Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2007

Cубъекты Российской Федерации


Рубрику ведет канд. географических наук Д.В. Заяц

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Территория — 83,9 тыс. км2
Население — 1 643,9 тыс. чел. (2006 .)
Глава региона — Валерий Сердюков
ВРП — 132,4 млрд руб. (2003 г.), на душу населения — 79 583 руб.*
Неофициальные названия: Ингерманландия, Невский край, Ижорская земля

Географическое положение

Область находится между важнейшими акваториями, ограничивающими Северо-Запад России, — Финским заливом, Ладожским и Онежским озерами. Граничит с двумя странами-членами ЕС — Финляндией и Эстонией.

В 1708 г. была создана Ингерманландская губерния с центром в Петербурге, в 1710 г. она была переименована в Санкт-Петербургскую. В 1927 г. появилась Ленинградская область. Современные границы области сложились в 1944 г. после выделения Псковской и Новгородской областей, присоединения правого берега Нарвы (ранее в составе Эстонии) и северной части Карельского перешейка с городами Выборг и Приозерск (ранее в Карело-Финской ССР и Финляндии).

Природа

Область расположена на стыке Балтийского щита и Русской плиты, на севере на поверхность выходят древнейшие кристаллические породы: граниты, гнейсы. Рельеф равнинный с невысокими возвышенностями: Лемболовской на СЗ, Ижорской на ЮЗ, Вепсовской на В (максимальная высота 291 м, высшая точка области), на них ледниковые формы рельефа. На ЮВ Тихвинская гряда. Северные берега Финского залива и северо-западный берег Ладожского озера — шхерные, остальные — пологие и отмелые, слабоизрезанные. Южнее Финского залива и Ладожского озера протягивается Балтийско-Ладожский уступ, или глинт (от датского слова klint — обрыв, утес). Речная сеть густая, бассейн Балтийского моря, за исключением крайней юго-вост. части области, входящей в бассейн Волги. Озера в основном на Карельском перешейке. Леса занимают половину площади региона (южная тайга).

Паромная переправа в Усть-Луге
Паромная переправа в Усть-Луге

Население

Средняя плотность населения 19,6 чел/км2. Городское население — 66%. Непосредственная близость большого космополитичного городского центра повлияла на национальный состав региона. Доля русских в области немного понижена (89,6%) по сравнению с соседями. В тройку крупнейших этносов входят также украинцы (2,5%) и белорусы (1,6%). На пятом месте — финны (8 тыс. чел., 0,5%), ранее составлявшие значительную часть населения (около 20%). Финны в большинстве своем были депортированы в 1935—1944 гг. В северо-вост. р-нах проживают вепсы (2 тыс. чел.).

Крупнейшие города (тыс. чел. на 2006 г.): Гатчина (89), Выборг (78), Сосновый Бор (67), Тихвин (62), Кириши (55), Кингисепп (бывш. Ямбург, 51).

Промышленность

Важнейшие отрасли (%, 2004 г.): пищевая (25,2); машиностроение и металлообработка; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (по 14,2); топливная (13,3); электроэнергетика (10,8). Главные центры — Волхов, Кириши, Всеволожск, Сосновый Бор, Кингисепп.

Крупнейшие и известнейшие предприятия: Ленинградская АЭС (Сосновый Бор), «Киришинефтеоргсинтез» (Кириши, нефтепереработка), сигаретная фабрика «Филип Моррис Ижора» (Ломоносовский р-н), «Глинозём» (Пикалево), «Бокситогорский глинозём» (Бокситогорск), Волховский алюминиевый з-д (Волхов, первое предприятие алюминиевой промышленности страны, построен в 1932 г.), Киришская ГРЭС (Кириши), ГРЭС-8 (Кировск), Волховская ГЭС (Волхов, старейшая из ныне действующих ГЭС страны, введена в строй в 1927 г.), ЦБК «Светогорск» (Светогорск), Сясьский ЦБК (Сясьстрой), Выборгский ЦБК (ОАО «Выборгская целлюлоза», пос. Советский), Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат (Коммунар), з-д «Пикалевский цемент» (Пикалево), цементный з-д «Цесла» (Сланцы), автомобильный з-д «Форд» (Всеволожск), шинный з-д «Нокиан Тайерс» (Всеволожск), з-д «Ростар-Всеволожск» (Всеволожск, производство алюминиевых банок), ОАО «Фосфорит» (Кингисепп, производство фосфорных удобрений).

Добывающая промышленность представлена АО «Гранит-Кузнечное» (добыча гранита в Приозерском р-не, ведется с XIX в.), добычей фосфоритов в Кингисеппском р-не.

