Информатика
в школьной географии
О.Е. СЫЧЕВ
учитель географии школы № 324
с углубленным изучением области знаний
«Искусство»
Москва
Соединению географии с информатикой в школе
может способствовать создание
географо-информационного кружка.
Такой кружок формируется из учащихся, имеющих
склонность как к географии, так и к информатике,
хорошо владеющих разнообразной компьютерной
техникой (ПК, проектор, сканер, принтер,
электронный графический планшет) и знающих
соответствующие компьютерные программы (прежде
всего, PowerPoint).
Главная продукция кружка — компакт-диски с
компьютерными презентациями.
Компьютерная презентация (КП) — современное
мультимедийное средство обучения, помогающее
делать школьную географию интересным и
увлекательным предметом. Она позволяет учителю
проводить межпредметные уроки, например урок
географии и искусства.
КП наиболее эффективна на уроках географии, где
одной из главных задач учителя является
получение учащимися яркого, запоминающегося
образа той или иной территории. Создать такой
образ можно путем дополнения текста визуальной
информацией в форме географических карт,
иллюстраций (фотографии, картинки), таблиц
(статистика), графиков и диаграмм. Для этого КП
подходит лучше традиционных географических
карт, плакатов, картин, рисунков мелом на доске.
Что нужно для создания КП?
Во-первых, подготовка учителя, его умение
работать с ПК, знание программ Microsoft PowerPoint, Macromedia
Flash, Photoshop или хотя бы некоторых из них.
Во-вторых, техника: ПК с процессором Pentium III и
выше и операционной системой Windows 2000 или XP,
видеопроектор и желательно сканер (ведь материал
для КП берется не только в готовом виде из
интернета).
Хорошо, если вся эта мультимедийная система
есть в кабинете географии. Если нет, то уроки
можно проводить и в кабинете информатики (хотя бы
1 урок в четверть). Уроки в кабинете информатики
даже лучше вследствие их более рациональной
формы, позволяющей каждому учащемуся наблюдать
за ходом презентации не только с общего экрана,
но и с монитора своего компьютера.
Применять КП можно как на уроках, так и на
экзамене по географии в форме творческого
проекта.
Технология проектной деятельности требует от
учителя особой подготовки школьников, которая
выражается в постановке задачи (что нужно
сделать), в способах решения данной задачи и в
требованиях к оформлению результата. Решение
задачи включает сбор необходимых по данной теме
материалов, их оцифровывание с помощью сканера и
непосредственное создание презентации с помощью
соответствующей компьютерной программы.
Учитель помогает выбрать тему презентации,
составить план работы (алгоритм действий
учащегося) и подобрать источники информации.
Работа по созданию КП не обязательно
индивидуальна. Целесообразно давать задания для
создания проектов малыми группами, в которых
объединены усилия нескольких учащихся, каждый из
которых выполняет строго определенную часть
работы. Например, один учащийся ищет информацию,
другой ее обрабатывает (сканирует), третий
(наиболее подготовленный участник группы)
непосредственно создает саму презентацию. Роль
учителей географии и информатики сводится при
этом к координации и консультированию учащихся
на каждом из этапов создания КП.
Эффективная подача презентации достигается за
счет выполнения следующих действий:
1) планирование;
2) подготовка;
3) практика;
4) показ самой презентации.
Наладив выпуск презентаций по географии, мы
приступили к реализации более масштабного
проекта, а именно — созданию полноценного веб-сайта
по географии:
www.geoinf.jino-net.ru.
В названии нашего сайта заключено название
двух школьных предметов и двух наук: географии и
информатики.
Почему мы решили сделать сайт по географии?
Некоторые ребята решили выбрать профессию
программиста и на деле хотели проверить свои
способности. В современной географии широко
используются методы точных наук, в том числе
информационные технологии, особенно в
картографии, где карты и атласы создаются с
применением геоинформационных компьютерных
систем (ГИСы).
Цель создания сайта — популяризовать
географию, которая находится на стыке
гуманитарных, естественных и точных наук;
поднять престиж школьной географии. Наш сайт уже
посмотрели более 5 тыс. человек, и из этого
количества кто-то да и решит стать
профессиональным географом.
Сайт будет также способствовать развенчанию
мифа о географии как науке чисто описательной. В
XXI в. географию в некоторых отношениях можно
отнести к разряду технических дисциплин; такие
ее разделы, как картография, метеорология или
гидрология и океанология — это сплошные
математика и физика, а в ландшафтоведении и
геоморфологии важна химия. В современной
географии самое широкое применение нашли разные
технические средства, которым посвящен один из
разделов сайта.
Сайт дает возможность всем желающим
протестироваться по географии за курс 6—10-го
классов в онлайновом режиме и узнать свою оценку,
а также быстро выйти на тот или иной
интернет-ресурс по географии, которые мы решили
собрать все вместе. Таким образом, наш сайт
выполняет и функцию географического портала.
С помощью сайта можно также получить
необходимую информацию по разным
есте-ственнонаучным музеям, учебным
географическим заведениям и структурам, где
можно работать выпускнику географического вуза.
Сайт будет способствовать интеграции двух
школьных предметов — географии и информатики; он
поможет также учителям географии и экономики в
организации элективных курсов и
уроков-презентаций.
И еще одна задача сайта — создавать хорошее
настроение, дарить людям улыбку, чему, мы думаем,
способствует раздел «Географический юмор».
Таким образом, наш сайт имеет учебно-просветительно-развлекательный
характер.
Изюминка нашего сайта в том, что мы
собрали сведения о знаменитых людях, так сказать,
«звездах» мировой и российской величины, в свое
время получивших высшее географическое
образование, но по большей части не ставших
профессиональными географами. Среди них есть
музыканты, певцы, композиторы, продюсеры,
писатели, главы государств, популярные
телеведущие, политики и политологи и даже
настоящий принц — наследный английский принц
Гарри (Генри).
В сайт мы включили раздел по экономике, так
как эти две дисциплины тесно взаимосвязаны,
особенно экономическая география и региональная
экономика. Также есть статистический и
картографический материал.
Главная особенность нашего сайта — то, что это
один из первых в России географических сайтов, технически
полностью сделанный не профессиональным
веб-мастером и даже не учителем, а учащимися
средней школы.
В настоящее время мы делаем сайт по культурной
географии.
В рамках кружка ребята активно участвуют в
разных интернет-конкурсах и олимпиадах. В
2004/05 уч. г. руководимая автором статьи
команда учащихся в конкурсе «Живая карта» (91
участник) заняла 7-е место по СНГ (для
интересующихся: www.transparentworld.ru:81/livingmap/participants.htm).
Автор статьи в 2004/05 уч. г. был одним из
организаторов и ведущим международной
дистанционной обучающей олимпиады по географии
(www.eduland.ru/doo-geo/index.htm).
Таким образом, в рамках
географо-информационного кружка можно:
– создавать презентации;
– принимать участие в интернет-конкурсах по
географии;
– сформировать и пополнять список
интернет-ресурсов по географии;
– создавать простейшие электронные
географические карты (например, с помощью
программы «Геоэкстремум»);
– разрабатывать веб-сайты по географии;
– принимать участие в школьных
интернет-конференциях и чатах, посвященных
географии;
– участвовать в географических форумах;
– тестироваться по географии в онлайновом
режиме;
– обмениваться по электронной почте
результатами работы по созданию презентаций и
веб-сайтов, а руководителю — консультировать
весь этот процесс и контролировать отдельные
этапы работы;
– проводить дистанционное обучение с
организацией профильных курсов по разным
областям географии. |