Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2006

Курсы повышения квалификации


О.В. КРЫЛОВА

Как научить школьников выражать географические идеи

(развитие речи на уроках географии)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Устная речь учащихся: от диалога к монологу

18

Лекция 2. Обучение умению рассказывать на географическую тему

19

Лекция 3. Что начинается с карты: о развитии картографических умений учащихся

20

Лекция 4. Письменные работы по географии
Контрольная работа № 1
21 Лекция 5. Чтение и речевое развитие ученика
22 Лекция 6. Об искусстве географического описания
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. От географического описания к характеристике
24 Лекция 8. Современные информационные возможности и школьная география
Итоговая работа

 

ЛЕКЦИЯ 8

Современные информационные возможности
и школьная география

Информационные сообщения как форма речевой деятельности учащихся

Одной из популярных форм опережающих заданий является подготовка учащимися разного рода информационных сообщений. Сетевые ресурсы Интернета представляют для их подготовки практически неограниченные возможности. Обычно ученик находит информацию, соответствующую теме задания, «скачивает» ее, распечатывает готовый текст, а затем зачитывает его на уроке целиком или фрагментами. В этом случае деятельность ученика носит репродуктивный характер, кроме того, сам поиск информации, как правило, не представляет трудности и является обыденным действием для современных школьников, имеющих доступ к сетевым ресурсам. Следовательно, было бы продуктивнее ставить перед учащимися учебные задачи, предполагающие не только поиск, но и переработку информации. Если речь идет о найденном текстовом сообщении, то, например, в форме сжатого изложения или свертывания текста.

Под сжатым изложением понимается особый вид пересказа, задача которого передать главное (существенное). Это может быть сделано посредством исключения подробностей или многочисленных примеров, а также посредством обобщения. При обобщении материала фактически составляется новый текст.

Под свертыванием текста понимается лишь обозначение объекта или явления, но не описание.

Задача 1

1. Прочитайте представленные ниже материалы.

Глобальное потепление:
Гималайские горы готовят смертельный удар

Эксперты Организации Объединенных Наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало глобальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов, которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы отступающих ледников, а ледниковые озера наполнены измельченным льдом. Знаменитый ледник, с которого около пятидесяти лет назад поднимались на Джомолунгму ее первые покорители — Эдмон Хиллари и Норгей Тенцинг, отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет — а, судя по всему, этого природного явления уже не избежать, — то последствия будут самыми плачевными. Таяние ледников вызовет горные сели и наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей.

Исследования, проведенные в Непале и Бутане, показали, что, начиная с середины 1970-х годов, повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, переполнению озер. В 1985 г., в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов и причинило ущерб в 1,5 миллиона долларов. Только в Непале и Бутане обнаружено по меньшей мере 44 потенциально опасных озера.

(По материалам зарубежной печати)

2. Не пересказывая текст, сформулируйте, что за «смертельный удар» готовят Гималаи.

3. Не пересказывая текст, назовите возможные последствия глобального потепления для жителей Непала и Бутана.

В настоящее время на пространстве World Wide Web (WWW) можно найти и использовать в дальнейшей работе следующие объекты:

– web-документы;

– текстовые файлы;

– файлы изображений, в том числе фотографии, рисунки, репродукции, схемы, карты и т.д.;

– звуковые файлы.

Все они могут стать источниками информационных сообщений, в том числе в форме компьютерных презентаций в программе PowerPoint. На сайте http://www.fmm.ru/index.htm Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана  представлен раздел «Фотогалерея минералов», на котором представлены великолепные фотографии образцов минералов и краткие пояснительные тексты по следующим темам:

• Цветные минералы (малахит, родонит и лазурит);

• Агаты;

• Самородное золото и другие.

Выделим несколько групп сайтов, которые могут быть интересны учащимся и учителям географии: сайты музеев, сайты научно-исследовательских институтов и других учреждений, осуществляющих мониторинг природных явлений, сайты Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, а также общественных и правительственных международных организаций, и рассмотрим примеры учебных заданий с их использованием.

Задача 2

Подготовьте краткое сообщение об открытии и освоении Северного морского пути. Воспользуйтесь материалами сайта www.polarmuseum.sp.ru Музея Арктики и Антарктики в
г. Санкт-Петербурге.

Задача 3

Подготовьте сообщение о животном мире озера Байкал. Воспользуйтесь материалами сайта www.lin.irk.ru Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук.

