Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2007

Методические рекомендации


Особенности курса
коммерческой географии России
и его преподавания
в профильной школе

Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ
доктор пед. наук,
профессор Финансовой академии
при Правительстве РФ

Активизация предпринимательской деятельности, появление новых организационных форм хозяйствования и методов управления социально-экономическим развитием страны сделали еще более востребованным получение экономического образования*. Одновременно возрастают требования к уровню подготовки специалистов в различных областях экономики.

Одним из направлений углубленного изучения школьных дисциплин, призванным обеспечить профориентацию учащихся по экономическим специальностям, является социально-экономический профиль. Наряду с базовыми общеобразовательными дисциплинами заметную роль в нем играют профильные курсы по экономике, праву, социологии, социально-экономической географии. Географическому образованию отводится таким образом значимое место при подготовке будущих экономистов, финансистов, менеджеров, предпринимателей. Важно научить их ориентироваться в вопросах территориальной организации и функционирования рынка, анализировать факторы, формирующие рыночное пространство России; дать им необходимые знания об особенностях развития отраслевых и региональных рынков, о новых формах хозяй­ствования, конкурентоспособности отечественной экономики на мировом рынке; выработать у них навыки самостоятельной оценки происходящих в стране рыночных преобразований. Решению этих и других задач отвечает курс коммерческой географии, уже преподаваемый в общеобразовательных учреждениях страны.

В чем состоят основные особенности коммерческой географии как профильной дисциплины? Во-первых, коммерческая география представляет собой самостоятельное научное и образовательное направление социально-экономической географии и имеет свой предмет изучения — это территориальная организация производства и рынка товаров и услуг, характер и особенности формирования внутригосударственных (межрегиональных) и внешних (международных) торгово-экономических связей.

Во-вторых, это научное направление и учебная дисциплина, формирующиеся на стыке географии (социально-экономической) и экономики. На «экономизацию» географии и «географизацию» экономики применительно к современному этапу развития взаимодействия географической и экономической наук справедливо указывает академик А.Г. Гранберг. Это объективный процесс, отражающий прикладной характер стыковых дисциплин, их «развернутость» в сторону решения практических задач построения эффективного рыночного хозяйства в России.

В-третьих, коммерческая география как профильная дисциплина сохраняет преемственность в изучении социально-экономической географии России и мира в рамках основного и среднего (полного) общего образования. Так, получают дальнейшее развитие понятия, сформированные на предшествующих этапах обучения, например: «природные ресурсы», изучаемые как понятие в основной школе, теперь рассматриваются как основа формирования сырьевого рынка (и с этих позиций дается их экономическая оценка), понятие «экономико-географическое положение» трансформируется в «рыночно-географическое» с его особенностями, понятие «район (регион)» — в «регио­нальный рынок», а «факторы размещения производства» изучаются с точки зрения их влияния на территориальную организацию рынка. Курс зарубежной географии дополняется сведениями о месте России в системе международных торгово-экономических и финансовых отношений, которое характеризуется на фоне изучения современных тенденций в развитии мирового рынка.

Одновременно формируется собственный понятийный аппарат: рентность географического положения, рынок рабочей силы, рыночная инфраструктура, территориальная организация финансово-банковской системы, финансово-промышленные группы, товарный рынок, рынок услуг, ярмарочная и биржевая деятельность, инвестиционный климат и др.

При изучении коммерческой географии учащиеся знакомятся также с понятиями и категориями смежных наук — экономической теории, отраслевой и региональной экономики, статистики, истории, картографии, экологии. К ним, в частности, относятся: валовой внутренний продукт, национальное богатство, федеральный бюджет, основные фонды, темп роста производства, производительность труда, прибыль, товарооборот, инвестиции, акционирование, налоги, банкротство, конъюнктура рынка, конкуренция и др.

В-четвертых, значительное место в курсе коммерческой географии, ввиду его прикладной направленности, отводится изучению фактов, в том числе хозяйственной статистике. Фактографический материал позволяет полнее раскрыть те процессы, которые сопровождают становление рыночных отношений и влияют на пространственную организацию рыночного хозяйства. Наибольший интерес у учащихся вызывают, например, характеристика деятельности ведущих отечественных компаний, факты из истории развития биржевой и ярмарочной торговли в России, формирования финансово-банковской сферы, сведения о географии и развитии потребительского рынка и т.п.

