Профильное обучение по географии
и национальнорегиональный компонент
образования
А.Г.ШУРЫГИНА
Кировский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
г. Киров
Необходимость введения профильного обучения в
общеобразовательных учреждениях не вызывает
сомнений. Однако более важный вопрос состоит в
том, как без издержек для обучающихся
организовать индивидуализацию обучения,
социализацию учащихся, предвузовскую и
профессиональную подготовку. Профессиональный
выбор выпускника все еще в большей степени
определяется мнением родителей, друзей,
сверстников. Далеко не каждый ученик готовит
себя целенаправленно к осознанному выбору
профессии. Реализация этой идеи требует
уровневой коррекции содержания образовательных
программ, а также уровневой организации
образовательного процесса на основе разработки
и реализации индивидуальных учебных планов по
отдельным предметам и профильным направлениям.
Решение данных проблем обеспечивает место
географии и предметов национально-регионального
компонента образования на старшей ступени
обучения в качестве востребованных школьниками
дисциплин.
Наибольшие возможности для географии связаны с
реализацией социализирующих профилей обучения,
особенно компоненты краеведения, геоэкологии,
экономики, локальной географии.
В профессиональных профилях география может
быть реализована как компонент подготовки
работающих в сфере услуг (география туризма,
коммерческая и медицинская география), в сфере
природопользования и охраны природы (география
природных ресурсов, география
природопользования, география природоохранных
территорий и объектов, гидрология и
метеорология, геология, океанология и т.д.), в
сфере сельского хозяйства (аграрная география) и
индустрии (география промышленности).
Наиболее объемным может быть участие географии
в педвузовских профилях. В первую очередь это
касается историко-политологического,
биолого-геоэкологического,
лингвострановедческого и экономико-правового
(социально-экономического) профилей. В частности,
в историко-политологический профиль могут
быть включены политическая география — как
базовый курс, основы геополитики, современный
мир.
В биолого-геоэкологический профиль должны
быть включены физическая география России и мира
— как базовый курс и основы геоэкологии,
природопользование, глобальная география,
глобальная экология, социальная экология — как
профильные курсы. В лингвострановедческом
профиле география может быть представлена
базовым курсом «Страноведение» (комплексная
характеристика), а также изучением
историко-культурного, природного наследия стран
мира. В качестве профильных курсов могут
рассматриваться «Народоведение», «Основы
этнографии», «Этнокультурное наследие мира и
родного края», «Региональная география России и
мира», «География человеческой деятельности:
политика, экономика, культура».
В экономико-правовом
(социально-экономическом) профиле в качестве
базового курса следует рассматривать
экономическую и социальную географию России и
мира или курсы «География с основами экономики»,
«Конструктивная география». Для углубленного
изучения школьникам целесообразно
рекомендовать курсы «Коммерческая география»,
«Современная экономика», «Основы экономической
теории», «Основы потребителя», «Маркетинг»,
«Менеджмент» и т.д.
Помимо введения интегрированных по содержанию
курсов географии, поле географического
образования значительно расширяется в
географическом профиле обучения. Учащиеся
получают подготовку по природно-географическим
дисциплинам (космология, геология,
океанология, сейсмология, вулканология,
гидрология, метеорология и климатология,
геоморфология, почвоведение), а также по общественно-географическим
предметам (историческая география, география
населения, география культуры, география
религий, культура ландшафтов) и системно-географическим
областям знаний (общая география,
теоретическая география).
Большое внимание следует уделить разработке
региональных курсов, объединенных
национально-региональным компонентом
образования. Значимость этого направления
педагогической деятельности до конца еще не
осознана ни руководителями школ, ни
учителями-практиками. С 1993 года не более чем в 37%
общеобразовательных учреждений Кировской
области преподаются системные курсы
«Краеведение» (5—9-й кл.), «Экология» (9—11-й кл.),
«Экономика» (9—11-й кл.). Внеклассные и внеурочные
формы работы эколого-краеведческой,
экономической направленности не решают проблем
формирования функциональной грамотности
школьников по комплексному изучению родного
края. Следует помочь каждому ученику освоить
этнокультурные, общенациональные (российские),
общечеловеческие (планетарные) ценности. В
интересах эффективного и качественного
регионального образования, учитывающего
возрастные познавательные возможности учащихся,
специалисты по регионоведению рекомендуют
использовать в учебных программах спиральный
подход: познание от ближайшего школьного
окружения, населенного пункта до предельных
границ регионального пространства и его места на
карте России и мира (район — регион —
область — территориально-экономический район —
федеральный округ). Приоритет отдается
комплексному изучению родного края.
В целях развития сложившегося опыта
регионализации образования следует в качестве
важнейшего приоритетного направления считать
вариативность, как объективную потребность в
образовательной политике государства.
География является системообразующей
дисциплиной в создании вариативного
регионального образования.
Целесообразно взять следующие содержательные
линии школьного краеведения:
«Моя школа, семья, их традиции» (5-й кл.)
«Мой населенный пункт в прошлом, настоящем,
будущем» (6-й кл.)
«Мой район» (комплексная характеристика)
«Вятская земля в истории и географии России»
(8—9-й кл.)
«Основы регионального природопользования, или
Введение в региональную геоэкологию»
(естественно-географический профиль, 10—11-й кл.)
«Историко-культурное и этнокультурное
наследие родного края» (в гуманитарном профиле,
10—11-й кл.)
«Введение в региональную экономику»,
«Экономика фермерского хозяйства», «Экономика и
предпринимательство Вятского края», «Наш регион:
политика, экономика, культура» и т.д. (в
социально-экономическом профиле, 10—11-й кл.)
Учителя географии могут возглавить и вести
системную работу на базе опорных экологических
школ, природоохранных территорий (заказников,
заповедников, дендрариев), на базе стационарных
оздоровительных и культурно-просветительных
центров (музеев природы, этнографии, краеведения,
спортивных комплексов, туристических баз). Опыт
проведения походов и экспедиций, межшкольных
геоэкологических лагерей, экономических
форумов, встреч с интересными людьми, акций и
движений эколого-краеведческой,
социально-экономической тематики должен
расшириться с освоением учебных исследований,
проектной деятельности. |