Задача 4

Составьте информационное сообщение об озере Байкал, воспользовавшись официальным сайтом города Иркутска — www1.irkutsk.ru

Задача 5

Познакомьтесь с прогнозом погоды на ближайшие дни для вашего города или ближайшего областного центра по материалам сайта http://pogoda.ru

Задача 6

Воспользовавшись сайтом www.sio.rssi.ru Института Океанологии им. П.П. Ширшова РАН, узнайте об основных направлениях научных исследований, проводимых институтом, найдите сведения об известных в прошлом научно-исследовательских судах. Подготовьте небольшие информационные сообщения для уроков.

По материалам сайта http://www.emsd.iks.ru Камчатского филиала Геофизической службы РАН учащиеся могут подготовить следующие информационные сообщения:

• Чем измеряют силу землетрясений, что такое баллы и магнитуда;

• Текущая сейсмическая обстановка на полуострове Камчатка;

• Текущая вулканическая обстановка на полуострове Камчатка;

• Результаты видеонаблюдений за вулканами Ключевская Сопка, Шивелуч и Безымянный (видеонаблюдения за вулканами представлены на сайте в режиме реального времени);

• Памятка для населения при цунами;

• Памятка для населения при землетрясениях.

Методический практикум

1. Познакомьтесь с приведенными ниже сайтами и предложите темы информационных сообщений, которые могут быть подготовлены на их основе:

— http://www.fmm.ru/index.htm — Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, г. Москва;

— http://www.paleo.ru/museum — Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова РАН, г. Москва;

— www.polarmuseum.sp.ru — Музей Арктики и Антарктики, г. Санкт-Петербург;

— http://www.vitiaz.ru — Музей Мирового океана, г. Калининград.

2. Познакомьтесь с приведенными ниже сайтами и предложите возможные варианты их использования в обучении географии:

— www.oceano.mc — Океанографический музей, Монако;

— http://www.gao.spb.ru/russian/index.html — Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория;

— http://www.rog.nmm.ac.uk — Гринвичская королевская обсерватория;

— http://www.nasa.gov — Национальное Аэрокосмическое агентство США (НАСА).

Многие web-документы позволяют более широко использовать их в практике обучения. На сайте Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского Российской академии наук (был основан в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова, находится в Москве, еще одно название музея — Истории Земли) http://www.sgm.ru можно познакомиться с историей его создания и экспозицией.

На сайте представлена интереснейшая интерактивная компьютерная система «Разговор с Землей», которую можно по-разному использовать в обучении географии.

Если школа подключена к Интернету и ученики 6-го класса могут работать в сети во внеурочное время, они могут самостоятельно поработать с программой, познакомиться с внутренним строением и историей Земли, выполнить предложенные им опережающие задания. В этом случае на уроке о внутреннем строении Земли у учителя уже не будет необходимости объяснять новую тему, но будет возможность обсуждать с подготовившимися учащимися ее содержание.

Если школа подключена к сети Интернет и есть возможность провести урок в компьютерном классе, то можно построить его на материалах сайта; можно заранее записать необходимые материалы и использовать их на уроке.

Если в школе нет возможности работать в сети, можно предложить отдельным учащимся, имеющим такую возможность, заранее подготовить информационное сообщение и представить на уроке названную систему: «Разговор с Землей»; можно предложить учащимся, имеющим возможность входить в сеть, творческие задания, например, написать краткую «автобиографию Земли» (короткий рассказ о Земле как планете от первого лица) по материалам сайта.

Воспользовавшись другой интерактивной компьютерной системой «Прогулки по Москве», учащиеся могут узнать, из каких минералов и горных пород построены известные памятники архитектуры.

Учебная лекция как форма
самостоятельной работы учащихся

Основная функция лекции, как одного из жанров устной научной речи, — информативная. Лекция — это заранее подготовленный монолог, обращенный к аудитории. В некоторых случаях для установления контакта с аудиторией лектор прибегает к некоторым формам диалога — обращается к слушателям, задает вопросы и сам отвечает на них или прибегает к риторическим вопросам, которые, как известно, задаются не с целью выяснения чего-то незнакомого, а для более яркого представления содержания. Как и другие формы устной речи, лекция, как правило, сопровождается мимикой, жестами, различными интонациями. Учебная лекция может стать одной из форм речевой деятельности учащихся.

Известно, что научную лекцию можно слушать и читать (в смысле выступать перед аудиторией), кроме того, записанную лекцию можно читать. Учащимся интересно и полезно побывать в каждой из этих ролей — слушателя, читателя записанной лекции и лектора. Сделать это можно уже в первый год изучения географии, в 6-м классе, но учитывая возрастные особенности учеников.

