Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2006

Я иду на урок


Методы изучения природы

Интегрированный урок
географии и математики в 5 классе

Е.С. КОНОВА, учитель математики,
Т.Е. НОВОКРЕЩЕНОВА, учитель географии,
школа № 897, г. Москва

Работая в 7—9-х классах, приходишь к выводу, что в силу психолого-возрастных и ряда других причин (например, увеличение числа предметов с переходом из класса в класс, а следовательно, повышение нагрузки) у детей пропадает желание учиться, активно заниматься на уроках. Как следствие — снижение уровня знаний учащихся, отдаление от школы и т.д. Поэтому повышение интереса учащихся к предмету, мотивация учения — это немаловажная задача учителя.

Данный интегрированный урок позволяет показать ученикам 5-го класса взаимосвязь математики и географии. Ребята привыкли видеть эти науки в качестве отдельных учебных дисциплин. Очень часто на уроке математики приходится отвечать на вопросы, зачем нужно изучать ту или иную тему и для чего вообще нужно учиться решать задачи? Несомненно, уже в 5-м классе ученикам необходимо показывать взаимосвязь изучаемых ими дисциплин, учить применять полученные знания не только на конкретном уроке, но и в нестандартной ситуации. Например, показать, что география, изучая законы природы, использует несколько методов изучения. Математика, в свою очередь, позволяет производить точные измерения, делать расчеты и подтверждать наблюдения.

Предлагаемый интегрированный урок — урок обобщения знаний по математике и географии, позволяющий определить уровень знаний учащихся.

Цель урока:

Обобщить и повторить знания и представления пятиклассников по темам «Вода на планете Земля», «Методы изучения природы» и «Десятичные дроби». Показать взаимосвязь двух отдельных наук — математики и географии.

Задачи урока:

Определить уровень знаний учащихся:

— основных терминов, понятий и определений;

— методов изучения природы;

— водных объектов суши и Мирового океана;

— истории великих открытий;

— правил работы с десятичными дробями.

Определить уровень умений и навыков учащихся:

— показывать на карте полушарий географические объекты;

— применять на практике метод наблюдения;

— читать и сравнивать десятичные дроби;

— выполнять арифметические действия с десятичными дробями;

— находить дробь от числа.

Определить уровень понимания учащимися значения методов изучения природы и тесную их связь с математикой.

Оборудование: физическая карта полушарий.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный урок географии и математики.

План урока:

1. Организация начала урока.

2. Объявление темы урока, его типа и поставленной цели.

3. Ход урока:

Методы изучения природы.

Задача на определение площади суши и площади воды на Земле.

Воды пресные и океанические.

Задача на сравнение объемов океанических вод и вод суши.

Океаны: название и размер.

Задача на сравнение площадей океанов.

4. Подведение итогов урока.

5. Оценки за урок, комментарии к ним.

ХОД УРОКА

Учитель математики:

Ребята! Часто вы задаете вопрос: а зачем нужно учиться делить и умножать, округлять, решать задачи, уметь работать с дробями? Сегодня на уроке мы покажем, что знать математику нужно не только для того, чтобы правильно производить расчеты в повседневной жизни. Математика — наука, которая тесно взаимосвязана с другими науками, в частности с географией. При изучении нашей планеты возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики. Сегодняшний урок — необычный: интегрированный урок математики и географии. На нем мы покажем связь двух школьных предметов, которые вы изучаете в отдельности. Тема урока: «Методы изучения природы».

Учитель географии:

Ребята, мы с вами уже знаем, как люди изучали и исследовали Землю. Также знаем, какие науки занимаются изучением природы Земли.

• Давайте вспомним, как называются науки, изучающие природу.

География входит в их число. И она так же, как и все естественные науки, использует для изучения природы разнообразные методы.

• Вспомните, какие методы изучения природы существуют?

Запись в тетради схемы «Виды методов».

• Как вы думаете, какой из этих методов наиболее связан с математикой?

• А что мы, изучая природу, измеряем? Какие приборы нам необходимы для измерений?

Теперь на практике применим один из методов изучения природы — наблюдение. Посмотрите на карту полушарий. Мы с вами уже знаем, что на ней оттенками цветов, коричневого и зеленого, показана суша, а синего — вода.

