Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2006

Я иду на урок


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
как учебный проект по географии

Е.Н. МАСЛОВА
учитель географии гимназии г. Мценска
Орловская обл.

Е.Н. Маслова с учеником Женей Денисовым на XV Всероссийской олимпиаде в Твери (перед началом теоретического тура)

Е.Н. Маслова с учеником Женей Денисовым
на XV Всероссийской олимпиаде
в Твери (перед началом
теоретического тура)

К концу учебного года девятиклассников утомляют как тексты, так и всякого рода статистические данные, даже работа с картой идет вяло, к тому же еще и весна... Именно для этого момента я в начале учебного года в календарно-тематическое планирование вношу проектную работу «Разработка и проведение социологического опроса»
(2 ч) — на правах уроков повторения и обобщения материала.

Проект позволяет решить следующие задачи:

— подведение итогов изучения учебного материала за 9-й класс, обобщение знаний;

— развитие коммуникативных качеств учащихся;

— развитие умения ситуационно анализировать, преобразовывать информацию;

— формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;

— воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности;

— повышение уровня мотивации к учебно-познавательному процессу;

— помощь школьнику в профориентационном самоопределении.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый урок

1. Короткая лекция учителя о социологическом опросе как методе исследования общественного мнения. Схема действий (выдвижение гипотезы, составление текста анкеты, выбор аудитории, опрос, обработка результатов, формулирование выводов) и спектр применения данного научно-исследовательского метода. Об этом может рассказать и один из учеников, заранее получивший соответствующее задание.

2. Постановка учебной задачи по проведению соцопроса на тему «Будущее России (области, города) зависит от нас» среди учащихся 9—11-х классов. Общая гипотеза: для выяснения заинтересованности молодого поколения в перспективе развития страны, области или города необходимо проанализировать отношение к социально-экономическим факторам, влияющим на это развитие. Форма работы — групповая (3—4 чел.). Каждая из групп должна сформулировать частную гипотезу в рамках общей и разработать вопрос, относящийся к одной из сфер жизни страны (социальной, производственной или непроизводственной экономической, природно-ресурсной).

3. Формулировка требований к проведению опроса (количество респондентов не менее 30) и к презентации проекта (наличие гипотезы, текста вопроса и вариантов ответа, предложения по оформлению результатов опроса в виде диаграмм, ожидаемый итоговый вывод и его соотношение с гипотезой). Совет: когда вопрос предполагает ответы да/нет и далее «если да, то... (перечень возможностей)», то нагляднее совместить в одном групповом проекте две диаграммы (круговую для да/нет и столбчатую рейтинговую).

4. Групповое обсуждение, выдвижение гипотезы и формулирование вопроса. Не допускайте дублирования вопросов, соревновательный момент здесь неуместен. Итог работы каждой группы должен стать частью общей картины общественного мнения.

Вот некоторые примеры формулировок, появившихся у моих учеников:

— Можете ли Вы лично изменить будущее России? (1 — нет; 2 — да, для этого нужно: а) честно трудиться и соблюдать законы, б) совершить научное открытие, в) участвовать в политической жизни страны, г) свой вариант ответа.)

— Реально ли преодолеть демографический кризис в России за ближайшие 10 лет? (1 — нет; 2 — да, для этого государство должно: а) обеспечить социальные гарантии многодетным семьям, б) привлекать иммигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья,
в) повысить уровень благосостояния россиян, г) повысить уровень медицинского обслуживания.)

— На развитие каких трех отраслей хозяйства правительству России следует выделить большую часть денежных средств? (Перечень отраслей.)

— Если бы Вам представилась возможность выбрать любой экономический район России для проживания, какой бы Вы выбрали и почему? (Перечень экономических районов.)

Внеурочный этап

Проведение опроса, обработка результатов и оформление проектов. По моим наблюдениям, за пределами кабинета девятиклассникам невероятно трудно опрашивать сверстников профессионально, не скатываясь до уровня неформального общения.

Второй урок

1. Презентация результатов соцопроса. Каждый из учащихся имеет право выступить в роли журналиста, адресовав членам других групп вопросы, касающиеся итоговых выводов. В идеале, к концу защиты проектов должна возникнуть дискуссия о перспективах развития нашей страны и ее роли в мировом сообществе.

2. Домашнее задание: написать сочинение «Мой взгляд на будущее России». Надо ли говорить, что расставание с ребятами до следующего учебного года на такой эмоциональной ноте чрезвычайно приятно?

Ресурсы подобных проектов неисчерпаемы. Это и межпредметные уроки (экология, экономика, философия), и интернет-конференции между школами города и многое другое. А при грамотном подходе к делу, быть может, вам удастся изменить к лучшему управление своим городом или районом.