Задача 7

Прослушайте (или прочитайте) приведенную ниже игровую лекцию, прочитанную от лица персонажа романа Ж. Верна «Путешествие к центру Земли». Выделите основные положения, или тезисы, которые утверждает ее автор, и прокомментируйте их.

Лекция
«О ВНУТРЕННЕМ СТРОЕНИИ ЗЕМЛИ»

прочитана профессором Отто Лиденброком,
членом-корреспондентом всех научных географических
и минералогических обществ пяти частей света

Итак, всем известно, что величина земного радиуса составляет 6000 км. Достоверно известно также, что Земля состоит из земной коры и ядра. Нижняя граница земной коры достигает величины в 50 км. О, как много видов минералов слагают земную кору. 600! 600 минералов известно ныне геологической науке! Все они классифицируются по трем крупным разделам: горючие, металлические, камнеподобные. Это ли не подлинное удовольствие для каждого геолога: по внешнему виду, излому, твердости, плавкости, звуку, запаху или вкусу безошибочно определить любой минерал и указать его место в классификации 600 видов, известных науке наших дней. Все образцы представлены в коллекции нашего университета, и, признаюсь вам, я никогда не скучаю в обществе моих любимых камней.

Итак, сначала — земная кора, но ни вы, мои любезные слушатели, ни кто другой не знает достоверно, что происходит внутри земного шара, ибо он изучен в глубину едва на 0,012 часть своего радиуса. Говоря о внутреннем строении Земли, мы вступаем в область предположений.

Ряд ученых считает, что по мере углубления в недра Земли температура поднимается приблизительно на один градус через каждые 200 метров. Но тогда все вещества в центре Земли окажутся в газообразном или раскаленно-расплавленном состоянии. Золото, платина, самые твердые породы не выдерживают такой температуры. Лично мой опыт геолога подсказывает другое. Будь так, земная кора разорвалась бы, как под давлением пара взрывается котел. Ядро Земли не может быть огненно-жидким. Да, да, да! Огненно-жидкое состояние земных недр немыслимо вследствие некоторого фактора, еще не установленного наукой.

Жар не может сосредоточиваться на больших глубинах. Разве не известно, что число вулканов с первых же дней существования мира неизменно сокращается? Земля была раскалена с поверхности, а не наоборот. Я же высказываю свое категорическое суждение — путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра! Глупцы и невежды доказывают, что такое путешествие немыслимо, и приводят разные теории в доказательство. Жалкие теории! Эти мерзкие теории не могут нам помешать! Впрочем, совершив путешествие, мы сами все увидим и узнаем, какого мнения держаться в этом важном вопросе о внутреннем строении Земли!

(Лекция составлена по роману Жюля Верна
«Путешествие к центру Земли»)

Форма представления лекции может быть разной: ее может прочитать учитель или ученик, возможно, кто-то из старшеклассников сыграет роль профессора О. Лиденброка, или ученики прослушают текст, заранее записанный на магнитофон.

Формы работы над содержанием лекции также могут быть разными.

— Учащиеся самостоятельно работают с текстом лекции: читают, делают необходимые пометки, подчеркивают основные положения, утверждаемые ее автором, и, опираясь на соб­ственные знания, отмечают, с чем они согласны или не согласны и т.д. (Для этого желательно распечатать текст лекции для каждого ученика. Лучше сделать распечатку через два интервала или оставив широкие поля.)

— Учащиеся слушают лекцию и имеют перед собой распечатанный текст, с которым работают.

— Учащиеся слушают лекцию и самостоятельно делают необходимые записи либо непосредственно при прослушивании, либо после, уже по памяти в специально предоставленное время.

Затем происходит обсуждение содержания лекции «О внутреннем строении Земли».

Несмотря на игровую форму изложения, шестиклассники могут достаточно серьезно анализировать, оспаривать и дополнять содержание лекции. По форме изложения это, как и положено, монолог, но в нем есть обращения к аудитории, т.е. элементы диалога. Следовательно, и эта часть содержания лекции также может быть проанализирована с учениками. При наличии текста лекции можно не только выделить основные тезисы, но и составить план, проанализировать по уже упомянутым критериям ее информативность, связность, целостность, коммуникативность. Урок-обсуждение лекции «О внутреннем строении Земли» можно провести в начале изучения темы «Литосфера».

Рассмотренная задача может стать переходной к задаче следующего уровня сложности.

