Страна Городов — центр
|
Глядя на лошадиные морды и лица людей, В. Пелевин. Чапаев и Пустота |
В основу наших исследований были положены результаты экспедиции «Изучение природно-техногенных ландшафтов и культурного наследия “степной цивилизации” Восточного Зауралья», организованной кафедрой географии Оренбургского педагогического университета. Маршрут экспедиции проходил через город Гай (нас поразил облик гайских меднорудных карьеров), Ириклинское водохранилище (там на ночёвке многие новички впервые ощутили огромный контраст между дневным зноем и холодом ночи в степи). Далее наш маршрут пролегал через истоки реки Суундук, где золотоискатели более ста лет назад, в период российской «золотой лихорадки», полностью срыли речную террасу. По удивительным ландшафтам «ложной лесостепи» Восточного Оренбуржья и сурчиным заказникам мы приближались к заповеднику «Аркаим».
Каждый, кто побывал на Южном Урале, знает о Стране Городов... История изучения «степной цивилизации» началась в 1987 г., когда был открыт Аркаим. На месте Аркаима с весны 1988 г. должны были плескаться волны Караганского водохранилища, и место уникального памятника стало бы рукотворной Атлантидой. Археологам вначале казалось, что комплекс содержит стандартный набор находок степных культур бронзового века, которые обычно находят от Украины до Казахстана, но постепенно стало ясно, что городище уникально и необходимо спасти памятник для потомков.
Долины рек Большой Караганки и Утяганки, где обнаружен Аркаим, во все времена были густо заселены, о чем говорят семьдесят с лишним археологических памятников, открытых в этой местности. Аркаим ныне является ландшафтно-историческим заповедником. Охраняемая территория, площадью около 4 тыс. га, стала научно-исследовательским и туристическим центром с домами-лабораториями, с Музеем природы и человека, с археологическим музеем под открытым небом. Охраняемые зоны были созданы и вокруг других «городов» — памятников аркаимского типа; они, в свою очередь, стали филиалами заповедника «Аркаим».
Аркаим — единственный культурный и природно-ландшафтный заповедник в степной зоне России, зоне, экологически крайне уязвимой и очень широко охваченной современной хозяйственной деятельностью. В работе заповедника сочетаются сразу два направления деятельности — охрана и исследование.
Около 300 млн лет назад на месте Уральских гор был океан. Потом он становился все yже, в нем были вулканические острова (как Курильские), а у берегов — коралловые рифы, лагуны... Геологами описаны многие интересные объекты окрестностей Аркаима — палеовулкан Огненный, места добычи золота — золотые прииски, выходы яшмы, марганцевых руд, цинковое месторождение, а также «подводный оазис» с известняками, богатыми палеофауной, в основном кораллами. Удивителен и большой Суундукский массив гранитов — часть «гранитной оси» Урала.
От загадок до разгадок
Археологические исследования в Южном Приуралье, так же как и в других областях южнорусских степей, ведутся не так давно, как на Ближнем Востоке, в Египте или Древней Греции. Поэтому и сложилось уже ставшее традиционным представление об исторической отсталости степных народов Евразии в сравнении с древнейшими цивилизациями Старого Света. Но как показывают новейшие археологические исследования, проведенные на Южном Урале, роль степных народов в истории Старого Света была весьма значительной. Археологи уверены, что начиная с VI тысячелетия до н.э. на юге Восточной Европы, от Урала до Днепра, происходило формирование «степной цивилизации», которая тесно взаимодействовала с ближневосточными, среднеазиатскими и балканскими культурами. Открытие в Зауралье челябинскими археологами «Страны Городов», в том числе уникального городища Аландское в Кваркенском районе Оренбургской обл., построенного из гранитных глыб, в корне изменило наши представления о бронзовом веке Южного Урала и привлекло множество ученых для изучения «степной цивилизации».
Аркаим с высоты птичьего полета |
Города, по результатам исследований, представляют собой крепости-замки, окруженные высокими стенами и башнями, которые возводились из бревен.
Много различных мнений высказывают ученые о предназначении этих городищ и о том, чем занимались их жители. Выдвинуто более десятка различных гипотез, наиболее интересны такие:
Города могли быть:
— храмами-святилищами,
— обсерваториями (Аркаим),
— металлургическими центрами,
— оборонительными форпостами, призванными защищать рудники или какие-то другие объекты,
— своеобразными «караван-сараями» бронзового века, в которых укрывались на ночь караваны с рудой из Таш-Казганского месторождения, расположенного на самом севере района,
— дворцами-крепостями для военной элиты.
