О.В. КРЫЛОВАКак научить школьников выражать географические идеи(развитие речи на уроках географии)УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ЛЕКЦИЯ 4 Письменные работы по географииПисьменная речь как предмет специального обучения «Письменная речь появляется в
результате (А.Р. Лурия. «Язык и сознание»)
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-сайта "God2019.net". На сайте опубликованы все важные и актуальные события 2019 года. Гороскоп, лига чемпионов, украшение дома, выбор подарков на Новый год, идея для празднования, запись в школу на 2018-2019 учебный год, кубок Азии, Европейские игры и многое другое. Подробнее читайте по ссылке: http://god2019.net/. В практике преподавания географии письменная речь крайне редко является предметом специального, а тем более систематического обучения. (Такая же картина наблюдается и в преподавании других, так называемых устных предметов.) При этом редкий урок географии обходится без записей в тетрадях. Что и как записывают учащиеся? Что чаще всего делают ученики, когда учитель произносит: «Записывайте»? Они начинают писать? Нет. Они ждут, с ручками наготове. Ждут, когда им начнут диктовать. И ожидания оправдываются! Учитель диктует готовые определения понятий, характерные признаки многочисленных объектов и явлений, составные части природных и производственных комплексов, отдельные тезисы и формулировки закономерностей и т.д. Основная часть записей учащихся на уроках осуществляется под диктовку учителя. Даже учебные лекции скорее надиктовываются, а не записываются учащимися в форме свободного воспроизведения. Учитель опять поможет: интонацией выделит главное, а где надо — замедлит темп речи, а то и вовсе скажет: «Диктую, записывайте». Получается, что на протяжении длительного (если не всего) времени обучения ученик записывает преимущественно не свои, им самим построенные высказывания, а сформулированные учителем. И вновь вопрос: насколько реализуется при этом именно продуктивный характер этого вида речевой деятельности? Контроль результатов обучения, как правило, письменный. Письменная речь: грамматическая структура и формы высказывания В отличие от устной речи, письменная речь происходит в отсутствие собеседника. Она использует развернутые грамматические структуры, которые должны быть полностью достаточными для понимания передаваемого сообщения. Если устная речь часто ситуативна и, как следствие, свернута, то письменная — это речь развернутая по своей форме. Отсюда возникает существенный критерий оценки ученических работ: письменную работу следует оценивать по фактически написанному, а не по задуманному ученикомавтором и «разгаданному» учителемчитателем. Выдержать этот критерий порой трудно, в частности и потому, что это может привести к снижению отметок и показателя качества успеваемости.
Формы письменной речи и виды письменных работ по географии Письменная монологическая речь может выступать в форме: – письменного сообщения; – письменного повествования; – письменного выражения мысли или рассуждения. Как и другие виды речи, письменная речь имеет следующую структуру: 1) ориентировочный этап, на котором автор высказывания определяет его мотив и общий замысел; 2) планирование деятельности, определение будущего содержания и последовательности его изложения (но это вовсе не предоставление ученику готового плана); 3) сам процесс письма. Задача учителя — обеспечить условия для осуществления каждого из этих этапов. Мы уже отмечали (лекция 2), что развернутое устное высказывание учащихся может строиться на основе раскрытия содержания понятия. Если ученики успешно справились с заданием устно, можно предложить им записать сказанное. Начинать следует с малого — например, записать, что такое меридиан или градусная сеть (или объяснить, зачем нужна градусная сеть), но записать каждому самостоятельно. Учителю необходимо удержаться от соблазна самому продиктовать учащимся образец высказывания. Стремление диктовать основано на убежденности: вопервых, мой вариант самый лучший, самый точный, краткий… и уж егото проще и легче выучить или запомнить, а вовторых, на самостоятельную запись потребуется столько времени, что никакого урока не хватит. Обучение записыванию самостоятельно сформулированных суждений можно начинать с одного или двухтрех предложений. Главное, чтобы на начальном этапе устная работа предваряла письменную. Ученики записывают собственное высказывание, учитель, проходя между партами, успевает просмотреть записанное в тетрадях (объем записи в дватри предложения это позволяет!), комуто просто показывает ошибку, комуто помогает, но при этом не исправляет за ученика. Если ктото из детей испытывает затруднения и попрежнему «не знает, что писать», необходимо уделить ему чуть больше внимания — дать возможность еще раз проговорить вслух. Проговаривать можно тихонечко, чтобы слышал только учитель. Записанные учащимися высказывания необходимо прочитать вслух, но при этом учителю не следует торопиться с собственной оценкой, комментировать и исправлять допущенные речевые и другие ошибки. Пусть это сделают одноклассники, ведь иначе им незачем слушать друг друга. Заметим, что подробное описание этих учительских действий занимает больше времени, чем сами действия. Если подобная устная и письменная работа (даже в малом объеме) проводится систематически, то положительный эффект появляется достаточно быстро, потребность в диктовке готовых формулировок исчезает, как постепенно исчезает и необходимость проговаривания этих формулировок вслух перед записью. И еще: и объем, и степень доступности заданий должны соответствовать реальному уровню подготовки учащихся. Безусловно, эти формы работы предполагают наличие определенной эмоциональной атмосферы интеллектуального труда и доброжелательных отношений между детьми. Создание этой атмосферы и отношений взаимоуважения — еще одна забота учителя. Наличие этой атмосферы и определяет урок, на котором интересно и комфортно (почему мы мало об этом говорим?) и ученикам, и учителю. Постепенно задания становятся сложнее, например, предполагают установление причинноследственных связей, описание природных процессов и т.