ярослава Мудрого, расположенного в субъекте
федерации Х
Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О них известно следующее:
О первом |
Здесь находится исток самой полноводной из рек России, относящихся к бассейну Атлантического океана |
|
О втором |
Здесь находится самый крупный металлургический комбинат в бассейне самой полноводной реки Европейской России |
|
О третьем |
Находящийся здесь
Святогорский монастырь — место упокоения |
|
О четвертом |
О событиях на этой территории и написано знаменитое стихотворение Александра Трифоновича Твардовского:
|
Определите Х и соседей.
Решение
1. Ленинградская обл. Здесь Нева вытекает из Ладоги.
2. Вологодская обл. Череповецкий металлургический комбинат (Северсталь), вне всякого сомнения, самый крупный в Волжском бассейне.
3. Псковская обл. Поселок Пушкинские Горы.
4. Тверская обл.
Х = Новгородская обл.
Задача 5.
Колониальная история
и промышленная современность
Ирине Петровне Шелоповой,
завучу школы № 3 г. Клинцы Брянской области
Определите страну Х, если о ее соседях известно следующее (и соседей тоже определите):
О первом |
Занимает первое место на материке по добыче угля |
|
О втором |
Столица раньше называлась Солсбери |
|
О третьем |
Самая северная монархия на материковой суше Южного полушария |
|
О четвертом |
Называлась Ньясаленд |
|
О пятом |
Первое место на материке по добыче медной руды |
|
О шестом |
Здесь начали маршрут по материку первая и вторая экспедиции Генри Мортона Стэнли, и здесь закончился сухопутный маршрут третьей экспедиции |
Решение
1. ЮАР.
2. Зимбабве.
3. Лесото.
4. Малави.
5. Замбия.
6. Танзания. В ходе первой экспедиции Стэнли «искал Ливингстона». Вторая экспедиция пересекла Африку с востока на запад, третья — с запада на восток.
Х = Мозамбик
Задача 6.
Среди первенствующих
Профессору Юрию Никифоровичу Гладкому,
заведующему кафедрой экономической географии
Российского государственного педагогического
университета
им. Герцена, вице-президенту Русского
географического общества
Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:
О первом |
Здесь находится самая западная из столиц стран — членов Лиги арабских государств |
|
О втором |
Здесь находится одна из крайних точек материка |
|
О третьем |
Занимает первое место на материке по добыче бокситов |
|
О четвертом |
Раньше называлась Верхняя Вольта |
|
О пятом |
Занимает первое место в мире по сбору какао-бобов |
|
О шестом |
Государственная столица — вторая из столиц по течению самой длинной из рек материка, впадающих в море на территории англоязычной страны (то есть такой страны, где английский язык является официальным или одним из официальных) |
|
О седьмом |
Самая большая по площади из стран, имеющих выход к Средиземному морю |
Решение
1. Мавритания (Нуакшот).
2. Сенегал (мыс Альмади на полуострове Зеленый Мыс).
3. Гвинея.
4. Буркина-Фасо. До 1984 г. страна именовалась по географическому положению в верховьях реки Вольты. Новое наименование переводится примерно как «Земля достойных людей».
5. Кот-д’Ивуар.
6. Нигер. Ниамей — вторая после Бамако столица на Нигере. Нигер — третья по длине (после Нила и Конго) река Африки. Нил впадает в море в арабоязычной стране, Конго — на границе франко- и португалоязычной стран. А вот Нигер — в Нигерии, где принят английский.
7. Алжир.
Х = Мали