Экология в экономикеПрограмма элективного курса
|
п/п |
Наименование |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
---|---|---|---|---|---|---|
лекции |
практи- |
семинары, экскурсии |
||||
1 |
Введение |
2 (1) |
2 (1) |
– |
– |
|
2 |
Город и окружающая среда |
2 (1) |
2 (1) |
– |
– |
Тестирование |
3 |
Экологическая и социально-экономическая характеристика города |
20 (10) |
8 (4) |
10 (5) |
1 семинар |
Решение экологических и экономических задач |
4 |
Обобщение знаний |
8 (4) |
2 (1) |
2 (1) |
1 экскурсия, |
Защита проекта |
5 |
Зачет |
2 (1) |
Контрольный тест |
|||
Итого |
34 (17) |
14 (7) |
12 (6) |
6 (3) |
Введение (1 ч)
Лекция: Научно-технический прогресс и окружающая среда. Экономика и экология.
Тема 1. Город и окружающая среда (1 ч)
Лекция: Экологические проблемы крупного города.
Тема 2. Экологическая и
социально-экономическая
характеристика города Пензы (10 ч)
Лекция: Пенза — крупный административный, промышленный, транспортный, культурный центр Поволжья.
Лекция: Микроклимат города, степень загрязненности воздуха. Пути оптимизации.
Практикум: Определение чистоты воздуха по растениям-индикаторам, лишайникам.
Семинар: Использование поверхностных и подземных вод для хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения.
Лекция: Простейшие методы определения качества пресной воды. Методы очистки воды в быту, в походе, в экстремальных ситуациях.
Практикум: Стоимость природных ресурсов, используемых в домашнем хозяйстве. Пути экономии.
Практикум: Семейный бюджет.
Лекция: Промышленность города Пензы и ее влияние на природную среду.
Практикум: Исследование отраслей непроизводственной сферы Октябрьского района города Пензы.
Практикум. Творческие работы учащихся: «Что можешь сделать ты, чтобы родной город стал чище, уютнее». (Пропаганда экологических знаний: разработка плакатов, листовок, оформление выставки по охране природы, подготовка лекций, бесед.)
Тема 3. Обобщение знаний (4 ч)
Лекция: Экология и экономика: враги или друзья?
Семинар: Молодежь и окружающая среда. Стратегия действия.
Экскурсия: Эколого-экономическая экскурсия в окрестностях школы.
Практикум: Защита проекта по выбранной теме.
Зачет (1 ч)
Методические рекомендации
по содержанию и проведению занятий
Вводный блок курса знакомит учащихся со структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Учащимся предлагается объединиться в творческие группы для подготовки и защиты выбранного проекта.
Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учета их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы и по итогам изучения курса в целом.
На заключительном занятии проводится разноуровневый тест. Учитывая краткосрочность элективного курса, не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема. Возможен вариант, при котором в защите проекта школьники участвуют по желанию, но это отражается на их итоговом результате.
Центральное место в программе курса «Экология в экономике» отведено краеведческому материалу, который предполагает исследовательскую деятельность школьников. Именно краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным экологическим и социально-экономическим проблемам страны, родного города, школы, семьи. Содержание материала этой темы позволяет связать процесс обучения с жизнью. Предусмотрены задания и темы, представляющие интерес не только для самого школьника, но и для его семьи («Семейный бюджет», «Экология жилища», «Способы очистки воды в быту, походе, экстремальных ситуациях»).
Карточка к исследованию по теме: «Использование поверхностных и подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения»
Понаблюдаем за собой
• Рассчитайте, сколько литров воды вы выпили за сутки.
• Сколько литров воды ушло у вас на хозяйственные нужды?
• Умножьте расход воды на каждого члена семьи. Сколько воды расходует в сутки ваша семья?
• Сколько литров воды тратит ваш класс, город за сутки, месяц, год?
• Сколько воды вы потеряете за день, если кухонный кран течет со скоростью 1 литр в минуту?