Коренные малочисленные
народы России
Во время встречи «Географии» с учителями
Юго-Западного административного округа Москвы
один из руководителей методического объединения
— известный московский учитель А.Ф. Давыдов
посоветовал редакции сделать материал о малых
народах России. Он обратил внимание, что этот
сюжет важен для учителя, потому что вызывает
неподдельный интерес учеников. Особенно в
Москве, которая, несмотря на рост национального
разнообразия и появление этнических очагов,
сильно сплавлена в единую русскую городскую
культуру. В многомиллионной концентрированной
столице школьнику трудно даже представить
(смоделировать в уме), как может на обширной
территории существовать целый особый народ
численностью в одну пятиэтажку из старых
кварталов Новых Черемушек.
— Рассказывая ученикам о малых народах, я
всегда стараюсь привести какой-нибудь
интересный факт, — говорит Александр Федорович.
— Например, напоминаю, что в годы войны (чуть ли
не по личному распоряжению Сталина) мужчин из
малочисленных народов Севера не призывали,
старались сберечь генофонд. Приведите в газете
сведения о современном расселении малых народов,
дайте современные интересные факты о них.
Действительно, пора это сделать. Ведь
большинство отечественных этнографических
работ устарели, что называется, на корню: их пишут
(а вернее, переписывают) по материалам вековой
давности*. В этнографических и краеведческих
музеях показывают образцы «предметов
национального быта», 70—100 лет назад вышедших
из употребления (часто сами представители
«экспонируемого» народа понятия не имеют, что
это за вещи; знает только приезжий экскурсовод).
Фольклорные коллективы исполняют
«национальные» песни и танцы, записанные от
прабабушек. Но когда у жителей этой
национальности, собирающихся на сельскую
дискотеку, спрашиваешь, будут ли они там так
танцевать, те только улыбаются в ответ.
В современном информационном пространстве
циркулирует множество недостоверных,
искусственных этнографических образов. Что до
больших народов, с представителями которых всем
нам так или иначе приходится сталкиваться, эти
образы рассеиваются бытовыми впечатлениями.
Никто же не воображает себе русских входящими в
метрополитен в красной рубахе или сарафане, с
кокошником или кушаком; топящими избы по-черному
и длинными вечерами при лучине поющими протяжные
песни. Когда же редкий случай сводит нас с
представителем народа немногочисленного,
«экзотического», мы как-то даже
разочаровываемся, если он одет не в малицу или не
в кухлянку, если живет в нормальной квартире, а не
в юрте, если каждое утро садится за рычаги
трактора, а не гоняется с арканом за белой
важенкой.
Исторические описания народов, конечно, нужны.
Нужны музеи и фольклор. Но их и нужно
воспринимать как историю. Порой же, и очень часто,
всё это принимается за чистую монету. Недавно в
одном солидном вузе слушал студентов,
вернувшихся с практики из Тувы. Они на полном
серьезе утверждали, что тувинцы, живя летом в
юртах, пользуются кружками из бересты,
деревянными ведрами, днище которых сделано из
бычьего пузыря и т.п. Оказалось, дети побывали в
«этнографической юрте», в музее традиционного
быта, и ничтоже сумняшеся приняли это всё за
явления современности. Это будущие специалисты.
А что творится в умах наших простых туристок и
туристов. Сколько раз, оказываясь за границей на
этнографической экскурсии, я видел, что больше
половины экскурсантов искренне верили, что
попали в настоящий затерянный мир. Известная
среди деятелей турбизнеса шутка (но это быль): как
только круизный лайнер швартуется у
какого-нибудь тропического острова, тут же
выясняется, как сказочно повезло туристам — как
раз сегодня вечером начнется единственный в году
карнавал (а тем временем мулаты спешно стягивают
с себя китайские джинсы, обряжаясь в специально
заготовленные юбочки из пальмовых листьев,
возможно, тоже специально завезенные на остров).
Но ладно, туристическая «этнография» в конце
концов ничем не хуже диснейлендов. Если человек
готов обманываться, чтобы развлечь себя, отчего
же не...
