Владения Деда
Мороза... или наши? |
Современный правовой статус
российского сектора Арктики
На картах Российской Федерации продолжают
показывать границы полярных владений нашей
страны, хотя юридически они уже почти
десятилетие не существуют. Почему так
получилось? Какова история юридического
закрепления северных заполярных просторов за
Россией? Мы постараемся ответить на эти вопросы,
не раз ставившиеся нашими читателями.
К Северному Ледовитому океану выходят
территории пяти государств: Российской
Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Каждое
из них в одностороннем порядке провозгласило
создание собственного сектора в северной
полярной области нашей планеты. Во всех пяти
арктических странах приняты свои критерии
определения полярных областей. За границу
Арктики принимается одна из трех линий:
— июльская изотерма 10 °С, ограничивающая
территорию, где возможна летняя вегетация
растений;
— северная граница распространения лесов;
— Северный полярный круг.
Для того чтобы свести разговор о величине
арктических секторов к одному основанию, мы
примем за рубеж Арктики наиболее
недвусмысленный и четкий географический
объект — полярный круг. Тогда площадь Арктики
будет составлять 21 млн км2. В этом
случае в Арктику будут входить небольшие участки
территорий Финляндии и Швеции, а также
территориальных вод Исландии, всеми ими можно
пренебречь.
Канада
В роли первопроходца в юридическом закреплении
арктического сектора выступила в 1909 г. Канада.
Правительство Канады, в то время еще доминиона
Британской империи, официально объявило своей
собственностью все земли и острова, как открытые,
так и могущие быть открытыми впоследствии,
лежащие к западу от Гренландии между Канадой и
Северным полюсом. В 1925 г. было принято
дополнение к закону, запрещавшее всем
иностранным государствам заниматься какой-либо
деятельностью в пределах канадских арктических
земель без особого на то разрешения канадского
правительства. Любопытно, что в 1922 г.
премьер-министр Канады сделал заявление о
принадлежности Канаде острова Врангеля.
Правительство СССР опротестовало это заявление
со ссылкой на ноту МИД России о принадлежности
острова Врангеля Российской империи,
направленную всем государствам в 1916 г. Сегодня
Канада определяет свой арктический сектор как
территорию, включающую все земли севернее 60° с.ш.
между крайними восточной и западной точками на
самых северных побережьях страны. Это
северо-восточный мыс на острове Элсмир и точка
выхода к морю Бофорта канадско-американской
границы. Площадь полярных владений Канады, если
брать за их границу Северный полярный круг,
составляет 4,3 млн км2 (21% площади
Арктики).
США
США определяют свой арктический сектор как
территории, расположенные к северу и западу от
границы, формируемой реками Поркьюпайн, Юкон и
Кускокуим; в него же включаются цепь Алеутских
островов, а также все смежные моря, включая
акватории Северного Ледовитого океана, морей
Бофорта, Берингова и Чукотского. Такое сильное
смещение границы полярной зоны к югу происходит
из-за того, что в Соединенных Штатах принято
проводить границу Арктики по июльской изотерме
50 °F (10 °C). Площадь полярного сектора США к
северу от полярного круга — 1,7 млн км2
(8% площади Арктики). Согласно договору,
заключенному между Российской империей и США в
Вашингтоне в 1867 г., совместная граница стала
проходить через точку в Беринговом проливе под
65°30' с.ш. — в ее пересечении меридианом,
отделяющим на равном расстоянии острова
Крузенштерна, или Игналук, от острова Ратманова,
или Нунарбук, и направляться «по прямой линии
безгранично к северу, доколе она совсем не
теряется в Ледовитом океане». В нарушение этого
договора США в 1881 г. установили американский
флаг на острове Врангеля. Но, как и в случае с
аналогичными претензиями Канады, этот шаг не
повлиял на российскую принадлежность острова.
Норвегия
Норвегия в национальных нормативно-правовых
актах не дает определения своих арктических
территорий. Но при подписании Руководства по
проведению морских работ по нефти и газу в
Арктике в 1997 г. определила, что арктическую
территорию Норвегии образуют районы Норвежского
моря севернее 65° с.ш. Площадь полярных
владений Норвегии, отсчитанных от Северного
полярного круга, — 2,7 млн км2
(13% площади Арктики), включая акваторию,
окружающую Шпицберген.