Задача 8

Подготовьте учебную лекцию «Горы (или равнины) Земли» (или по другой теме, но о рельефе Земли).

1. Выберите, кто будут ваши воображаемые или реальные слушатели, то есть перед какой аудиторией вам предстоит выступать. (Итак, кто ваши будущие слушатели: одноклассники, учащиеся младших классов, ваши родители или..? Подумайте, какие особенности аудитории необходимо учесть вам как лектору.)

2. Сформулируйте основные положения, или тезисы, своей лекции и возможный вывод, который вы хотите донести до своих слушателей.

3. Подумайте, что вам понадобится во время лекции: географическая карта, фотографии...

4. Подумайте, как вы будете обращаться к своим слушателям? Какими словами вы начнете и как завершите свою лекцию.

5. Заранее определите продолжительность своей лекции. Для этого, например, еще раз прочитайте вслух лекцию О. Лиденброка «О внутреннем строении Земли» и установите, сколько времени вам для этого потребовалось.

И еще одна важная деталь:

6. Как следует выглядеть лектору? Подойдут ли для этого случая старые кроссовки и потертые джинсы? Особенно нарядный костюм или платье?

В основе учебной лекции о рельефе Земли — программный материал, который шестиклассники могут представить и дополнить по своему усмотрению. Для поиска дополнительной информации они могут воспользоваться сетевыми ресурсами, в том числе файлами изображений. Главное, что продолжительность лекции может быть ограничена 15—20 минутами. Можно, конечно, сказать, что никакая это не лекция, а просто более длинное, чем обычный устный ответ, сообщение. Однако 15—20 минут — достаточно продолжительное время для монологического ответа шестиклассника. Это опыт публичного, заранее подготовленного (и пусть даже отрепетированного!) самостоятельного выступления — лекции — перед заранее известными слушателями. Завершая изучение темы «Литосфера», можно провести итоговый урок, на котором ученики заслушают две-три лекции на разные темы, а потом обсудят их содержание.

Ученики могут подготовить лекции и для учащихся младших классов на уроках по окружающему миру или выступить на родительском собрании. Главное — точно подобрать тему, да и родителям будет интересно и приятно увидеть и услышать результат обучения, представленный в такой необычной форме.

Темы лекций могут быть разными, например, семиклассники могут рассказать о явлениях, которые происходят в литосфере Земли, о происхождении крупных форм рельефа или о причинах возникновения и районах возможных землетрясений и современного вулканизма.

Задача 9

Подготовьте учебную лекцию для родителей или для учащихся младших классов, в которой расскажите, например, о явлениях, которые происходят в литосфере Земли, о происхождении крупных форм рельефа или о причинах возникновения и районах возможных землетрясений и современного вулканизма.

Для этого: а) определите тему лекции; б) продумайте структуру лекции; в) выделите основные тезисы и аргументы; г) подумайте, какое оборудование понадобится вам во время лекции; д) найдите дополнительную информацию в Интернете.

Обучать учащихся этой форме самостоятельной работы можно не только на материале учебных программ.

Задача 10

Напишите учебную лекцию о роли рек в развитии человеческой цивилизации.

1. Познакомьтесь с содержанием темы, которую предстоит изложить слушателям, — фрагментом известной книги русского ученого Льва Ильича Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки».

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
И ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКИ

До сих пор достоверно неизвестно, в каких физико-географических условиях возникла первичная цивилизация, послужившая первичным фундаментом всемирной истории человеческого рода. Четыре древнейшие великие культуры зародились и развились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация. Индийская культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга. Ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата — двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или «созданием» Нила.

По прошествии многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха в развитии цивилизации, которую можно назвать морской эпохой, или средиземноморской. Начало этому второму периоду положили финикийцы. Финикия, Греция и Рим — вот главные представители этой новой фазы цивилизации. Распространяясь, цивилизация переходит с побережий внутренних морей на берега океана. Но всякий океан, в особенности Атлантический, есть не что иное, как более обширное внутреннее междуматериковое море. Открытие Нового Света Христофором Колумбом является одним из величайших в истории человечества. Результатом этого открытия явилось быстрое падение средиземноморских наций и быстрый рост стран, расположенных на побережье Атлантического океана, т.е. Португалии, Испании, Франции, Англии и Нидерландов.

Этот новый и последний период всемирной истории, период цивилизации океанической, молод сравнительно с двумя предшествующими периодами цивилизации: речным и средиземноморским.

2. Выделите основные тезисы будущей лекции.

