Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2007

Минимум географической образованности


Что молодой житель России
должен знать о
КРАСНОДАРЕ

С.В. РОГАЧЕВ

Минимум географической образованности

Недавно принятый герб Краснодара копирует старый екатеринодарский герб

Недавно принятый
герб Краснодара копирует
старый екатеринодарский герб

В центре герба Краснодара — красный щиток с вензелем Екатерины II. В первой и четвертой четвертях большого щита — крепостная стена с башнями, на которые опирается лапами черный двуглавый орел, коронованный тремя коронами. Во второй и третьей частях — золотая атаманская булава поверх сложенных накрест серебряных бунчуков, и поверх всего два также сложенных накрест голубых знамени с вензелями Екатерины II и Павла I (вторая часть) и Александра I и Николая I (третья часть). Зеленая кайма обрамлена 59 золотыми шестиконечными звездами (по числу кубанских станиц в XIX в.). Щит увенчан короной. Щитодержатели — два черноморских казака (в форме времен Александра I и Николая I). В общем, монархический символ на монархическом символе сидит и монархическим погоняет. Не хватает еще девиза «Без лести предан».

1. Краснодар стоит на Кубани

на правом берегу, близ ее локального экстремума, там, где величайшая из рек Российского Кавказа в своем среднем течении более всего выгибается на юг. Кубань словно напирает Краснодаром на Кавказские горы.

На Кубани, удерживаемое плотиной, над самым Краснодаром нависает Краснодарское водохранилище — огромное по масштабам засушливого Русского Юга.

Исключительная районообразующая роль реки Кубань подчеркивается тем, что по ее имени — Кубанью — часто называют весь Краснодарский край. Аналогичных случаев (когда имя реки становится именем района и в этом качестве становится более известным) в мире не так много: Рур, Колыма.

Краснодар — столица Кубани.

Десять первых регионов России по численности населения
(общая высота столбцов) и значимость главного города в них
(темное основание столбцов), млн чел.

2. Краснодар — центр самого большого по численности населения «провинциального» (то есть не считая Москвы и подстоличной области) субъекта Российской Федерации.

Под управлением Краснодара 5 млн человек — население Норвегии, Молдавии или Дании.

При этом сам Краснодар имеет на удивление скромные размеры — он даже не миллионер (650 тыс. жителей). На долю Краснодара приходится менее 15% населения края. Это очень низкий по российским меркам и очень хороший показатель. В настоящее время многие российские административные центры дошли до той печальной ситуации, когда сосредоточивают в себе до половины жителей своей области или края и рискуют в скором времени оказаться центрами ничего. Краснодару это не грозит: он центр развитой, полицентричной и насыщенной системы расселения — системы, сравнимой с целой страной.

Памятник Екатерине Великой в Краснодаре. У пьедестала — фаворит светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический и послушные казачьи атаманы. У тыльной стороны пьедестала — фигура бандуриста (кобзаря) и мальчика-поводыря (на снимке не видны)

Памятник выполнен по проекту Михаила Осиповича Микешина, автора «Тысячелетия России» в Новгороде, «Богдана Хмельницкого» в Киеве и «Екатерины» же в Петербурге.
Микешин был очень знаменит в свое время; однако это была не столько слава талантливого художника, сколько известность удачливого монументалиста, умевшего соответствовать вкусам тех, кто мог отпустить большие деньги на дорогостоящие изваяния. (Что-то сродни современной известности З.К. Церетели.) Произведения Микешина — отличные знаки на местности, хорошие маркеры территории, но не высокое художество.
В 1920 г. памятник Екатерине, как монархический, напрямую не связанный с историей города* и не слишком художественный, был снесен. В 2006 г. восстановлен.
Восстановление памятников — дело хорошее. Однако, говоря о художественных достоинствах «Екатерины», нужно иметь в виду, что официальные краснодарские СМИ, мягко говоря, перегибают палку, утверждая, что «воссоздан один из лучших шедевров русской культуры» (kultura.kubangov.ru).
Говоря об общественном звучании памятника, не следует забывать, что первоначально памятник был открыт в Екатеринодаре в 1907 г. — как раз в год подавления первой русской революции. И стал не просто историческим знаком, но символом торжества реакции, выражением верноподданичества, в каковом многие казаки в 1905—1907 гг. весьма отличились, бесстрашно сражаясь против трудового люда за интересы фабрикантов, купцов и помещиков. В настоящее время в России монархическая символика и атрибутика, как ни парадоксально, опять стала признаком лояльности, хотя правящий в стране конституционный режим позиционирует себя как демократический, свободолюбивый и республиканский**.

