Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2006

Курсы повышения квалификации


О.В. КРЫЛОВА

Как научить школьников выражать географические идеи

(развитие речи на уроках географии)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Устная речь учащихся: от диалога к монологу

18

Лекция 2. Обучение умению рассказывать на географическую тему

19

Лекция 3. Что начинается с карты: о развитии картографических умений учащихся

20

Лекция 4. Письменные работы по географии
Контрольная работа № 1
21 Лекция 5. Чтение и речевое развитие ученика
22 Лекция 6. Об искусстве географического описания
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. От географического описания к характеристике
24 Лекция 8. Современные информационные возможности и школьная география
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 6

Об искусстве географического описания

Описание как тип речи

Умение ученика описывать определенные явления и предметы является одним из программных умений школьной географии, а следовательно, и предметом особого внимания со стороны учителя.

Описание — функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании). В функционально-смысловом и структурном отношении противопоставлено повествованию.

(Педагогическое речеведение.
Словарь-справочник)

Описание как речевое действие по раскрытию признаков предполагает умение их выделять, т.е. сформированность у учащихся такого приема умственной деятельности, как абстракция. Следовательно, обучение школьников описанию подразумевает и обучение их выделению признаков, дальнейшему разделению этих признаков на существенные и несущественные и их сравнению, т.е. формирует у учащихся различные приемы умственных действий. Для описания характерна та же, что и для других типов речи, структура: ориентировочный этап, планирование деятельности, определение будущего содержания и последовательности его изложения, сама речевая деятельность и самоконтроль за результатами.

Описание может быть научным и художественным. Научное описание предполагает раскрытие, прежде всего, существенных признаков предметов и явлений, это сближает его с характеристикой. Научное описание должно быть точным, последовательным, логичным и лишенным субъективности. Художественное описание, наоборот, субъективно, оно формирует представления о наиболее ярких или интересующих автора особенностях предметов и явлений и не всегда бывает исчерпывающе полным. Желательно, чтобы во время занятий ученики работали с двумя типами описания.

Представление как тип учебного материала

К теоретическим знаниям школьного курса географии, наряду с фактическими и понятийными знаниями, относятся представления — образы изучаемых объектов и явлений.

Представление, как тип учебного материала, является чувственной опорой словесных знаний.

(Е.Н. Кабанова-Меллер.
«Формирование приемов умственной
деятельности и умственное
развитие учащихся»)

В зависимости от способа, которым создается образ, выделяются представление памяти и представление воображения. Представление памяти — это воспроизведение увиденного ранее. Представление воображения предполагает создание новых образов, которые создаются на основе рисунков, видеофрагментов и других видов изображений, на основе географических и исторических карт, словесных описаний и т.д. Учителям известно, что разные школьники, создавая новые для себя образы, в разной степени используют свои знания и жизненный опыт. Следовательно, между названными видами представлений — памяти и воображения — нет резкой грани; психологи называют последние образами воссоздающего воображения, в отличие от собственно новых по своему содержанию образов творческого воображения. Представления могут быть выражены наглядно и словесно, следовательно, оба эти источника новых знаний должны применяться на уроках и взаимно дополнять друг друга.

Предлагая учащимся творческие работы разных видов, например проектные, учитель предполагает получить в результате созданные детьми образы воссоздающего воображения с элементами творческого. Ученические работы — вновь созданные образы — могут быть выражены в наглядной и словесной формах.

Умение замечать обыкновенное:
описание привычных объектов и природных явлений

Описать что-то (или кого-то) — значит назвать присущие этому «что-то» признаки, сумев разделить их на существенные и варьирующие. Следовательно, если предстоит обучать школьников умению выделять признаки, то необходимо найти, придумать или подобрать источники нового знания, на основе которых осуществлять это обучение.

География позволяет обучать школьников пониманию окружающего мира, умению ориентироваться в нем. Сетования на излишнюю «теоретизацию» и «непонятность» следует, на наш взгляд, в большей степени объяснить несовершенством или, по меньшей мере, отдельными недостатками преподавания. Например, тему «Атмосфера» принято считать сложной для восприятия, несмотря на то, что основу ее содержания составляет изучение привычных и хорошо известных детям природных явлений: ветра, атмосферных осадков, облачности, погоды и т.д.