• Скажите, чего больше на земной поверхности: суши или воды?

Учитель математики:

Метод наблюдения позволяет сделать вывод: воды на Земле больше, чем суши. Давайте подтвердим наблюдение математическими расчетами.

ЗАДАЧА № 1

Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 510 млн км2. Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает 3/4 земной поверхности. (В зависимости от степени подготовленности класса можно также дать величину 71%.)

Вопросы по ходу решения задачи:

• Есть ли необходимость искать площадь суши отдельно, или эта величина уже найдена? (Действий с дробями можно не производить, вычисленную площадь воды вычтем из 510 млн км2.)

• Укажите другой способ нахождения площади суши. (Если вода занимает 3/4 земной поверхности, то суша — 1/4; найдем 1/4 от 510 млн км2. Так же можно сделать вычисления, если данные в процентах.)

Получили ли мы подтверждение результата метода наблюдения о преимуществе воды на Земле?

Учитель географии:

• Ребята, назовите известные вам водные объекты. Скажите: по какому признаку их разделяют на две группы?

Коротко запишем сказанное в виде схемы:

Океанические (соленые)

Суши (большей частью пресные)

океаны реки
моря озера
заливы и др. болота
Ч ледники и др.

• Каких вод на земной поверхности больше: океанических или вод суши?

И опять же, это наблюдение нам поможет подтвердить математика.

Учитель математики:

В наше время всё чаще говорят, что пресной воды на Земле не хватает. Вода — источник жизни. Учеными давно измерен объем пресных и соленых вод. Давайте выясним, во сколько раз вод океанических больше, чем вод суши.

ЗАДАЧА № 2

Известно, что общий объем океанических вод равен 1340,7 млн км3, а объем вод суши — 35,8 млн км3. Каких вод на Земле больше? Во сколько раз? (Полученный результат округлите до сотых.)

Вопросы по ходу решения задачи:

• Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.

• Сформулируйте правило деления десятичных дробей.

Мы опять увидели, что математика подтверждает результаты ваших наблюдений.

Учитель географии:

Как нам уже известно, Мировой океан не един.

• Перечислите, пожалуйста, на какие океаны делится Мировой океан.

• Какой из океанов самый большой?

• А какой самый маленький?

По карте полушарий вам пока трудно определить, какой из океанов по своему размеру занимает второе место, а какой — третье. В этом нам опять поможет математика.

Учитель математики:

Для того чтобы подтвердить ваши наблюдения о размерах океанов, обратимся к задаче № 3.

ЗАДАЧА № 3

По данным таблицы расположите океаны в порядке убывания занимаемой ими площади. Переведите площади океанов в квадратные километры. Во сколько раз площадь Тихого океана больше площади Северного Ледовитого океана?
(Ответ округлите до десятых.)

Название океана

Площадь, млн км2

Площадь, км2

Атлантический

91,56

Ч
Тихий

178,64

Ч
Индийский

76,17

Ч
Северный Ледовитый

14,75

Ч

Указание: Учащиеся заполняют последнюю колонку прямо в таблице.

Вопросы по ходу решение задачи:

• Что означает запись «млн км2»? Почему используют такую запись? Как перейти от этой записи единиц площади к квадратным километрам?

• Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000, 1 000 000...

• Как правильно прочитать получившиеся числа?

Итак, выпишем названия океанов в порядке убывания их площади: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Учитель географии:

Чтобы собрать точные сведения о размерах океанов и других водных объектов, путешественники прошлого совершили множество плаваний, в ходе которых ими были проведены точные измерения.

• Без какой науки невозможно провести точные измерения?

• Какой путешественник в прошлом совершил самую большую географическую ошибку? Почему?

• Какие данные о суше и о воде сегодня на уроке мы подтвердили благодаря математике?

Думаем, проведенная работа на уроке вам позволила увидеть взаимосвязь географии и математики.

Учитель математики:

Сегодняшний урок показал вам, что каждая цифра, каждый пример и каждая задача, решенные вами, не выдуманы, а возникли из потребностей человечества в разные периоды. В дальнейшем нам придется решать много математических задач, связанных не только с географией, но и с физикой, химией, биологией.