Сельское хозяйство

Доля сельского хозяйства в ВРП — 8%. Объем продукции животноводства (по стоимости) в 1,5 раза больше объема растениеводческой продукции. В р-нах, граничащих с Санкт-Петербургом, ярко выражен пригородный тип сельского хозяйства с теплицами, птицефабриками, свинокомплексами и др. В посевах преобладают кормовые культуры.

Транспорт

Транспортная сеть имеет лучевую структуру: основные направления автомобильных и железных дорог сходятся к Санкт-Петербургу. Старейшая магистральная железная дорога Москва—Санкт-Петербург открыта 1851 г.

Водный транспорт продолжает играть значительную роль. Построены новые морские порты в Приморске (нефтеналивной порт, конечная точка Балтийской трубопроводной системы, использующей нефть Печорского бассейна) и Усть-Луге. В Усть-Лужском порту работают угольный терминал и автомобильно-железнодорожная паромная переправа в Калининградскую обл. («Балтийский паром»). Реки Нева, Свирь и Волхов; Новоладожский и Онежский каналы в обход одноименных озер; Сайменский канал, арендованный Финляндией.

Достопримечательности

В юго-зап. части: крепость Копорье (XV в.) Б, Ивангородская крепость (XV—XIX вв.), ансамбль Череменецкого монастыря на одноименном озере В.

Близ Санкт-Петербурга: дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX вв. в Гатчине, крепость Орешек (XIV в.) в Шлиссельбурге, мемориальные километровые столбы по маршруту «Дороги жизни» — единственному пути в блокадный Ленинград в зимы 1941—1943 гг. Г, памятники на месте прорыва блокады Ленинграда в 1943 г.

На Карельском перешейке: Выборг с замком (XIII—XVIII вв.) и парком «Монрепо» (1760—1840 гг.). В Приозерске — древнерусская крепость Корела (XIV—XVIII вв.). От Финского залива до Ладожского оз. — сооружения «линии Маннергейма» — системы финских укреплений, созданных в 1929—1939 гг.

На о. Коневец в Ладожском оз. — Коневецкий монастырь Д.

На востоке: крепость XII в., Георгиевская церковь (XII в.) в Старой Ладоге, Большой Тихвинский и Введенский (XVIII—XIX вв.) монастыри в Тихвине.

В голубом поле перекрещенные серебряный якорь и золотой ключ; в красной главе щита — серебряная зубчатая стена.

В голубом поле перекрещенные
серебряный якорь и золотой ключ;
в красной главе щита — серебряная зубчатая стена.

 


Номенклатура, обязательная для запоминания

Ладожское озеро, Финский залив, река Волхов, река Свирь

Люди, связанные с регионом

Александр Свирский** (1448—1533), святой, чудотворец.

Пётр I (1672—1725), император.

Павел I (1754—1801), император.

Орест Кипренский** (1782—1836), художник.

Кондратий Рылеев** (1795—1826), декабрист.

Андрей Штакеншнейдер** (1802—1865), архитектор.

Петр Чихачёв** (1808—1890), географ.

Александр Воейков (1842—1916), климатолог и географ.

Николай Римский-Корсаков** (1844—1908), композитор.

Василий Максимов** (1844—1911), художник.

Иван Павлов (1849—1936), физиолог.

Федор Васильев** (1850—1873), художник.

Михаил Ипполитов-Иванов** (1859—1935), композитор.

Николай Рерих (1874—1947), художник.

Нина Ургант (р. 1929), актриса.

Марти Ахтисаари** (р. 1937), президент Финляндии в 1994—2000 гг.


* В среднем по России — 80 740.
** Родились в пределах региона.

Слова и имена, выражающие образ региона

Карельский перешеек, глинт, «белые ночи», Волховстрой, советскофинляндская («Зимняя») война 1939—1940 гг., «зеленая пустыня».

Новое на карте

Морские порты в Усть­Луге и Приморске. Заводы «Форд» и «Нокиан Тайерс» во Всеволожске. Кольцевая автомобильная дорога (КАД) вокруг Петербурга. Никольское, Сясьстрой, Коммунар, Сертолово, Волосово, получившие статус города в последние 20 лет. Строительство зданий областного правительства во Всеволожске.

Проблемы, стоящие перед регионом

Притязания Эстонии на Ивангород и правобережье р. Нарвы, Финляндии на север Карельского перешейка. Инфраструктурная недонасыщенность территории — «пустыня» у самого Петербурга. Временное закрытие добычи горючих сланцев на ЮЗ области из-за отказа Эстонии проводить их переработку.

Публикации, в газете «География»

Ленинградская область: Специальный номер, № 21/2003. Мартынов В.Л. Сайменский канал, № 4/2006.
Павлов К. Крепость на глинте. Копорье, № 34/2000. Петров М.Л. Новые порты России на Балтике, № 9/2002.