Рассмотрим несколько учебных задач.

Задача 1. Рассмотрите фотографии и опишите росу.

Опираясь на имеющийся перед собой зрительный образ, учащиеся могут сказать:

— роса — это капельки воды;

— капли находятся (образуются) на листьях, на других предметах, на самoй земной поверхности;

— роса бывает летом.

Шестиклассники без затруднений называют существенные признаки рассматриваемого понятия, позволяющие им, пусть под руководством учителя, сделать последующее обобщение и самостоятельно сформулировать варианты определения. Например, через ближайший род — «роса — это вид жидких атмосферных осадков, образующихся на земной поверхности и на находящихся на ней предметах», или генетическое — «роса — это капельки воды, образовавшиеся на поверхности земли и на находящихся на ней предметах в результате конденсации водяного пара».

Задача 2. Каждый наверняка наблюдал росу. Опишите росу, опираясь на свои собственные наблюдения.

Эта задача обращена к житейскому опыту шестиклассников и предполагает создание представлений памяти. В этом случае ученики будут называть уже не только существенные, но и изменяющиеся — варьирующие признаки росы, например, где они ее наблюдали, обильную или нет, утром или вечером, после жаркого или после прохладного дня. Небольшие по объему высказывания по своей сути являются научными описаниями росы.

Существенные признаки росы можно описать и по другим фотографиям (см. ниже), но они в большей степени отвечают возможностям художественного описания, поэтому и задание сформулировано по-иному.

Задача 3. Напишите сочинение-миниатюру по одной из предложенных фотографий или дайте устное описание; можно придумать свою собственную тему сочинения.

Солнце в капельке росы
Солнце в капельке росы

 

Солнце в капельке росы
Солнце в капельке росы

Пример художественного метафорического описания — старинная загадка, которая может стать основой учебного задания.

Задача 4. Отгадайте старинную русскую загадку:

Заря — заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила.
Месяц видел, солнце скрало.

Объясните, какие природные явления подмечены в ней.

Шестиклассники успешно комментируют текст.

 

 

Заря бывает утренняя и вечерняя.
В загадке говорится про вечернюю зарю, потому что роса выпадает вечером. Потом наступает ночь, а потом восходит солнце.
Про росу говорят «выпала». Уронить, обронить, выпасть – это близкие по смыслу слова.
v
b
v
Заря – заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила.
Месяц видел, солнце скрало.
v
b
v
Роса сохраняется ночью. Получается, что луна ее «видит». Роса исчезает утром, после восхода солнца. Она испаряется.

Заметим, что комментарии основаны на понимании существенных признаков понятия.

Задача 5. Опишите, что вы видите. Как называется это природное явление?

Задача 5. Опишите, что вы видите. Как называется это природное явление?

Понятия оттепель нет в программе, но большинство жителей страны наблюдают это явление ежегодно. Рассматривая фотографии, шестиклассники описывают капли воды, готовые вот-вот сорваться вниз с веток и с кончика засохшего листа; набухший и ставший почти прозрачным снег, который тонким неровным слоем лежит на ветках. Отмечают, что капли воды — это растаявший снег. Объясняют, что если снег начал таять, значит, температура воздуха поднялась до 0°C или выше. Подобное повышение температуры зимой и есть оттепель.

Учащиеся всего лишь точно описали то, что увидели, и объяснили то, что увидели, опираясь на знания о трех состояниях воды в природе.

Обучать описанию можно и при изучении других тем, при этом на самых известных примерах.

Задача 6. Составьте вопросы для описания изображенной на фотографии горной породы.

Задача 7. Опишите образец горной породы. Объясните, какие силы сформировали его нынешний облик. Придумайте ему название.

