Методические
рекомендации |
Особенности курса
коммерческой географии России
и его преподавания
в профильной школе
Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ
доктор пед. наук,
профессор Финансовой академии
при Правительстве РФ
Активизация предпринимательской деятельности,
появление новых организационных форм
хозяйствования и методов управления
социально-экономическим развитием страны
сделали еще более востребованным получение
экономического образования*.
Одновременно возрастают требования к уровню
подготовки специалистов в различных областях
экономики.
Одним из направлений углубленного изучения
школьных дисциплин, призванным обеспечить
профориентацию учащихся по экономическим
специальностям, является
социально-экономический профиль. Наряду с
базовыми общеобразовательными дисциплинами
заметную роль в нем играют профильные курсы по
экономике, праву, социологии,
социально-экономической географии.
Географическому образованию отводится таким
образом значимое место при подготовке будущих
экономистов, финансистов, менеджеров,
предпринимателей. Важно научить их
ориентироваться в вопросах территориальной
организации и функционирования рынка,
анализировать факторы, формирующие рыночное
пространство России; дать им необходимые знания
об особенностях развития отраслевых и
региональных рынков, о новых формах
хозяйствования, конкурентоспособности
отечественной экономики на мировом рынке;
выработать у них навыки самостоятельной оценки
происходящих в стране рыночных преобразований.
Решению этих и других задач отвечает курс
коммерческой географии, уже преподаваемый в
общеобразовательных учреждениях страны.
В чем состоят основные особенности коммерческой
географии как профильной дисциплины?
Во-первых, коммерческая география представляет
собой самостоятельное научное и образовательное
направление социально-экономической географии и
имеет свой предмет изучения — это территориальная
организация производства и рынка товаров и
услуг, характер и особенности формирования
внутригосударственных (межрегиональных) и
внешних (международных) торгово-экономических
связей.
Во-вторых, это научное направление и учебная
дисциплина, формирующиеся на стыке географии
(социально-экономической) и экономики. На
«экономизацию» географии и «географизацию»
экономики применительно к современному этапу
развития взаимодействия географической и
экономической наук справедливо указывает
академик А.Г. Гранберг. Это объективный процесс,
отражающий прикладной характер стыковых
дисциплин, их «развернутость» в сторону решения
практических задач построения эффективного
рыночного хозяйства в России.
В-третьих, коммерческая география как
профильная дисциплина сохраняет преемственность
в изучении социально-экономической географии
России и мира в рамках основного и среднего
(полного) общего образования. Так, получают
дальнейшее развитие понятия, сформированные на
предшествующих этапах обучения, например:
«природные ресурсы», изучаемые как понятие в
основной школе, теперь рассматриваются как
основа формирования сырьевого рынка (и с этих
позиций дается их экономическая оценка), понятие
«экономико-географическое положение»
трансформируется в «рыночно-географическое» с
его особенностями, понятие «район (регион)» — в
«региональный рынок», а «факторы размещения
производства» изучаются с точки зрения их
влияния на территориальную организацию рынка.
Курс зарубежной географии дополняется
сведениями о месте России в системе
международных торгово-экономических и
финансовых отношений, которое характеризуется
на фоне изучения современных тенденций в
развитии мирового рынка.
Одновременно формируется собственный
понятийный аппарат: рентность географического
положения, рынок рабочей силы, рыночная
инфраструктура, территориальная организация
финансово-банковской системы,
финансово-промышленные группы, товарный рынок,
рынок услуг, ярмарочная и биржевая деятельность,
инвестиционный климат и др.
При изучении коммерческой географии учащиеся
знакомятся также с понятиями и категориями смежных
наук — экономической теории, отраслевой и
региональной экономики, статистики, истории,
картографии, экологии. К ним, в частности,
относятся: валовой внутренний продукт,
национальное богатство, федеральный бюджет,
основные фонды, темп роста производства,
производительность труда, прибыль, товарооборот,
инвестиции, акционирование, налоги, банкротство,
конъюнктура рынка, конкуренция и др.
В-четвертых, значительное место в курсе
коммерческой географии, ввиду его прикладной
направленности, отводится изучению фактов, в том
числе хозяйственной статистике.
Фактографический материал позволяет полнее
раскрыть те процессы, которые сопровождают
становление рыночных отношений и влияют на
пространственную организацию рыночного
хозяйства. Наибольший интерес у учащихся
вызывают, например, характеристика деятельности
ведущих отечественных компаний, факты из истории
развития биржевой и ярмарочной торговли в
России, формирования финансово-банковской сферы,
сведения о географии и развитии
потребительского рынка и т.п.