п. На определенном этапе обучения шестиклассникам можно предложить письменно объяснить, как образуются магматические глубинные (или излившиеся) горные породы. Отметим, что для успешного выполнения этого задания учащимся необходимо сначала накопить необходимый запас новых слов и речевых структур в устной речи. Важно постараться предотвратить возможные ошибки: «Постарайтесь избежать длинных и сложных предложений. Пишите короткими фразами. Каждое предложение должно выражать законченную мысль». (Произвольное расчленение создаваемого текста на составные части составляет для учеников одну из самых больших трудностей. Думаю, что каждому учителю, и не один раз, приходилось читать работы старшеклассников с одной прописной буквой в начале и одной точкой в конце, состоящие из словосочетаний, коекак отделенных друг от друга запятыми.) Время работы 10—15 минут. Как правило, первые написанные работы нуждаются в тщательном анализе. Прочитанное вслух предложение с типичными речевыми ошибками тут же анализируется учащимися. Мастерство учителя — в выразительности чтения: учащиеся быстро улавливают на слух ошибку, не замеченную при письме: На земле магма остывает быстро, и на ней не успевают вырасти большие кристаллы. Из магмы образуются крупные кристаллы. Они и являются горными породами.
Знания о связях, в том числе причинноследственных, пространственных, пространственновременных и т.д., являются одним из типов учебного материала по географии, который предстоит усвоить учащимся, в частности, посредством организации письменных работ. Задача 1. Проанализируйте суждение и уточните его: Африка пересекается экватором, поэтому климатические пояса повторяются дважды. В зависимости от уровня подготовки учащихся, можно предложить им выполнить задание самостоятельно и обсуждать уже написанные высказывания или, наоборот, обсудить устно и потом сделать самостоятельные записи. Учитель: Могут ли климатические пояса повторяться на материке, если его не пересекает экватор? Учащиеся: — Нет, не могут, потому что климатические пояса изменяются от экватора к полюсам. — Пересечение материка экватором — это необходимое условие для повторения климатических (и других широтных) поясов. Учитель: Южная Америка тоже пересекается экватором. Повторяются ли в ней климатические пояса? Учащиеся: — Южная Америка тоже пересекается экватором, но только в северной части. В ней повторяется дважды субэкваториальный пояс. — Если бы Южная Америка протягивалась дальше к северу, то повторялись бы и другие пояса. — Африка протягивается к северу и к югу от экватора примерно на равные расстояния, поэтому пояса повторяются дважды. — Следовательно, недостаточно, чтобы материк просто пересекался экватором, надо чтобы он протягивался еще на определенное расстояние от него к северу и к югу. Учитель: Как следует сформулировать суждение? Учащиеся: — Африка пересекается экватором посередине, поэтому климатические пояса повторяются дважды. — Африка протягивается от экватора к северу и к югу примерно на равные расстояния, поэтому климатические пояса повторяются дважды. Задача 2. Объясните, достаточны ли аргументы для подтверждения истинности суждения: Экваториальные широты — одни из наиболее увлажненных участков земной поверхности. Африка пересекается экватором посередине, поэтому это самый влажный материк. Наметим возможные варианты обсуждения. ВАРИАНТ 1: Алеша. Экваториальные широты — очень влажные. Это правильно. Африка пересекается экватором посередине, поэтому это самый влажный материк. Африка пересекается экватором посередине, это верно; но она протягивается на север и на юг в тропические широты. А там уже находятся тропические пустыни, и Африка вовсе не самый влажный материк, там много пустынь. Получается, что для того, чтобы материк был самым влажным, мало, чтобы его часть находилась в экваториальных широтах. Костя. Африка находится в разных широтах. В экваториальных широтах, где выпадает очень много осадков, протяженность Африки с запада на восток небольшая. Самая большая протяженность Африки на севере, в тропических широтах. Там находится самая большая не только в Африке, но и в мире пустыня Сахара. Нельзя говорить, что Африка — самый влажный материк. Приведенные аргументы недостаточны, и суждение получилось неверное. ВАРИАНТ 2 — ученики затрудняются с ответом и им необходима помощь учителя: Учитель. Давайте выделим все суждения, которые входят в условие задачи, и определим, насколько справедливо каждое из них. Андрей. Экваториальные широты — одни из самых увлажненных участков земной поверхности. Это правильно, в этих широтах выпадает более 2000 мм осадков в год. Михаил. Африка пересекается экватором посередине. Правильно. Катя. Африка — самый влажный материк. Это неправильно, там есть и дождевые леса, и пустыни. Лена. И еще в Африке очень большую площадь занимают саванны. А в