Методический практикум

1. Предложите географические задачи на описание природных объектов или явлений, которые учащиеся разных классов могут наблюдать в своей местности.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта Artifex.ru. Этот ресурс для всех тех, кто интересуется скульптурой, живописью, татуировкой, граффити, фотографией, стрит-артом. И, конечно же, этот творческий альманах не обошел своим вниманием музыку и кино. Репортажи с выставок, коллекции фотографий и рассказы об их авторах, знакомство с совсем юными, но очень талантливыми художниками, представление новых направлений в искусстве тату, интересные факты о музыкантах, художниках и кинематографистах – обо всем этом читайте на сайте artifex.ru. Добавим также, что сайт прекрасно иллюстрирован, и путешествовать по нему - настоящее удовольствие.

Живопись на уроках географии

Живопись, прежде всего пейзажная, позволяет формировать у учащихся яркие образы и может служить основой для создания интересных творческих работ.

Живопись учит смотреть и видеть (эти вещи разные и редко совпадающие).

(Александр Блок)

Обратимся к художественному полотну «Сказ о Байкале» заслуженного деятеля искусств Бориса Ивановича Лебединского (1891—1972).

Задача 8. Рассмотрите репродукцию картины Б.И. Лебединского «Сказ о Байкале». Составьте научное описание озера Байкал и его берегов.

Важно проследить, чтобы учащиеся не подменили задание и вместо рассказа по картине с использованием знаний о Байкале не представили учителю примерно такое сообщение: «Байкал — самое глубокое озеро в мире, глубина его составляет 1637 м…» Ничего этого на картине не видно! Но зато можно:

– увидеть скальные выходы магматических пород, описать их формы, характер склонов, сделать предположения о сформировавших их геологических процессах и о характере котловины озера;

– отметить, если репродукция цветная, интенсивность синего цвета воды как признак больших глубин;

– увидеть обрывистый характер берегов и предположить отсутствие больших по площади прибрежных мелководий;

– увидеть туман над водной поверхностью и объяснить условия его образования;

– увидеть древесную растительность, в том числе поверхностную корневую систему сосен и их флаговые кроны.

По мере необходимости учитель может оказать помощь ученикам, обращая их внимание на разные детали художественного изображения.

Задача 9. Прокомментируйте название картины.

Восьмиклассники могут размышлять, почему художник назвал картину «Сказ…», а, например, не «Рассказ о Байкале». Почему именно сказ, а не более привычное сказка? Как меняется (и меняется ли) смысл названия в каждом случае? Можно вновь вспомнить с учениками слова Л.С. Берга о Байкале как «чуде природы во всех отношениях». Это задание по сути является подготовительным для последующих задач, различающихся уровнем сложности.

Задача 10. Рассмотрите репродукцию картины Б.И. Лебединского «Сказ о Байкале» Составьте художественное описание озера.

Для того, чтобы учащиеся успешно справились с последней задачей, полезно обсудить, что означает слово сказ (сказыватьмолвить; Баюн — баить); вспомнить, что сказочное красноречие предполагает традиционные начало и концовку, троекратные повторения, поучения и т.д.

Методический практикум

2. Предложите творческие работы с использованием ниже следующих произведений живописи для учащихся разных классов.

Г.И. Гуркин (1870—1937) Хан-Алтай. 1907. Государственный художественный музей Алтайского края
Г.И. Гуркин (1870—1937)
Хан-Алтай. 1907. Государственный
художественный музей Алтайского края

 

Лоурен Харрис, Канада (1885—1970) Утро. Озеро Верхнее. 1921
Лоурен Харрис, Канада (1885—1970)
Утро. Озеро Верхнее. 1921

В каждом регионе России есть свои художники-пейзажисты. Творчество многих из них, а также творчество великих мастеров может быть особенно интересно учителям географии. Для примера обратимся к творчеству известного читинского художника Яна Ивановича Шплатова.

Задача 11. Рассмотрите картины и сравните природные особенности двух областей умеренного климата — резко континентальной и умеренной.

Я.И. Шплатов (род. 1937). В октябре

strong>Я.И. Шплатов (род. 1937).
В октябре

 

И.И. Левитан (1860—1900). Октябрь (Осень)

И.И. Левитан (1860—1900).
Октябрь (Осень)

Полнота и красочность описания зависит от имеющихся в распоряжении учащихся языковых средств, которых у них не всегда достаточно. Предлагаем еще одну учебную работу.