Есть, однако, сферы, где обманывать нельзя по
определению. К таковым относится образование. А в
учебных пособиях и книгах для школьников мы то и
дело встречаем картинки с «этнографическими
типажами», где, например, под изображением
мужчины в косоворотке и плисовых сапогах и
женщины в сарафане может стоять подпись
«Русские» (без всяких комментариев — не
«Русские в крестьянских костюмах конца ХIХ в.», а
просто «Русские» — вот они какие, и никаких
кроссовок «адидас» и английских троек). А чего
стоит знаменитый пассаж в одном из готовившихся
к печати учебников, где повествовалось о
селькупах, которые в окошко своего жилища за
неимением стекла вставляют кусочки льда.
Этнографическая экзотика, пусть и не имеющая
ничего общего с современным реальным состоянием
территории, привлекает многих и поэтому сбивает
с толку. Многие, причем и авторы учебной
литературы, предпочитают обращать внимание на
внешние различия народов (они, конечно, есть и
сохраняются, но не как в музее). Между тем в
преподавании географии важно не просто
констатировать имеющиеся особенности костюма,
песен или жилища. Важно показать, что эти
особенности родились в ходе работы, выполняемой
тем или иным народом по использованию природного
потенциала той или иной территории, в ходе
приспособления к определенным условиям среды на
определенной стадии развития производительных
сил. Ведь объект изучения географии —
территория. Важно подвести детей к
мировоззренческой идее о связи народоведения и
природоведения, общества и природы, ландшафта и
быта. Народ — продукт природной среды
(ландшафтоведение), географического положения
(география) и определенных видов труда,
связанного с превращением среды/положения в еду
и нужные предметы (экономика) и защиты их. По мере
того, как изменяется труд людей, как изменяется
географическое положение ареала обитания
народа, меняется вся этнография. Русский
крестьянин, выросший в деревне и всю жизнь
проработавший на открытом воздухе, в
этнографическом плане отличается от русского
лощеного приватизатора, не выходящего из
кондиционированных помещений, как человек
совершенно иного народа. И по облику, и по быту, и
по укладу жизни, и по костюму, и по соблюдаемым
«обрядам». Да и язык у них вовсе не одинаковый. С
соседним вепсским земледельцем у русского
земледельца куда больше этнографической
близости.
Изучать в школе нам нужно реальную страну, с
реальными народами, в их реальном состоянии — в
процессе расслоения существующих этносов,
интеграции новых.
В подборке, которую мы начинаем публиковать в
этом номере, коренные малочисленные народы
России — наши современники. Они живут реальной
жизнью; главные, системообразующие их
заботы — экономические. Есть в их жизни и
элементы игры, элементы национальной
самомузеификации. Иногда эта игра для
самовыражения, иногда для заработка на туризме
(турист готов верить, что жители так и ходят в
национальных костюмах и играют на жалейках), а
иногда — для вящего давления на власти:
смотрите, вот мы поем наши национальные песни и
вышиваем наши узоры — значит мы существуем как
особый народ, — значит, это должно быть особо
учтено в бюджете.
Подборка составлена по материалам
журналистов, краеведов, ученых, администраторов,
работающих с проблематикой малых народов нашей
страны в начале ХХI века. Каждую подборку
предваряет таблица, содержащая базовые сведения
о народах, гостящих в очередном номере
«Географии» (порядок «приглашения в гости» —
алфавитный). Список народов дан по материалам
переписи 2002 г. и в соответствии с перечнем,
утвержденным правительством РФ.
Таблица
Размещение коренных малочисленных
народов
по территориям преимущественного проживания в
России
С.В. РОГАЧЕВ
* В современной России мало хороших
современных этнографических исследований.
Этнографическая наука, которая в начале ХХ в. еще
позиционировала себя на рубеже географии и
истории, к своему и нашему несчастью, в итоге
скатилась в историю. А для историка настоящее —
досадная помеха, не дающая разглядеть якобы
главное — прошлое. Читаешь порой нынешние
этнографические работы и поражаешься: насколько
исследователя не интересует народ современный —
с его бытом, природно-ресурсной базой,
экономическими интересами, проблемами,
противоречиями с соседями. Зато как он
загорается, когда откуда-нибудь из чулана
старушка вынимает сто лет никем не надевавшуюся
рубаху, полтора века не используемую прялку или
пересказывает со слов родителей какой-нибудь
обряд, в котором никто из живущих представителей
исследуемого народа никогда в жизни участия не
принимал. |