Преемственность и взаимозаменяемость
программ и учебников в курсах географии
8-го класса
Т.Н. ЩЕРБАКОВА
учитель географии школы № 1107
Юго-Западного административного округа
Москва
В настоящее время в школах используют
программы и учебники трех основных линий.
Первая — линия МГУ под редакцией А.И.
Алексеева и О.А. Климановой. Вторая — линия
МПГУ под редакцией В.П. Дронова и И.И. Бариновой.
Третья линия — это традиционная программа под
редакцией Э.М. Раковской, созданная под
соответствующий учебник того же автора. В первом
полугодии данные программы практически
одинаковы, единственное заметное отличие
заключается в количестве часов, отводимых на
изучение той или иной темы.
Так, в главе I, «Россия на карте мира», по
программе О.А. Климановой — А.И. Алексеева на
изучение этой темы отводится 4 часа. Еще 2 часа
предусмотрены для обобщения. При этом материал
учебника очень сжат, поэтому есть необходимость
в обращении к другим источникам информации. По
программе В.П. Дронова — И.И. Бариновой на эту же
тему отводится 11 часов, но 7 из них приходятся на
материал, традиционно изучаемый в 9-м классе —
это административно-территориальное устройство,
форма правления, границы и т.д. На основной
материал, собственно географическое положение
территории России, отводится те же 4 часа. В
программе Э.М. Раковской на изучение этой темы
отводится 9 часов. При этом материал изложен
более доступным языком.
Глава II, «Природа России». По программе
О.А. Климановой — А.И. Алексеева предусмотрено
34 часа на изучение материала и 4 часа на
обобщение. В учебнике очень много схем, таблиц,
интересных сведений, но теоретические вопросы не
раскрыты, некоторые темы вообще отсутствуют.
Материал изложен поверхностно, поэтому
приходится прибегать к другим источникам, в
частности к учебнику Э.М. Раковской. В этом
учебнике как раз очень много внимания уделяется
вопросам теории, хотя на такие темы, как «Почвы»,
«Растительный и животный мир», «ПТК», отведено
очень мало часов. По программе Э.М.Раковской на
тему «Природа России» предусмотрено 16 часов, по
программе В.П.Дронова — И.И. Бариновой — 26
часов. Этого недостаточно, поэтому материал
очень сжат. Многие теоретические вопросы вообще
не рассматриваются. Материал учебника
необходимо дополнять сведениями из других
источников.
Тема «Население России» в программе под
редакцией О.А. Климановой — А.И.Алексеева
изучается в течение 16 часов. В учебнике
материал раскрыт поверхностно. Он изобилует
диаграммами и схемами, но носит скорее характер
дополнительного материала, теоретическая основа
практически отсутствует. По программе
В.П. Дронова — И.И. Бариновой на эту главу
отводится всего 7 часов. В учебнике также
отсутствует теоретическая основа, материал
очень сжат, раскрыт поверхностно, и в то же время
для уровня восприятия детей в 8-м классе слишком
сложен. Изучать население России в 8-м классе,
по-моему, рано.
Далее, в IV четверти по программе
О.А.Климановой — А.И.Алексеева, а также по
программе Э.М.Раковской изучается тема «Природа
Московского региона» (О.А.Климанова — 5 часов;
Э.М.Раковская — 8 часов). По программе
В.П.Дронова — И.И.Бариновой изучается
хозяйство России. В учебнике материал сильно
генерализован, и его изучение в 8-м классе также
представляется преждевременным.
Программы и учебники по разделам, изучаемым во
втором полугодии, совершенно разные, ни о какой
преемственности и взаимозаменяемости речи быть
не может. Программа О.А.Климановой —
А.И.Алексеева соответствует
общеобразовательному уровню, но в материале
учебника отсутствует теоретическая основа. Его
можно использовать на уроках только как
дополнительный источник информации. Программа
В.П.Дронова — И.И.Бариновой очень перегружена
материалом, который логичнее изучать в 9-м классе,
а на вопросы собственно физической географии
России отводится слишком мало часов. Материал
этого учебника носит ознакомительный характер, в
нем также отсутствует теоретическая база.
Программа Э.М.Раковской соответствует базовому
уровню. Материал учебника грамотно подобран и
теоретически обоснован, но недостаточно
наглядно проиллюстрирован. Если использовать
материал учебника Э.М.Раковской как
теоретическую основу, а материал учебника
О.А.Климановой — А.И.Алексеева как
информационную основу, как раз выйдет тот
учебник, который соответствует потребностям для
современного обучения географии. |