Учащиеся 6-х и 8-х классов получили задание посетить Третьяковскую картинную галерею и сравнить снег на картинах А.К. Саврасова «Грачи прилетели», В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», И.И. Левитана «Март». Ребятам предстояло придумать и записать как можно большее число эпитетов (определений, указывающих на признаки предметов и явлений и чаще выраженных прилагательными), характеризующих состояние снега на каждой картине. Такую же работу можно проделать и по репродукциям картин. Предлагаем вниманию читателей итоговую сводную таблицу, составленную по работам восьмиклассников.

Интересно отметить, что ученики указали не только видимые признаки снега, но такие, как хрустящий, скрипящий, липкий, следовательно, они анализировали изображение, опираясь на свой житейский опыт. «Описание снега» лишь одна из многих возможных тем. Наряду со снегом, ученики сравнивали лес на картинах И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», В.М. Васнецова «Иван Царевич и Серый волк», А.А. Рылова «Зеленый шум».

Темы для организации подобных работ подскажет экспозиция местного художественного музея. В другом случае можно воспользоваться репродукциями известных картин.

Снег на картинах великих художников

А.К. Саврасов
«Грачи прилетели»

В.И. Суриков
«Боярыня Морозова»

И.И. Левитан
«Март»

– грязный,

– мокрый,

– осевший,

– неестественного цвета,

– талый,

– тусклый,

– неравномерно распределенный,

– желтовато-голубой,

– местами почти серый,

– местами покрытый тонкой коркой льда,

– пятнистый,

– коричнево-серый,

– притоптанный,

– местами заледеневший,

– с проталинами,

– со следами птиц.

– упругий,

– промятый,

– естественного белого цвета,

– чистый,

– поверхность снега ровная,
вероятно, он выпал недавно
и не успел осесть,

– бело-голубой,

– покрывает землю толстым слоем,

– он долго валил хлопьями, а к утру прекратился,

– сыпучий,

– искрящийся,

– ярко-белый,

– свежий,

– глубокий.

– талый,

– распределен неравномерно, – искрящийся на солнце,

– местами утоптанный,

– грязный,

– рыхлый,

– оседающий,

– пятнистый,

– присутствует тонкая корка льда,

– имеет оттенки белого, желтого, голубого и коричневого,

– мокрый,

– вероятно, липкий,

– местами темный,

– поникший,

– перемешанный с землей,

– сползающий с крыши.

Задача 12. Познакомьтесь со стихотворением бразильского поэта Освальда де Андраде «Землеописание».

В ее очертаниях изящество арфы.
Граничит она с вершинами Анд и отрогами Перу,
которые так надменно возносятся над землей,
что даже птицы с трудом их одолевают.

Посмотрите на контур Южной Америки. Что он вам напоминает? Треугольник? А если пофантазировать? Может, в нем «просматривается» образ какого-либо животного или растения — обитателя этого удивительного материка; или какого-либо предмета или явления, ассоциирующего у вас с Южной Америкой.

Можно дополнить условие задачи и рассказать об известном сравнении Южной Америки с гроздью винограда, свисающей с узкой полосы Панамского перешейка. Не стоит надеяться, что ученики тут же предложат вам много интересных и ярких вариантов. Наоборот, могут высказать и сомнения, и неприятие упомянутого сходства. Между прочим, полезно поддержать последнее: «Действительно, арфа — не южноамериканский инструмент. Виноград там выращивают, но он вовсе не символ этого материка». Но, помня хорошее правило «отвергая, предлагай», следует вновь настойчиво предложить: «Пофантазируйте, пошевелите мозгами, придумайте и нарисуйте!»

Семиклассники могут выполнять эту творческую работу на всем протяжении изучения материка, представлять все новые варианты, обмениваться впечатлениями, нередко по несколько раз переделывать. Именно в процессе совместных обсуждений придуманные образы становятся все более интересными и наполняются большим географическим содержанием.