Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2007

От издателя


«Дрофа» — профильной школе

В связи с переходом на профильное обучение в 9, 10 и 11-х классах из школьного компонента выделяются часы на изучение так называемых курсов по выбору, или элективных курсов. В 9-м классе это краткосрочные курсы, цель которых помочь ученикам определиться с выбором профиля. В 10-х и 11-х классах ученик, выбравший тот или иной курс, изучает его в течение года из расчета 1 учебного часа в неделю. Цель такого курса — удовлетворить интересы и склонности ученика — совпадает с главной целью профильного обучения.

Перед учителем географии введение профильного обучения ставит ряд проблем. Одна из них — отсутствие географии в списке обязательных для изучения предметов. Поэтому один из путей сохранения часов для учителя географии — элективные курсы.

Естественно, вести элективный курс нельзя без программы. Программ должно быть много, чтобы учитель имел возможность предложить ребятам не один курс, а несколько на выбор, среди которых каждый мог бы найти что-то интересное или важное для себя.

В издательстве «Дрофа» в 2006 г. вышли сборники программ элективных курсов как для учащихся 9-х классов, так и для десяти- и одиннадцатиклассников.

Цель, которую поставили перед собой авторы программ для учащихся 9-х классов, вошедших в сборник, — заинтересовать учащихся предметом. Поэтому они выбрали для пристального рассмотрения самые выигрышные темы: географию городов (Г.П. Аксакалова, М.Н. Миронова), создание образа территорий России через изучение гербов (С.В. Рогачев), географию объектов всемирного природного и культурного наследия на территории России (О.В. Смирнова, Н.Ф. Винокурова) и др.

В сборник программ для учащихся 10—11-х классов, который вышел под редакцией В.П. Дронова, вошли 16 программ. Среди них как хорошо известные учителям, например, «Глобальная география» Ю.Н. Гладкого, С.Б. Лаврова, «Геология» Н.В. Короновского, так и совсем новые, например, «География производства в условиях рыночной экономики» А.Л. Миллера, «Геоэкология» Л.Л. Розанова, «Основы федерализма» В.В. Климанова и др.

Конечно, наличие программ элективных курсов, из которых как учитель, так и впоследствии ученики могут выбрать что-то близкое лично им, — это хорошо. Но чтобы вести курс по выбору, который, как правило, представляет собой углубленное изложение содержания того или иного аспекта предмета, учителю нужно самому владеть этим содержанием, а учащимся иметь книгу, в которой были бы изложены его основы. Иными словами, нужны методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся.

Такие издания уже существуют. Например, по курсу «Глобальная география», одному из наиболее интересных для учащихся и знакомому для учителя, уже давно выходят одноименные учебное пособие (авторы — Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров) и методическое пособие. Учебное пособие имеет гриф Министерства образования РФ и включено в состав Федерального перечня учебников. Существуют учебные пособия и по курсам «Геология» (автор — Н.В. Короновский) и «Геоэкология» (автор — Л.Л. Розанов), которые особенно актуальны в классах естественнонаучного профиля. Учебное пособие «Геология» имеет гриф Министерства образования и науки РФ.

Перед географом, которому предстоит работать в классе с углубленным изучением предмета (3 ч в 10-м и 3 ч в 11-м классе), стоит проблема отсутствия учебника, соответствующего требованиям стандарта на профильном уровне. Программы и пособия элективных курсов, вышедшие в издательстве, могут частично снять эту проблему: пособия «Геология» и «Геоэкология» полностью соответствуют требованиям одноименных блоков стандарта изучения предмета на профильном уровне.

В ближайших планах издательства — дальнейший выпуск учебных пособий к курсам, программы которых вошли в сборники программ, причем не только для учащихся 10-х и 11-х классов, но и для девятиклассников.