С момента своего открытия в 1596 г. экспедицией
голландца Виллема Баренца архипелаг был
ничейной территорией, однако его активно
посещали новгородцы, называвшие эту землю
Грумантом. В 1920 г. 42 страны подписали в Париже
договор, устанавливающий норвежский суверенитет
над архипелагом, но поскольку на Шпицбергене
вели добычу угля компании нескольких стран,
архипелаг получил статус демилитаризованной
зоны, его использование в военных целях
запрещалось. Договор предусматривает свободу
хозяйственной деятельности на архипелаге любых
государств. Впоследствии Норвегия установила
200-мильную экономическую зону вокруг
Шпицбергена, которую Советский Союз, а затем и
Россия, не признает, справедливо отмечая, что
море вокруг архипелага — территория такой же
свободной экономической деятельности всех
желающих государств, как и сам архипелаг. В
настоящее время на Шпицбергене сосуществуют два
сообщества: норвежское со столицей Лонгйир и
российское с центром в Баренцбурге. Норвегия
предпринимает все возможные меры для поэтапного
вытеснения России с архипелага, стараясь, не
нарушая положений Парижского договора,
ограничить российское присутствие на
Шпицбергене.
Несмотря на подписанное еще в 1957 г.
соглашение между СССР и Норвегией о морской
границе, до сих пор не решены проблемы
разграничения экономических зон и
континентального шельфа в Баренцевом море.
В 1975 г. Норвегия выступила с предложением
провести разграничение континентального шельфа
по линии, проходящей восточнее границы полярных
владений Советского Союза. Норвегия выступила с
претензиями на 155 тыс. км2 советских морских
пространств. Претендует Норвегия и на 10 тыс. км2
акватории, образующейся при выпрямлении на север
от шпицбергенского квадрата границы полярных
владений России.
Дания
Королевство Дания включает в свой полярный
сектор Гренландию и Фарерские острова. Площадь
полярных владений в Заполярье составляет
3 млн км2 (14% площади Арктики).
Российская Федерация
России принадлежит ведущая роль в освоении
Арктики. Протяженность арктического побережья
России — около 22 600 км, при том что общая
протяженность арктического побережья всех
прилегающих государств — 38 700 км. Первым
документом, определяющим статус земель,
расположенных в российской арктической зоне,
явилась нота МИД Российской империи от 20
сентября 1916 г. В ней содержалось положение о
включении в состав территории государства всех
земель, составляющих продолжение на север
территории империи.
Декретом СНК РСФСР «Об охране рыбных и звериных
угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море»
в 1921 г. закреплялось распространение
суверенных прав РСФСР на 12-мильную полосу
территориальных вод. Этим же декретом
устанавливалась точная граница прибрежных
морских вод на Баренцевом море и подтверждалось
право РСФСР на исключительную эксплуатацию
рыбных и звериных угодий на Белом море — к югу от
прямой линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин
Нос, в Чёшской губе, и в Северном Ледовитом океане
на протяжении берега от государственной границы
с Финляндией (тогда она имела выход к Северному
Ледовитому океану) до северной оконечности Новой
Земли, а в глубь на расстояние 12 морских миль от
линии наибольшего отлива как по материковому
побережью, так и по побережью островов.
Советский Союз в 1924 г. подтвердил положения
ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и
островов арктического сектора. Постановлением
СНК СССР в 1925 г. были объявлены
территориальными водами Советского Союза
проливы Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин
Шар, Вилькицкого, Шокальского, Красной Армии, а
воды проливов Дмитрия Лаптева и Санникова —
исторически принадлежащими СССР.
Исчерпывающе вопрос о советской арктической
зоне был урегулирован в постановлении
Президиума ЦИК СССР 1926 г. «Об объявлении
территорией Союза ССР земель и островов,
расположенных в Северном Ледовитом океане».
