Депонент статейЕ.А. Ясакова, Е.Н. Смирнова, Л.А. Лукьянова. Интегрированный урок географии и английского языка по теме «Погода». — Борисоглебск, 2005. Учителя географии и английского языка школы № 3 г. Борисоглебска Воронежской обл. предлагают изучать состояние тропосферы в данном месте за какой-то промежуток времени, сравнивая Россию и Великобританию. При этом разговор о погоде за рубежом ведется на английском языке. Ш.Н. Кадирова. Исследование, расчистка и благоустройство родников в долине реки Миасс. Опыт работы школьного краеведческого кружка. — Челябинск, 2006. Учитель высшей категории челябинской школы № 4 Шагира Нургалеевна Кадирова 10 лет ведет краеведческий кружок. Одно из направлений деятельности кружка — забота о родниках — не просто учебно-исследовательское, но конструктивное, приносящее реальную пользу обществу. В кружке школьники знакомятся с азами гидрологии, потом выходят к родникам (левый берег Миасса, близ Шершнёвского вдхр., в 1 км от школы) на ознакомительную экскурсию, составляют план местности. Один из родников обнаружили в 2004 г. на дне заросшего оврага. Источник был завален мусором, старыми покрышками, поваленными деревьями. Из-под всего этого пробивался чистый ручеек. Семиклассники Женя Мишаков, Рома Спицын, Сергей Реутов и другие серьезно взялись за расчистку родника и привели его в хорошее состояние. Однако, к несчастью, поблизости ведется строительство северо-западного микрорайона Челябинска, и строители вновь заваливают овраг мусором.
Старожилы показывают еще несколько мест, где раньше били родники, но теперь они уничтожены. Остался лишь один благоустроенный — возле «Нового моста». Учитель помогает школьникам соотнести полевые наблюдения на небольшом участке местности с глобальным круговоротом воды в природе. Школьники соотносят жизнь маленького родника с функционированием речных систем. Воочию наблюдают экологические проблемы и начинают размышлять о путях их решения. К статье приложены Программа работы кружка, План работы на учебный год, План работы по изучению родников. |