Систематизированные определенным образом
статистические данные представлены в учебниках
«Коммерческая география. Россия и мировой рынок»
для 10-х и 11-х классов и рабочих тетрадях к ним в
виде карт, диаграмм, таблиц, построенных на
основе расчета различных количественных
показателей. Они позволяют проводить
экономический анализ изменения отраслевой и
территориальной структуры хозяйства, динамики
развития отдельных отраслей экономики и выпуска
товарной продукции, внешнеэкономической
деятельности России и ее регионов.
В целом организация работы учащихся с
фактографическим материалом является составной
частью деятельности преподавателя по
формированию географических знаний, а основным
принципом подбора фактов является их
группировка вокруг определенных теоретических
понятий. Кроме того, в процессе обучения
необходимо научить школьников, а в последующем и
студентов, самостоятельному нахождению нужных
фактов и их осмыслению, а не только обеспечивать
их усвоение в готовом виде. Этим целям служат, в
частности, практические задания в рабочих
тетрадях, связанные с подбором и систематизацией
статистических данных, расчетами
экономико-статистических показателей и их
анализом, а также подготовка рефератов или
докладов к семинарским занятиям.
Среди образовательных, прикладных и
методических задач дисциплины выделим
следующие:
– ознакомить учащихся с содержанием и
особенностями географического изучения
коммерческой и финансовой сферы экономики
в рамках новой учебной дисциплины —
коммерческой географии; показать значение
дисциплины для профессиональной подготовки
будущих географов и экономистов;
– показать эволюцию взглядов зарубежных и
российских ученых-географов и экономистов на
пространственную организацию рынка;
– дополнить и углубить с позиций анализа
территориальной организации рыночного
хозяйства знания о факторах, влияющих на
размещение производительных сил страны,
социально-экономическое развитие ее регионов,
предпринимательскую деятельность;
– охарактеризовать своеобразие
современного геополитического,
экономико-географического (в том числе
рыночного) положения России, принципы нового
государственного устройства и суть
политических, социально-экономических и
правовых реформ, обеспечивающих
функционирование рыночного хозяйства;
– дать представление об актуальных
проблемах и тенденциях развития национального и
региональных рынков; ознакомить со
статистическими показателями, наиболее
существенными для оценки общего уровня
социального и экономического положения страны
(отдельных отраслей, регионов);
– охарактеризовать географические
особенности формирования рынков сырья,
промышленной продукции, продовольствия,
потребительских товаров и услуг населению,
финансового рынка, рынка рабочей силы;
– ознакомить с особенностями размещения и
региональными проблемами развития
финансово-банковской системы, внутренней, в том
числе биржевой, торговли, сферы услуг (на примере
рекреационной деятельности и других видов
услуг); дать оценку инвестиционной
привлекательности отдельных регионов страны;
– обучить приемам обобщения и
систематизации изучаемого материала и
использования метода группировки (типологии)
регионов по различным социально-экономическим
критериям;
– показать современные тенденции в развитии
мирового рынка товаров и услуг, капитала и
рабочей силы, место России и СНГ в международном
разделении труда; раскрыть содержание и формы
международного торгово-экономического
сотрудничества Российской Федерации с другими
государствами и региональными объединениями
стран, в том числе СНГ, ЕС, АТР;
– привить учащимся навыки самостоятельной
работы со справочной, научной литературой,
разнообразными статистическими и
картографическими материалами, информационными
ресурсами интернета; научить их рассчитывать и
анализировать экономико-статистические
показатели, обосновывать выводы по важнейшим
аспектам социально-экономического развития
страны, ее регионов, отраслевых и региональных
рынков товаров и услуг.
Статья опубликована при поддержке компании Competentum, разрабатывающей IT-решения для повышения эффективности персонала. В частности, одним из решений для повышения эффективности обучения Вашей компании может стать Система дистанционного обучения ShareKnowledge, входящая в ТОП-3 мировых e-learning решений. Вы сможете отслеживать персональный учебный план каждого сотрудника, пользоваться продвинутой системой уведомлений: напоминания о приближающихся событиях или просроченных датах изучения материала, записываться заранее на предстоящие тренинги, использовать в качестве учебных материалов как электронные курсы (SCORM), так и документы любых форматов, получать еженедельные консолидированные отчеты о пройденном обучении сотрудников, создавать электронные тесты с помощью встроенного инструментария. И это далеко не полный перечень возможностей, предоставляемых ShareKnowledge. С более подробной информацией Вы можете ознакомиться на сайте competentum.ru .
* По данным Аналитического центра
Ю. Левады, профессии менеджера, банкира,
финансиста, экономиста, бизнесмена считаются
сегодня самыми престижными среди россиян. Из
общего числа опрошенных 57% отдали предпочтение
именно этим профессиям. |