3. Краснодар ранее назывался Екатеринодаром.

Екатерина II с подачи Потемкина «разрешила» казакам, ранее выгнанным из Запорожской Сечи, поселиться здесь, чтобы кем-то подпихнуть неспокойные пограничные земли. В этом и заключался пресловутый «дар».

Сама престарелая***, но не утратившая вкуса к лести императрица никогда здесь не бывала и прямого отношения к городу не имеет. Название Екатеринодар — проявление раболепия со стороны недавно побитых, а потом «прощенных». (Вспомним прекрасно, с тонким юмором описанную Н.В. Гоголем в «Ночи перед Рождеством» сцену приема Екатериной запорожцев, как дюжие казаки, консультируемые Потемкиным, пластались на паркете Зимнего дворца, как неподражаемо по-малороссийски, «наивно» лукаво льстил женщине-императрице Вакула, консультируемый чертом.)

В советские годы постыдное и неудобопроизносимое название было заменено на красивое русское Краснодар.

Ныне опять поговаривают о возвращении Краснодару «исторического имени», хотя горожане на свободном референдуме четко высказались за Краснодар.


* Ведь то, что город основан на основании правового акта, изданного Екатериной, никак особенно город с ее персоной не связывает. Иначе бы во всех городах, основанных при Брежневе, нужно было бы ставить изваяние Леонида Ильича, ну а в городах 30—50-х годов основания — сами понимаете кого.

** Все эти признаки прямо противоположны признакам монархического режима, олицетворением которого выступает Екатерина. Есть и еще один признак, по которому проходит заметное различие: екатерининское правление принято называть просвещенным.

*** Именно к этим последним годам правления Екатерины II (когда и был основан Екатеринодар) относится известная оценка А.С. Пушкина: «Екатерина знала плутни и грабежи своих любовников, но молчала. Одобренные таковою слабостию, они не знали меры своему корыстолюбию, и самые отдаленные родственники временщика с жадностию пользовались кратким его царствованием... От канцлера до последнего протоколиста всё крало и всё было продажно». Не правда ли, монаршая фигура, заслуживающая памятника в наши годы?

Краснодар — скромный город, не кичащийся древней историей. На фото — дом атамана Бурсака, претендующий на то, чтобы считаться самым старым зданием города. Его закладка относится к 1830 г., но позднее дом не раз перестраивался. Старейшие же из сохранившихся в первозданном виде зданий относятся постройкой к началу ХХ в.

4. Краснодар — центр края, но не самый известный город края.

Немного найдется субъектов федерации, где главный город не был бы самым известным, самым ярким представителем. (Разве что Кемеровская область, где Новокузнецк может поспорить с Кемеровом по знатности.)

Краевой же центр Краснодар известен меньше не только чем его субальтерн Сочи, но, пожалуй, даже чем Анапа и Новороссийск.

Краснодар — как бы в тени, но контролирует главные морские ворота Юга и первейшие всероссийские курорты. (Из последнего обстоятельства есть известное политико-географическое следствие: еще с советских времен известно, что краснодарская элита, принимающая на своих курортах ключевых лиц страны, успешно устанавливает особые неформальные отношения с Центром.)

5. Краснодар пробует позиционировать себя как столицу казачества.

Краснодар был основан в 1792—1793 гг. казаками как крепость на вновь заселяемом пограничье и длительное время служил главным городом Кубанского казачьего войска. (По знатности с кубанскими казаками спорит только Донское казачество, но «столица» донцов — Новочеркасск — не является ныне областным центром, и ей не хватает административного ресурса, чтобы конкурировать с Краснодаром.)

