САРАНСК-2006
Всероссийская студенческая олимпиада
по географии
Весной 2005 года в Рязани от рязанских коллег —
преподавателей геофака Рязанского
государственного педагогического университета
им. С.А. Есенина «Географии» пришлось выслушать
критику: «Вы много освещаете олимпиады
школьников, а о всероссийской студенческой
совсем не пишите». Исправляемся.
С 13 по 16 ноября 2006 г. в Мордовском
государственном университете им. Н.П. Огарева
(г. Саранск) прошел III тур Всероссийской
студенческой олимпиады по географии. Согласно
регламенту соревнований, в них могут принимать
участие студенты любых курсов, обучающиеся по
географическим специальностям. В этом году
представители 28 российских вузов из 21 региона
страны оспаривали звание лучшего знатока
географии.
Столица Республики Мордовии —
трехсоттридцатитысячный Саранск — оказала
радушный прием олимпиаде. За командой каждого
вуза, состоявшей из двух человек, был закреплен
гид из числа студентов географического
факультета МГУ им. Н.П. Огарева. Это не только
помогло знакомству с городом, но и создало общую
атмосферу дружелюбия.
Вечером первого дня — торжественная церемония
открытия. Она запомнилась не только музыкальными
и танцевальными выступлениями, подготовленными
организаторами, но и «гимном географов» в
исполнении руководителей команд.
Следующий день был насыщен состязательными
мероприятиями: четыре основных конкурса.
В геологическом конкурсе участникам
необходимо было определить четыре
представленных образца горных пород и минералов
(каждый соревнующийся получал индивидуальный
вариант) и указать их генезис. Плюс три расчетные
задачи по геолого-геоморфологической тематике.
Например, на основании данных о скоростях
денудационных процессов в горах и накопления
материала в прилегающей межгорной котловине и
данных о перепаде высот между ними нужно было
вычислить, через какой промежуток времени
закончится выравнивание территории при условии
постоянства скорости протекающих процессов. По
имеющейся информации об абсолютных высотах дна
реки на плесах, уровне воды в реке в половодье, её
глубине в этот период на пойме и на перекатах
соревнующиеся должны были рассчитать мощность
пойменного аллювия и речных отложений на
перекатах. Еще одна задача касалась расчетов
времени заполнения океанической котловины и
глубины, на которой данный процесс завершится, по
известным характеристикам скорости накопления в
ней наносов, тектонического опускания и
первоначальной глубине акватории.
Картографический конкурс включал в
себя определение проекций и особенностей
искажения в них углов и площадей, составление
участков карт речной долины по представленным
словесным описаниям, вычисление азимута при
ориентировании по часам. Немногие ответили на
вопрос по исторической картографии, в котором
требовалось указать масштаб верстовой карты в
современном исчислении и обосновать свой ответ
(масштаб такой карты 1 : 42 000, или в 1 дюйме — 1
верста). И опять были расчетные задания: по
крупномасштабной топографической карте
вычислить объем древесины в отдельном контуре с
известной площадью.
Конкурс по физической и экономической
географии представлял собой письменный
тест. Требовалось, например, выбрать страны,
лидирующие в мире по общим или подтвержденным
запасам некоторых полезных ископаемых, указать
местоположение того или иного месторождения и
указать, какое полезное ископаемое в нем
добывается, либо по статистическим данным
определить экономический район России, к
которому они относятся. По
социально-экономическому очерку участники
должны были определить страну, требовалось
знание цифр о соотношении отдельных отраслей
промышленности в российских федеральных
округах.
Конкурс по истории географии. По
портретам нужно было определить известных
географов (на некоторых деятели географической
науки были изображены в юные годы) и указать,
какой вклад они внесли в развитие географии. По
карте с нанесенными на нее маршрутами экспедиций
назвать руководителей этих экспедиций.
Некоторые вопросы касались теоретических
концепций в экономической географии
(бихевиоризма, геопотенциальных моделей…),
открытий, сделанных теми или иными географами.
Последние два конкурса, к сожалению, для
успешного выполнения требовали лишь знания
конкретных фактов, цифр (а они — из постоянно
меняющихся статистических ежегодников) и
практически не выявляли аналитических
способностей, умений оперировать данными и на их
основе делать синтетические выводы. А ведь
сейчас существует множество методик расчета
одного и того же экономического показателя. И от
того, каким способом мы его вычисляем,
естественно, зависит и конечный результат. Так
что не всегда предполагаемый правильный ответ на
вопрос такого рода является отражением реальных
знаний. И то, что несколько заданий были сняты в
ходе олимпиады за некорректностью, отчасти
подтверждает сказанное.
|
«Здравствуй, Мордовия!»
Участники олимпиады А. Пылин (Рязанский
университет)
и победитель олимпиады С. Ковшов (Мордовский
университет)
|
Третий день Всероссийской
студенческой: творческое задание «Роль
географической науки в решении
социально-экономических и экологических проблем
вашего региона». Участникам предстояло
защитить свой проект по прикладной географии
перед расширенным составом жюри, включившего в
себя также руководителей команд (отметим, кстати,
что с руководителями приехало меньше половины
команд). Этот демократичный шаг по расширению
жюри был сделан для повышения объективности
судейства, однако он одновременно открывал
некоторые возможности для «подыгрывания». Ведь
оценка результатов конкурса не лишена была
субъективности. Конечно, организаторами был
разработан ряд критериев по оценке выступлений:
актуальность проблемы и ее практическая
значимость; теоретическая обоснованность,
полнота, глубина проектного решения проблемы;
географическая грамотность изложения материала;
иллюстративная обеспеченность доклада и умение
автора доложить представленные материалы.
Понятно, однако, что подобные критерии трудно
формализуются.
|
Руководитель команды Рязанского
госуниверситета
им. С.А. Есенина В.А. Усков и гид команды — студент
МГУ
им. Н.П. Огарева Д. Козлов
|
Многие из участников прибыли в Саранск
с уже готовыми докладами, другим же пришлось
составлять свое выступление в ночь перед
заключительным конкурсом — и здесь спасло
местное Интернет-кафе. Значительная часть
выступлений была посвящена
эколого-географическим проблемам, в частности,
созданию охраняемых территорий; доля докладов на
экономико-географическую, а тем более
социально-географическую тематику была
существенно меньшей.
Итоги. I место — С. Ковшов из Мордовского
государственного университета им. Н.П.Огарева,
II — Р. Семакин из Удмуртского
государственного университета, III — В. Истомин
из Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова. В общекомандном зачете
I место досталось Воронежскому
государственному педагогическому университету,
II место занял Удмуртский государственный
университет,
III — Тюменский государственный университет.
От лица всех участников Всероссийской
студенческой олимпиады-2006 выражаю благодарность
организаторам, в частности, профессору Н.П.
Макаркину — председателю оргкомитета, ректору
МГУ им. Н.П. Огарева, и профессору А.А.
Ямашкину — председателю жюри, заведующему
кафедрой геоэкологии и ландшафтного
планирования географического факультета.
|
Олимпиада закончилась. У памятника
«Навеки с Россией»
(заложен в 1985 г. в честь 500-летия добровольного
вхождения
мордовского народа в состав Российского
государства)
|
Саранские хозяева олимпиады сумели
преподнести образ современного, ухоженного и
развивающегося Саранска. Навсегда в наш образ
России вошли экскурсии по Саранску и в музей
изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи,
гостеприимство и доброжелательность столицы
Мордовии.
Владимир ИСТОМИН,
студент III курса географического факультета тоже
МГУ,
но имени М.В. Ломоносова.
Фото автора |