саваннах есть сухой сезон, когда дождей не бывает. Учитель. Сколько всего суждений входит в условие задачи? Михаил. Всего три, но первые два правильные, а третье неправильное. Учитель. Верно. А теперь давайте подумаем над высказыванием: «Африка пересекается экватором посередине, поэтому это самый влажный материк». Что в итоге утверждает его автор и насколько это утверждение справедливо? Володя. Автор говорит, что Африка — самый влажный материк, но это неправильно. Учитель. Почему автор делает неправильный вывод? Каким аргументом он его подтверждает? Используемый аргумент истинен? Володя. Да, Африка действительно пересекается экватором посередине; но она и тропиками пересекается. Учитель. Следующий вопрос. Для того, чтобы материк был самым влажным, достаточно, чтобы его пересекал посередине экватор? Другими словами, достаточен ли приведенный аргумент для обоснования суждения? Катя. Нет. Учитель. А теперь вновь вернемся к условию задачи. Сформулируйте свои варианты ответов и запишите их. Еще раз обратим внимание, что целесообразно предлагать самостоятельно записать ответ, если учитель уверен, что ученики справятся с заданием; если такой уверенности нет, то необходимо предложить им сначала дать варианты ответа устно и лишь потом самостоятельно (но не под диктовку!) их записать. Задача 3*. Большая часть водосборного бассейна реки Конго находится в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах, поэтому Конго — одна из самых полноводных рек мира. Боря. Конго — очень полноводная река, потому что ее бассейн находится в широтах, где выпадает очень много осадков. Володя. Если бы большая часть реки Конго была в других климатических поясах, где выпадает меньше осадков, она не была бы такой полноводной. Сергей. Нил тоже большая река, он пересекает Сахару, где вообще нет осадков. Только часть бассейна Нила находится в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах, и поэтому Нил не такой полноводный, как Конго. Учитель. Подводим итог: достаточен ли приведенный в условии задачи аргумент для обоснования суждения? Да, достаточен. Выполняя предложенные задачи, школьники учатся анализировать известные им взаимосвязи, устанавливать различные пространственные ассоциации. В то же время географическое содержание в значительной мере служит средством развития познавательных способностей учащихся и их речевого развития.
Письменная речь протекает в значительно более медленном темпе, чем устная речь, и обеспечивает возможность многократного обращения к написанному. Однако эта возможность практически не используется в школе. Как правило, письменная проверочная работа пишется учащимися до звонка, иногда до звонка не только с урока, но и на следующий урок. Ученик лихорадочно и спешно заканчивает, сует тетрадь учителю и бежит на следующий урок. Это первая реалия школьных будней. Вторая в том, что ученик пишет работу сразу начисто. Работа оценивается как итоговый результат, а фактически является «первой выпиской». О том, чтобы продумать ответ, написать крохотные тезисы или план, как правило, нет и речи. И вновь главная причина этой сложившейся практики в том, что объем заданной работы не всегда адекватен времени, отведенному на ее написание. Если невозможно (да и не нужно) увеличить время, то можно корректировать как объем, так и сложность предлагаемых учащимся письменных заданий. И еще организовывать работу по самоконтролю: за несколько минут до окончания отведенного времени предупредить учеников, и не просто предупредить, а, не разрешив писать, настоятельно предложить прочитать написанное. Эту привычку необходимо воспитывать, опять-таки создав элементарные условия для возможности выполнения этих действий. Можно предложить поменяться работами и прочитать работы друг друга, а затем дать возможность исправить ошибки. Это одна из форм, которую можно практиковать. Задача учащихся не в том, чтобы уличить в ошибке соседа по парте, а чтобы помочь ему улучшить работу. Важно лишь правильно сформулировать исходное задание и рассчитать время. Следовательно, к трем элементам структуры письменной речи (см. раздел лекции «Формы письменной речи…») необходимо добавить: 4) самоконтроль за результатами. Возможность обращения к написанному позволяет организовать работу по обучению редактированию. Целесообразно познакомить учеников с элементарными знаками, используемыми при редактировании (их полезно записать на внутренней стороне обложки тетради для тренировочных работ, а при наличии множительной техники просто раздать учащимся распечатку): Знаки редактирования Приведем пример совместной работы учителя и учащегося над текстом. Первый вариант работы ученицы: Как образуются глубинные горные породы
Та же работа, исправленная ученицей: Как образуются глубинные горные породы
У излившихся пород кристаллов не видно невооруженным глазом. Такие горные породы называют мелкокристаллическими, например, базальт.
Предвидя возможные вопросы, например, о том, «когда всем этим заниматься, если и так ничего не успеваешь...», заметим лишь, что мы в очередной раз стоим перед выбором: чему учить и как учить. Вопрос о способах образования горных пород в данном случае лишь учебный материал, на котором осуществляется работа по развитию речи учащихся. Она может проводиться индивидуально или фронтально на одном из предложенных текстов, но она стоит того, чтобы выделить на нее время.
* В полном объеме данные задачи в тетради: О.В. Крылова. Практические работы по географии. 7 класс. — М.: Вита-Пресс, 2005 г. |