3. Продумайте, какими другими известными вам, например из курса истории, примерами вы можете проиллюстрировать выделенные Л.И. Мечниковым этапы развития цивилизации. О каких других географических открытиях, кроме плавания Христофора Колумба, вы можете рассказать?

4. Дополните содержание своей лекции иллюстративными материалами, найденными в Интернете.

5. Подумайте, какое оборудование вам понадобится во время лекции.

6. Если вы выполняли подобные задачи, проанализируйте свой опыт подготовки лекции и опыт выступления перед аудиторией.

По существу предложенного учебного задания заметим, что ученики 6—7-го классов могут:

— выделить исторические этапы развития цивилизации, выделенные Львом Мечниковым;

— рассказать о роли рек в развитии человеческой цивилизации, назвать и показать на карте современные государства, на территории которых существовали древние речные цивилизации;

— на известных исторических примерах рассказать о роли рек в истории возникновения и развития Российского государства;

— рассказать о роли морей в истории возникновения и развития Российского государства;

— рассказать о том, какие географические открытия, кроме великого плавания Христофора Колумба, способствовали формированию периода океанической цивилизации.

При работе над лекцией ученики могут воспользоваться не только физической и политической картами мира и России, но и историческими картами, к которым они обращались на уроках истории. Кроме того, это может быть интегрированный урок географии и истории.

Задача 11

Подготовьте лекцию о В.И. Вернадском. Воспользуйтесь для этого материалами сайта http://www.sgm.ru Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского. Сформулируйте тему лекции.

Методический практикум (продолжение)

3. Проанализируйте предложенные выше учебные задачи по анализу и составлению учебных лекций с точки зрения их доступности.

4. Предложите возможные темы учебных лекций для учащихся разных классов и источники, которыми ученики могут воспользоваться при их подготовке.

5. Познакомьтесь с сайтом Организации Объединенных Наций http://www.un.org и предложите формы использования представленных на нем материалов.

6. Познакомьтесь с сайтом ОАО «Российские железные дороги» http://www.rzd.ru и предложите темы учебных лекций, которые дали бы учащимся опыт подготовки публичного выступления.

Реферат как форма
самостоятельной работы учащихся

Уже многие годы школьный реферат не только одна из наиболее популярных форм самостоятельной работы учащихся, но и форма экзаменационной работы, одна из существенных особенностей которой — огромный объем, до 20—25 печатных страниц. В классическом понимании реферат — это форма передачи информации от автора первоисточника к читателю реферата; следовательно, в основе работы над рефератом должна лежать работа с первоисточником. Работа учащегося над рефератом — познание, изучение этого первоисточника. Следовательно, реферат — это вторичный текст, который имеет меньший, по сравнению с первичным объем и при этом максимально точно передает содержание первоисточника.

Если реферат — вторичный текст, то именно самостоятельность изложения содержания оригинала словами учащегося и должна стать одним из критериев оценки этой работы. Многие тексты школьных рефератов сплошь составлены из фрагментов, набранных из одного или нескольких источников. Как уйти от столь распространенного переписывания и компиляции, можно ли этого избежать? Одна из причин списывания (или, точнее, повального «перекачивания» готовых рефератов), по-видимому, в излишне большом объеме предполагаемой работы. Не каждому взрослому под силу самостоятельно написать текст на 20—25 машинописных страниц. Формальный критерий — объем работы — подталкивает к переписыванию готовых текстов. Кроме того, необходимо предлагать учащимся не только тему реферата, но и источник, по которому его предстоит написать.

В классическом реферате автору не следует высказывать собственное мнение о прочитанном первоисточнике или оценивать его, чтобы не повлиять на самостоятельность мнения другого потенциального читателя. В структуру учебного школьного реферата, на наш взгляд, необходимо ввести часть, в которой его автор высказывал бы свое отношение к рассмотренному, лучше, изученному им материалу. Тем самым ученик будет учиться выявлять точку зрения другого автора и отделять ее от своей собственной. Важно также научить учеников отделять их собственный текст от текста первоисточника, правильно оформлять цитаты. В классическом реферате используются клише: «В рассматриваемой работе говорится о…», «Автор работы утверждает…», «Основные утверждения сводятся к следующему…», с которыми полезно познакомить учащихся.

Можно предложить следующую структуру учебного реферата:

1. Вступительная часть: краткая информация об изучаемом первоисточнике и его авторе, при необходимости — сведения о времени или причинах написания реферируемой работы.

2. Главная, собственно реферативная, часть: изложение основного содержания работы, мнений и суждений автора, результатов проведенного исследования.