Колесо, печать, бабочка
Пользуясь реконструкцией, сделанной Г.Б. Здановичем, опишем памятник. С высоты птичьего полета городище кажется похожим на печать, колесо, бабочку или огромный цветок. Аркаим имеет вид оплывших всхолмлений и впадин на площади в два гектара. Диаметр внешней грунтовой стены до 180 м, внутренней — 90 м. Точно спицы колеса, идут стены жилищ и радиальные валы. На северо-западе внешняя стена, образуя сорокаметровый разрыв, смыкается с внутренней — это главный вход в городище. Стена, сложенная из грунта, особым образом подготовленного, сохранила высоту в целый метр благодаря тому, что место было выбрано высокое и сухое.
На противоположном же берегу реки все иначе — из-за особенностей грунта вся поверхность оказалась изрытой впадинами степного карста.
Внешняя стена необычная. Пятиметровая ее толща заключает в себе внутреннюю галерею. Внутренний ров был перекрыт бревенчатым настилом и, видимо, представлял собой канализацию, куда стекали по желобам вода с крыш жилищ внутреннего и внешнего круга и бытовые отходы. А по настилу шла кольцевая улица, на которую выходили дома внешнего кольца; с другой же стороны над ней высилась внутренняя стена, судя по громадным развалам, при полутораметровой толщине имевшая не менее пяти-семи метров в высоту.
Кроме главного входа, были еще два или три вспомогательных: один из них вел в лабиринт, простреливаемый со стен, и лишь одно ответвление выводило на радиальную улицу. Все радиальные улицы выходили на углы квадратной центральной площади. В комнатах был колодец под глиняным сводом, закрытый очаг и одна-две глубокие хозяйственные ямы. Жилища внутреннего круга непосредственно выходили на площадь, покрытую, как и полы домов, слоем известкового раствора. Раскопано около 30 жилищ из 50, но находок немного — черепки старой керамики, кости, каменные зернотерки, небольшие наковальни, пара человеческих костей во внутреннем рву.
Считают, что поселение просуществовало не более 50 лет, а затем городище было покинуто; собрав всё, жители сами подожгли его. История знает подобные случаи, но причины такого поведения людей не установлены; возможно, пашни стали бесплодными и жители пошли искать новые плодородные земли.
Особый интерес у нас вызвали раскопки самого южного поселения «Страны Городов» — Аландского. Оно расположено уже не в Челябинской обл., а на востоке Оренбургской. Названо так городище по расположенному вблизи поселку Аландское, который основали переселенцы, воевавшие за Аландские острова. Аландское поселение, возможно, будет внесено в список наиболее значимых археологических открытий века.
Аландское некогда представляло собой овальную территорию площадью 2400 м2, обнесенную оборонительной стеной. Поперечный раскоп сооружения показал, что развалины внутренних стен имеют ширину до 6 м и есть глубокий ров трехметровой ширины. Археологов удивило то, что город обнесен еще одной стеной, облицованной камнем. Ширина стены около двух метров, а за ней новый ров. Зачем было строить дополнительную стену со рвом, если высота первой вместе с деревянным частоколом достигает 9 м? Ученые объясняют это тем, что поселения начали строить в засушливые годы, потом климат стал более влажным, половодья более сильно стали подмывать стены города.
На Аландском были найдены костяные проколочки, изделия из металла, различные украшения, фрагменты керамических сосудов с орнаментами, кремневые наконечники стрел, которые разбросаны в разных местах (что, возможно, свидетельствует о штурме крепости). Вероятно, Аландское являлось одновременно и крепостью, и ремесленным центром, где изготавливали инструменты и орудия труда, и храмом, и жилым поселком.
Великая обсерватория древности?
Реконструкция
|
По материалам исследований
К. Быструшкина (1996), Аркаим был солнечно-лунной
обсерваторией, одной из древнейших в мире, не
уступающей по техническому уровню знаменитому
Стоунхенджу в Англии, а может быть, даже
превосходящей его. По мнению исследователя, на
Аркаиме археологи «столкнулись с предельно
сложным и безупречно выполненным объектом, не
имеющим эволюционного ряда хотя бы схожих
памятников».
В древнем мире обсерватории были другими; на них производились очень точные наблюдения за восходами солнца и светил. Аркаим оказался самой сложной из всех ныне известных древних обсерваторий. Возраст ее, определенный методом Локьера, 4800 лет!
Так как конструкции обсерватории на деревянных галереях или башнях исчезли во время пожара, раскопки здесь были слепо-глухо-немые. Тогда стали изучать горизонт. На линии горизонта Аркаима, удаленной от памятника на расстояние от 1,5 км на запад и до 5 км на восток, обнаружено не менее 38 объектов, убедительно трактуемых как геодезические знаки. Древнейшее сооружение Аркаим ориентировано по сторонам света в самом строгом, геодезическом значении. Знаки, обозначающие параллель (запад—восток) и меридиан (север—юг), выставлены с точностью до минуты дуги на горизонте. Во всем Древнем мире конкуренцию Аркаиму по точности ориентировки могут составить только некоторые пирамиды Египта, но они моложе лет на двести.