Постановление ЦИК объявляло, что «территорией
Союза ССР являются все как открытые, так и
могущие быть открытыми в дальнейшем земли и
острова, не составляющие к моменту опубликования
настоящего Постановления признанной
Правительством Союза ССР территории каких-либо
иностранных государств, расположенные в
Северном Ледовитом океане к северу от побережья
Союза ССР до Северного полюса в пределах между
меридианом 32°4'35'' в.д., проходящим по восточной
стороне Вайда-Губы (граница с Финляндией)*, и
меридианом 168°49'30'' з.д., проходящим по середине
Берингова пролива». Принадлежность СССР этих
территорий официально не оспаривалась ни одной
из арктических стран.
В 1979 г. Советский Союз в связи с ранее не
точным определением координат линии, проходящей
по середине Берингова пролива и разделяющей
острова Ратманова и Крузенштерна, изменил
восточные границы своих полярных владений. Указ
Президиума Верховного Совета СССР
предусматривал «внести уточнение в изображение
на советских картах восточной границы полярных
владений СССР в Северном Ледовитом океане»,
заменив цифровое значение меридиана 168°49'30' на
168°58'49,4'. Общая площадь полярного сектора СССР к
северу от полярного круга составляла
9,3 млн км2, или 44% площади Арктики.
* Интересно, что когда в 1944 г. Финляндия
передала СССР нынешний Печенгский район
Мурманской обл. и потеряла выход к Баренцеву
морю, сухопутная граница нашей страны
отодвинулась на 1° к западу, но граница полярных
владений продолжает отходить от восточной
стороны Вайда-Губы на полуострове Рыбачий.
Вопросы, связанные с выделением
арктических секторов
Проблема юридического статуса Северного
Ледовитого океана выводится из разности
подходов к определению этого участка земного
шара. С одной стороны, он может рассматриваться
как открытое море, со всеми вытекающими из этого
понимания международно-правовыми последствиями.
С другой стороны, Северный Ледовитый океан в
своей значительной части представляет ледяную
поверхность, а посему может рассматриваться как
особый вид государственной территории пяти
прилегающих стран, которые и разделили океан на
полярные сектора, а все земли и острова, а также
ледяные поверхности, находящиеся в пределах
полярного сектора той или иной страны, входят в
состав государственной территории.
Исторически сложилось, что арктическим
сектором каждого из государств является
пространство, основанием которого служит
побережье этого государства, а боковой линией —
меридианы от Северного полюса до восточной и
западной границ этого государства. Однако эта
норма не нашла своего подтверждения в Конвенции
ООН по морскому праву, принятой в 1982 г.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в
1997 г. Конвенция 1982 г. установила 12-мильную
зону территориальных вод, на которую, равно как и
на воздушное пространство над ней, на ее дно и
недра, распространяется полный суверенитет
прибрежного государства, и 200-мильную
исключительную экономическую зону,
отсчитываемую от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей
и океанов и недра под ними, не находящиеся под
чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим
наследием человечества, то есть все государства
мира имеют равные права на разработку их
природных ресурсов, и любое из них имеет право
подать в ООН и иные специализированные
международные организации заявку на разработку
ресурсов морского шельфа. Если отказаться от
секторального разделения Арктики, то на основе
требований Конвенции Россия теряет суверенные
права на 1,7 млн км2 своего
арктического сектора. С точки зрения
современного международного права линии,
обозначающие боковые пределы полярных секторов,
не признаются государственными границами.
Япония и Германия, некоторые другие развитые
страны, обладающие технологиями исследования и
использования морского дна, заявляют о
необходимости применения к Северному Ледовитому
океану общих принципов и подходов Конвенции
1982 г., в том числе прав на промышленное
освоение природных ресурсов. Очевидно, что рано
или поздно человечество будет вынуждено
запустить свою руку под голые и безлюдные
арктические пространства, превратив Северный
Ледовитый океан в «ледовитый Персидский залив».