Скульптура «Казак» — памятник Кубанскому казачеству,
недавно установленный перед зданием администрации

Казачья тема — лейтмотив монументальной пропаганды в современном Краснодаре: восстановлен обелиск в честь 200-летия Кубанского, прежде — Черноморского, казачьего войска (отмечалось в 1896 г.), воздвигнут памятник Казаку (Кубанскому казачеству) перед зданием обладминистрации, поставлен памятник ген. Лавру Корнилову (даром что злодей, зато из казаков*), объявлен конкурс на памятник актрисе Кларе Лучко — создательнице образов казачек в знаменитых «Кубанских казаках» и телесериале «Цыган» (именем Лучко уже названа одна из площадей города). Казачьи объединения устраивают театрализованные шествия. Поет Кубанский казачий хор.

6. Краснодар — «пограничный» город. Это единственный в России центр субъекта федерации, расположенный на границе с другим субъектом федерации (если, разумеется, не считать Москву и Петербург, а также Хабаровск).

Центр края стоит не просто на границе, а на границе с национальным (нерусским) субъектом федерации — Республикой Адыгеей. Только перейти Кубань — и вы из царства 23-х госномеров попадаете к 01-м. От вывесок только на русском — к двуязычным табличкам на официальных учреждениях.

Река Кубань — природный и давний этнографический рубеж. Правобережье — сухое, плоское, степное; здесь веками сменялись волны кочевников — половцы, ногайцы (использовавшие естественные степные злаки как кормовую базу для своего скота), на их место пришли казаки-хлебопашцы (заменившие дикие злаки съедобными для человека, культурными). Левый берег — постепенно возвышающийся к Кавказу — более орошенный стекающими с хребта реками, более лесной; это древний рефугиум адыгов.

Близость к горному Кавказу обусловливает значительный приток в Краснодар не только представителей северокавказских народов, но и выходцев из Закавказья. В городе многочисленна (ок. 5% населения) и влиятельна армянская община.


* Л.Г. Корнилов — сын семипалатинского казака, родился в Усть-Каменогорске на территории нынешнего Северного Казахстана (Восточно-Казахстанская обл.). Мать Корнилова — крещеная азиатка. В старых биографиях обычно указывалось, что она калмычка (калмыков вообще было много в казачестве); ныне за «честь» считать себя частью народа, породившего знаменитого контрреволюционера, состязаются казахские и калмыцкие авторы. Матерого душителя свобод, когда он пытался штурмовать советский Екатеринодар в 1918 г., накрыли красные артиллеристы, что навсегда остановило кровавую деятельность генерала. (Вот слова одного из последних его выступлений, перед тем как вести своих офицеров рубить красноармейцев — рабочих и крестьян: «Я даю вам приказ, очень жесткий: пленных не брать. Ответственность за этот приказ перед Богом и русским народом я беру на себя!»)

7. Краснодар — молодое русское пространство.

Город был основан казаками, ранее изгнанными из Запорожской Сечи (с территории нынешней Украины, район нынешних Днепропетровска — Запорожья) и потом скитавшимися в поисках пристанища по Северному Причерноморью (территория нынешней Южной Украины и сопредельные земли Молдавии и Румынии). В этнографическом отношении это были украинцы (малороссы), лишь позднее они стали разбавляться великорусским населением.

Окраина Краснодара. На той стороне Кубани — Адыгея

Украинский автор в 1903–1905 гг. так пишет о жителях Кубани: «У своїй уяві вони цілком відріжняли Кубань від Росії. Для них вона була цілком чужий світ, а про Україну казали: “У нас, на Україні”». А.С. Серафимович, воспроизводя речь простых кубанцев в «Железном потоке» (события 1918  г.), четко обозначает малорусский диалект: «Так нэма ж края найкращего, як наш край...» Количественное преобладание украинцев на Кубани показали и переписи 1920 г. и 1926 г., которые многие этнографы склонны считать единственными вполне искренними переписями ХХ в. Об этом любят вспоминать на современной Украине как экстремистские авторы из УНА—УНСО, так и вполне респектабельные школьные издательства. В учебных пособиях для школ Украины Кубань не забывают закрасить как украинскую территорию на картах «Iсторико-етнографичне районування України ».