Систематизированные определенным образом статистические данные представлены в учебниках «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» для 10-х и 11-х классов и рабочих тетрадях к ним в виде карт, диаграмм, таблиц, построенных на основе расчета различных количественных показателей. Они позволяют проводить экономический анализ изменения отраслевой и территориальной структуры хозяйства, динамики развития отдельных отраслей экономики и выпуска товарной продукции, внешнеэкономической деятельности России и ее регионов.

В целом организация работы учащихся с фактографическим материалом является составной частью деятельности преподавателя по формированию географических знаний, а основным принципом подбора фактов является их группировка вокруг определенных тео­ретических понятий. Кроме того, в процессе обучения необходимо научить школьников, а в последующем и студентов, самостоятельному нахождению нужных фактов и их осмыслению, а не только обеспечивать их усвоение в готовом виде. Этим целям служат, в частности, практические задания в рабочих тетрадях, связанные с подбором и систематизацией статистических данных, расчетами экономико-статистических показателей и их анализом, а также подготовка рефератов или докладов к семинарским занятиям.

Среди образовательных, прикладных и методических задач дисциплины выделим следующие:

– ознакомить учащихся с содержанием и особенностями географического изучения коммерческой и финансовой сферы экономики в рамках новой учебной дисциплины — коммерческой географии; показать значение дисциплины для профессиональной подготовки будущих географов и экономистов;

– показать эволюцию взглядов зарубежных и российских ученых-географов и экономистов на пространственную организацию рынка;

– дополнить и углубить с позиций анализа территориальной организации рыночного хозяйства знания о факторах, влияющих на размещение производительных сил страны, социально-экономическое развитие ее регионов, предпринимательскую деятельность;

– охарактеризовать своеобразие современного геополитиче­ско­го, экономико-географического (в том числе рыночного) положения России, принципы нового государ­ственного устройства и суть политических, социально-экономических и правовых реформ, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства;

– дать представление об актуальных проблемах и тенденциях развития национального и региональных рынков; ознакомить со статистическими показателями, наи­более существенными для оценки общего уровня социального и экономического положения страны (отдельных отраслей, регионов);

– охарактеризовать географические особенности формирования рынков сырья, промышленной продукции, продовольствия, потребительских товаров и услуг населению, финансового рынка, рынка рабочей силы;

– ознакомить с особенностями размещения и региональными проблемами развития финансово-банковской системы, внутренней, в том числе биржевой, торговли, сферы услуг (на примере рекреационной деятельности и других видов услуг); дать оценку инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны;

– обучить приемам обобщения и систематизации изучаемого материала и использования метода группировки (типологии) регионов по различным социально-экономическим критериям;

– показать современные тенденции в развитии мирового рынка товаров и услуг, капитала и рабочей силы, место России и СНГ в международном разделении труда; раскрыть содержание и формы международного торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с другими государствами и региональными объединениями стран, в том числе СНГ, ЕС, АТР;

– привить учащимся навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, разнообразными статистическими и картографическими материалами, информационными ресурсами интернета; научить их рассчитывать и анализировать экономико-статистические показатели, обосновывать выводы по важнейшим аспектам социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслевых и региональных рынков товаров и услуг.

Статья опубликована при поддержке компании Competentum, разрабатывающей IT-решения для повышения эффективности персонала. В частности, одним из решений для повышения эффективности обучения Вашей компании может стать Система дистанционного обучения ShareKnowledge, входящая в ТОП-3 мировых e-learning решений. Вы сможете отслеживать персональный учебный план каждого сотрудника, пользоваться продвинутой системой уведомлений: напоминания о приближающихся событиях или просроченных датах изучения материала, записываться заранее на предстоящие тренинги, использовать в качестве учебных материалов как электронные курсы (SCORM), так и документы любых форматов, получать еженедельные консолидированные отчеты о пройденном обучении сотрудников, создавать электронные тесты с помощью встроенного инструментария. И это далеко не полный перечень возможностей, предоставляемых ShareKnowledge. С более подробной информацией Вы можете ознакомиться на сайте competentum.ru .


* По данным Аналитического центра Ю. Левады, профессии менеджера, банкира, финансиста, экономиста, бизнесмена считаются сегодня самыми престижными среди россиян. Из общего числа опрошенных 57% отдали предпочтение именно этим профессиям.