Ведущие мировые державы уже готовятся к переделу
арктических пространств. В последнее время
заметно активизировалась
научно-исследовательская деятельность ряда
стран в Арктике, в том числе и в пределах бывшего
полярного сектора России. Так, только в 1998 г. в
сектор российских полярных владений совершено
не менее десяти морских научных экспедиций США,
Норвегии и Германии. Немецкое научное судно
«Поларштерн» провело объемные исследования в
море Лаптевых, недалеко от границ 200-мильной
экономической зоны России. США продолжили
беспрецедентную программу изучения Арктики при
помощи атомных подводных лодок, оснащенных
новейшими системами для картографирования
морского дна и донных отложений. Даже Китай
открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене
и дважды отправлял в северные моря ледокол
“Снежный дракон”. В освоении месторождений в
Баренцевом море намеревается принять участие и
Индия. В связи с глобальным потеплением и таянием
льдов Арктика, богатая нефтью и газом, вскоре
может стать доступной кладовой энерго- и
биоресурсов.
Канада, Дания, Норвегия не хотят терять
привилегии приполярных территорий, которые
сулят огромные дивиденды. Продолжением борьбы за
полярные сектора стало обнаружение хребта
Ломоносова — подводной гряды, пересекающей
Северный Ледовитый океан от Канады до России
через Северный полюс. По сути, это
трансарктический мост протяженностью 1800 км и
шириной 200 км. Если Россия докажет, что этот
хребет является продолжением ее
континентального шельфа (такая заявка уже подана
в Комиссию ООН в 2001 г.), то это закрепит за нашей
страной почти половину поверхности океана,
включая Северный полюс. Той же проблемой
озабочены Канада и Дания. Канада доказывает, что
трансарктический хребет Ломоносова начинается с
американского материка. А министерство науки
Дании выделило 38 млн долл. на картографирование,
чтобы убедить всех, что хребет — подводное
продолжение принадлежащей ей Гренландии.
Борьба за арктические ресурсы, в которой
участвуют развитые страны и растущие азиатские
экономики, обостряется. При этом самые крупные и
перспективные месторождения углеводородов
находятся в российском секторе. По прогнозам
экспертов Международного энергетического
агентства, на российском шельфе, площадь
которого составляет 6,2 млн км2, или
21% всего шельфа Мирового океана, интерес для
поиска нефти и газа представляют 6 млн км2.
По данным Минприроды РФ, там сосредоточены
запасы 15,5 млрд т нефти и 84,5 трлн м3
газа. Это примерно 20—25% общего количества
мировых ресурсов углеводородов. На сегодня на
арктическом шельфе России уже выявлено более 20
крупных нефтегазовых месторождений, по меньшей
мере в 10 из них перспективность недр уже
доказана.
Все эти страсти кипят на фоне постепенного
таяния льдов, которое наблюдается в Арктике с
1978 г. В последние годы его темпы заметно
возросли. Морские льды, дрейфующие по
поверхности Северного Ледовитого океана, в
момент сезонного минимума в сентябре в норме
покрывали около 7 млн км2 — размеры
целой Австралии, однако сейчас эта площадь стала
на 16% меньше. Компьютерные модели позволяют
ученым сделать вывод о том, что к лету 2070 г. в
Арктике растает весь лед. Впрочем, по мнению
некоторых экспертов, этот прогноз может
оказаться излишне оптимистичным. Исследования
показывают, что через несколько десятилетий
из-за таяния льдов станут доступными обширные
районы рыбного промысла, которых человечество
пока почти не касалось. Потепление климата может
оживить рыболовство в Арктике, особенно в
Баренцевом море и в районе морей Бофорта и
Чукотского, где в прошлом коммерческая
деятельность была минимальной.
Помимо возможности освоения богатейших
месторождений, таяние льдов сулит еще один
сюрприз — транспортный. Возможна реанимация
Северного морского пути, практически не
функционирующего после распада СССР. Но еще
более лакомой добычей станет контроль над
открывающимся новым транспортным коридором,
который, возможно, будет самым привлекательным в
мире. Это пока еще покрытый льдами проход между
Канадой и Гренландией. Пройдя по нему и обогнув
Канаду с севера, корабли через Берингов пролив
смогут попасть из северной Атлантики в Восточную
Азию гораздо быстрее, чем через Панамский канал.
Составлено по материалам: И.Н. Барциц. О
правовом статусе российского арктического
сектора // Право и политика, 2000, № 12; Холодная
война // Хроника, 2006, № 7 (24 марта 2006).
|