Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2006

Как повысить интерес к предмету


Дистанционная
командная игра «Terra»

В 2005/2006 уч. г. у нас впервые прошла командная дистанционная игра-конкурс по географии «Terra». Участвовали команды 7—8-х классов из разных районов Красноярского края и города Барнаула Алтайского края. Задания рассылались электронной почтой, так же присылались решения. Цель игры — популяризация географии.

Задания были встроены в сюжетные линии по мотивам книг А. Свирина «До земли еще далеко», «На этой планете можно жить», «Операция “Океан”» и др.

В 2006/2007 уч. г. планируются новые игры.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Флеш-бесплатно". Уверены, зайдя на сайт flash-besplatno.ru, на нем задержатся и совсем юные геймеры и опытные игроки. Выбирая флешку, Вам не придется просматривать все игры подряд, тем более, что их огромное количество. Ограничьте поиск наиболее интересной для Вас рубрикой и подыщите что-нибудь себе по нраву, предварительно ознакомившись с описанием и инструкцией по управлению, которыми сопровождена каждая игра. Безусловно, отнесение игр к различным разделам несколько условно. Поэтому, даже если Вам "далеко за…", или Вы относитесь к прекрасной половине человечества, не игнорируйте рубрику "Игры для мальчиков" на странице http://flash-besplatno.ru/igry-dlya-malchikov/, если Вам интересны стрелялки, гонки, войнушки, стратегии, аркады, экшены и драки. А в рубрике "Для девочек", наряду с играми, позволяющими с легкостью экспериментировать с макияжем, пробовать себя в роли хозяйки кафе или дома моды, представлены также флешки, в которых можно поухаживать за животными на большой ферме или же заняться дрессурой домашнего питомца, что может привлечь внимание лиц любого пола и возраста.

Примеры заданий

1. Вы находитесь у самого крупного водопада на большой реке. Бассейн этой реки был одним из двух основных полей колонизаторской деятельности португальцев на этом континенте. Административным центром их колонии был сначала избран город Софала на побережье океана, в 200 км южнее устья нашей реки. Там португальцы построили крепость. Нижнее течение реки стало главным проводником португальского влияния в глубь материка. Они создали выше по реке ряд торговых факторий: Сена (200 км от устья), Тете (200 км от Сена) и др.

Португальцев интересовало прежде всего золото. Еще Васко да Гама из своего первого путешествия к восточным берегам этого материка привез легенды о сказочных запасах золота в этой, пока не ведомой европейцам, стране. Арабы ему рассказывали, что именно сюда снаряжал свои экспедиции царь Соломон, что город Софала — не что иное, как библейский Офир, что золотые месторождения находятся где-то в царстве Мономотапы. До­браться до Мономотапы, завладеть этим золотом стало заветной мечтой португальцев.

• На какой материк вы попали?

• Где именно вы находитесь? (Это можно установить, зная, у какой реки вы находитесь и что за водопад находится рядом).

Африка. Водопад Виктория
на реке Замбези; замбийско-зимбабвийская граница,
близ замбийского города Ливингстон.

2. Перед нашими глазами — хижина, окруженная толпой папуасов, вооруженных копьями и луками. Выражение их лиц далеко не дружелюбное. Из хижины вышел белокожий человек.

Не обращая внимания на агрессивно настроенных туземцев, человек пошел прочь от хижины. Сделав несколько шагов в сторону от окружавших его папуасов, человек расстелил в тени дерева циновку, расшнуровал башмаки, лег и… заснул, утомленный дорогой и напряжением момента, и проспал два часа с лишним.

А вот то же место через некоторое время. Как изменилось отношение папуасов к белому гостю! Его радушно встречают. Многие обращаются к нему за медицинской помощью. Сам он говорит на языке папуасов. Авторитет его высок, и папуасы даже называют его полубогом.

• Кто этот ученый-путешественник?

• Когда он попал на родину папуасов? (Можно посмотреть в энциклопедии.)

• Как назывался корабль, который доставил ученого к местным жителям?

Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
1871 г.
Корвет «Витязь».

• 3. Первое, что бросилось нам в глаза на палубе парусника — мрачное и ожесточенное настроение команды.

Судно оказалось испанским. Паруса второго корабля этой экспедиции белели на горизонте. Целью экспедиции было уточнение географической долготы Пряных, или Молуккских островов — основного поставщика пряностей.

Судя по отметкам на карте штурмана, кораблям понадобилось более года, чтобы найти пролив, в существовании которого был уверен их командор. Много дней шли они по этому, полному опасностей пути, пока не вышли в океан. Этот океан моряки назвали Тихим. После четырех месяцев скитаний по океану, корабли достигли неизвестных островов. И тут, вмешавшись в междоусобную войну, был убит командор. Последовали многомесячные блуждания между островами огромного архипелага в поисках сказочных островов пряностей. Единственный из пяти кораблей, ушедших в плавание, вернулся на родину.

• О какой экспедиции идет речь?

• Почему маршрут экспедиции должен был проходить только западным путем?

• Каково основное значение экспедиции?

• Какой пролив вывел экспедицию в Тихий океан?

Экспедиция Магеллана.
Восточный путь через Индийский океан проходил
по водам, которые контролировались Португалией,
и встреча с португальцами грозила
конфискацией всего груза и расправой с экипажем.
Первое в истории человечества кругосветное плавание.
Магелланов пролив (экспедиция прошла здесь в 1520 г.).

4. Мы смотрим через плечо капитана, который пишет в судовом журнале:

«Сегодня 3 августа, и “Сибиряков” уже у острова Диксон, расположенного у входа в Енисейский залив. Здесь нам предстоит пополнить запасы угля с норвежского транспорта “Вагланд”, специально зафрахтованного для этих целей. Остров Диксон, открытый Норденшельдом, обладает удобной гаванью, лучшей на всем северном берегу Азии...»

• Кто был капитаном ледокольного корабля «Сибиряков»?

• В чем заключалось основное достижение экспедиции на «Сибирякове»?

Владимир Иванович Воронин.
«Сибиряков» прошел Северный морской путь
за одну навигацию (1932 г.).

О.В. МИХАЙЛОВА, учитель географии,
Т.И. ХАРИТОНОВА, методист,
Красноярский краевой центр по работе
с одаренными детьми и талантливой молодежью
«Школа космонавтики», г. Железногорск
Красноярский край
astron@shk.k26.ru