Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2007

Человек и окружающая среда


Экология в экономике

Программа элективного курса
в рамках предпрофильной подготовки

О.А. ШЕПЕЛЕВА
учитель средней школы № 63
г. Пенза

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экология в экономике» предназначена для учащихся
9—11-го классов.

Интегрированное содержание курса направлено на формирование комплексного подхода у учащихся к проблемам экономического развития своей страны, своего города, школы, семьи с учетом экологических факторов.

Концепция курса состоит в том, что в его содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, решению экономических задач, предоставляющих широкие возможности для саморазвития учащихся.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для разных профилей.

Курс «Экология в экономике» носит прикладной характер. Большое место отводится практическим работам, решению экономических и экологических задач.

Учебно-тематический план представлен двумя вариантами: 34 часа и 17 часов. Это позволит учитывать особенности образовательного учреждения и контингент учащихся.

п/п

Наименование
тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практи-
кумы

семинары, экскурсии
по 2 (1) ч

1

Введение

2 (1)

2 (1)

 

2

Город и окружающая среда

2 (1)

2 (1)

Тестирование

3

Экологическая и социально-экономическая характеристика города

20 (10)

8 (4)

10 (5)

1 семинар

Решение экологических и экономических задач

4

Обобщение знаний

8 (4)

2 (1)

2 (1)

1 экскурсия,
1 семинар

Защита проекта

5

Зачет

2 (1)

     

Контрольный тест

 

Итого

34 (17)

14 (7)

12 (6)

6 (3)

 

Введение (1 ч)

Лекция: Научно-технический прогресс и окружающая среда. Экономика и экология.

Тема 1. Город и окружающая среда (1 ч)

Лекция: Экологические проблемы крупного города.

Тема 2. Экологическая и социально-экономическая
характеристика города Пензы
(10 ч)

Лекция: Пенза — крупный административный, промышленный, транспортный, культурный центр Поволжья.

Лекция: Микроклимат города, степень загрязненности воздуха. Пути оптимизации.

Практикум: Определение чистоты воздуха по растениям-индикаторам, лишайникам.

Семинар: Использование поверхностных и подземных вод для хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения.

Лекция: Простейшие методы определения качества пресной воды. Методы очистки воды в быту, в походе, в экстремальных ситуациях.

Практикум: Стоимость природных ресурсов, используемых в домашнем хозяйстве. Пути экономии.

Практикум: Семейный бюджет.

Лекция: Промышленность города Пензы и ее влияние на природную среду.

Практикум: Исследование отраслей непроизводственной сферы Октябрьского района города Пензы.

Практикум. Творческие работы учащихся: «Что можешь сделать ты, чтобы родной город стал чище, уютнее». (Пропаганда экологических знаний: разработка плакатов, листовок, оформление выставки по охране природы, подготовка лекций, бесед.)

Тема 3. Обобщение знаний (4 ч)

Лекция: Экология и экономика: враги или друзья?

Семинар: Молодежь и окружающая среда. Стратегия действия.

Экскурсия: Эколого-экономическая экскурсия в окрестностях школы.

Практикум: Защита проекта по выбранной теме.

Зачет (1 ч)

Методические рекомендации
по содержанию и проведению занятий

Вводный блок курса знакомит учащихся со структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Учащимся предлагается объединиться в творческие группы для подготовки и защиты выбранного проекта.

Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учета их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы и по итогам изучения курса в целом.

На заключительном занятии проводится разноуровневый тест. Учитывая краткосрочность элективного курса, не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема. Возможен вариант, при котором в защите проекта школьники участвуют по желанию, но это отражается на их итоговом результате.

Центральное место в программе курса «Экология в экономике» отведено краеведческому материалу, который предполагает исследовательскую деятельность школьников. Именно краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным экологическим и социально-экономическим проблемам страны, родного города, школы, семьи. Содержание материала этой темы позволяет связать процесс обучения с жизнью. Предусмотрены задания и темы, представляющие интерес не только для самого школьника, но и для его семьи («Семейный бюджет», «Экология жилища», «Способы очистки воды в быту, походе, экстремальных ситуациях»).

Карточка к исследованию по теме: «Использование поверхностных и подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения»

Понаблюдаем за собой

• Рассчитайте, сколько литров воды вы выпили за сутки.

• Сколько литров воды ушло у вас на хозяйственные нужды?

• Умножьте расход воды на каждого члена семьи. Сколько воды расходует в сутки ваша семья?

• Сколько литров воды тратит ваш класс, город за сутки, месяц, год?

• Сколько воды вы потеряете за день, если кухонный кран течет со скоростью 1 литр в минуту?