3. Заключительная часть. В ней автор реферата высказывает свои суждения о прочитанном.

Например,

Примерный план реферата по книге В.А. Обручева «Земля Санникова»

1. Название реферируемой книги, фамилия, имя и краткие сведения об ее авторе.

2. Физико-географическая характеристика Земли Санникова в представлении В.А. Обручева:

• Географическое положение Земли Санникова, ее географические координаты и ее размеры.

• Происхождение, строение, рельеф и полезные ископаемые.

• Климатические условия Земли Санникова.

• Растительный и животный мир.

• Население.

3. Выводы о возможности существования Земли Санникова по условиям, описанным В.А. Обручевым:

• Реальность размеров Земли Санникова.

• Строение, рельеф и климат Земли Санникова в зависимости от возможного географического положения и происхождения.

• Жизнь на Земле Санникова в этих условиях.

Заключение: Выводы автора реферата о возможности существования Земли Санникова, в варианте, предложенном В.А. Обручевым.

Задача учителя — предложить ученикам темы и материалы для написания реферата. Не секрет, что большинство современных школьников в среднем читают меньше, чем их ровесники еще несколько лет назад. Это тем более обидно и досадно, потому что выбор книг сейчас значительно больший, чем был. Переизданы многочисленные произведения детской и юношеской художественной литературы, дневники путешествий, труды по географии, истории, философии и другим наукам. Многие из них могут стать основой для написания ученических работ. При этом сами темы рефератов могут быть достаточно простыми, а тексты прочитанного и написанного не слишком объемными.

Примерные темы для учащихся 6—9-го классов:

— Физико-географическая характеристика Земли Санникова в представлении В.А. Обручева и возможности ее существования. Реферат по книге В.А. Обручева «Земля Санникова».

— Физико-географическая характеристика острова Линкольна. Реальность его существования и исчезновения. Реферат по роману Ж. Верна «Таинственный остров».

— Основные направления исследования Мирового океана: фантастика и реальность. Реферат по роману Ж. Верна «20 000 лье под водой».

— Природа Африки: фантазия и реальность. Реферат по романам Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и «Пять недель на воздушном шаре, или Путешествие пятерых англичан по Африке».

— Гималаи: физико-географическая характеристика. Реферат по роману М. Рида «Охотники за растениями» и современным источникам.

— Река Миссисипи в прошлом и в настоящем. Реферат по роману М. Рида «Квартеронка» и современным источникам.

— Тайга Дальнего Востока. Реферат по книгам В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» и «Сквозь тайгу».

— Ощущения человека в условиях низких температур. Реферат по книге С.В. Обручева
«В неизведанные края». Глава «На полюсе холода».

— Центр России. Реферат по книге Д.И. Менделеева «К познанию России». Часть вторая
«О центре России»
(М.: Айрис-Пресс, 2002, с. 159—179).

— Территория России: пространство и простор. Реферат по статье Д.С. Лихачева «О русской природе» (см.: Лихачев Д.С. «Раздумья о России». — СПб.: LOGOS, 1999,
с. 505—512).

— Город и особенности его изучения. Реферат по произведениям Н.Н. Баранского «Об экономическом изучении городов» (см. Баранский Н.Н. «Избранные труды. Становление советской экономической географии». — М.: с. 204—254); Д.С. Лихачева «Образ города и проблема исторической преемственности развития культур» (см. Лихачев Д.С. «Раздумья о России». — СПб.: LOGOS, 1999, с. 552—570).

Примерные темы для учащихся 10-го класса:

— Что такое ноосфера. Реферат по книге В.И. Вернадского «Биосфера и ноосфера». Несколько слов о ноосфере. — М.: Айрис-Пресс. 2002, с. 470—482.

— Мегаполисы: проблемы и перспективы. Реферат по книге Н.Н. Моисеева «Быть или не быть… человечеству?» Глава третья «Мегаполисы: проблемы и перспективы»
(М.: 1999, с. 272—283).

Если время и место издания работы не указаны, можно пользоваться любым изданием.

Большое количество интересных печатных работ, которые могут использоваться в обучении, можно найти в сети Интернет. Например, на сайте Агентства политических новостей (АПН) (http://www.apn.ru) представлены статьи Дмитрия Замятина «Географические образы». Бесспорный интерес для географов представляет журнал «Отечественные записки. Журнал для медленного чтения» № 6 за 2002 г., тема которого «Пространства России» (http://www.strana-oz.ru). Словом, главное сегодня — изыскать возможность пользоваться имеющимися информационными ресурсами.