И хотя сегодняшний Краснодар говорит на общем для страны великорусском языке (влияние образования, средств массовой информации, миграционного перемешивания в ХХ в.), фамилий на -енко и с другими малороссийскими формантами хватит здесь на пол-Киева. Носители этих фамилий в наши дни вовсе не считают себя украинцами. Но внимательный наблюдатель подметит, конечно, и в речевом строе, и в физиогномическом облике коренных краснодарцев черты, отличающие их от русских Средней России.

В разговорах, в газетных статьях и местных телепередачах можно, как и сто лет назад, встретить противопоставление «у нас» и «в России» (аналогичные «речевые ошибки» часто наблюдаются у сибиряков и дальневосточников). Противопоставление это обычно бытовое, политико-географический смысл в него вкладывают лишь немногие ораторы.

Однако в критических, экзистенциальных ситуациях это бытовое сознание «стороннести» по отношению к России может принимать более выраженные формы. Так было в Гражданскую войну (трагическое, но интереснейшее для географа-райониста время; каждая территория проявилась как бы в условиях чистого эксперимента: как район поведет себя, как самоопределится, если снять внегеографический фактор — выключить на время силовое поле государственной централизации). В Краснодаре была избрана Рада*, принявшая решение — ни много, ни мало — о вхождении Кубани в Лигу наций (тогдашний аналог ООН). Современные краснодарские историки, хотя и понимают некоторую опереточность того решения, сообщают о нем не без гордости: мол, знай наших. Таким образом была обозначена идея не просто о возможной кубанской автономии, но о кубанской нации! Реализации этой идеи помешала, как ни странно, не централизаторская большевистская Москва, а здесь же, на Юге, находившийся Деникин с его лозунгом «единой и неделимой». Белые генералы попросту повесили одного из руководителей Рады, а других разогнали.

В переписи населения 2002 г. 15 тыс. кубанцев записалась не как русские, а как казаки.


* Отметим опять же малорусское (украинское) слово, принятое для наименования верховного органа власти.

8. Культурный пласт Краснодара еще очень тонок, и город находится в поисках образа.

Превращение Екатеринодара из казачьего военно-земледельческого лагеря в город в европейском понимании свершилось всего лишь век назад. Все архитектурные памятники города — не старше начала ХХ в.

Памятник композитору-песеннику Г.Ф. Пономаренко, 2002 г.; на нынешнее место, у концертного зала его имени, перенесен в 2005 г.
Самые известные произведения Григория Федоровича: А где мне взять такую песню (слова М. Агашина; пели ее Ольга Воронец и «Орэра»), А снег повалится (пела Клавдия Шульженко), Молодой агроном (слова В. Бокова; пели хор Пятницкого, а потом «Песняры»), Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар (слова В.Бокова; пела Екатерина Шаврина), Не жалею, Отговорила роща золотая (слова С. Есенина; пели «Орэра», Иосиф Кобзон и др.), Ой, снег-снежок, Оренбургский платок, Подари мне платок (слова В. Бокова; пела Людмила Зыкина), Растет в Волгограде березка (слова М. Агашина; пела Зыкина), Тополя (слова А. Колесникова; пели «Орэра» и Шаврина), Что было, то было (слова М. Агашина; пела Зыкина), Я лечу над Россией (слова О. Милявского), Я назову тебя зоренькой (слова В. Бокова). 24 года своей жизни композитор работал на Кубани и для Кубанского казачьего хора создал песни Казак ехал на Кубань, Краснодарская весна, Ой станица, родная станица, Кубаночка и др.

Город вырос в станичной — земледельческой и войсковой культуре. А такая культура дает в основном коллективные формы творчества: народный костюм, хоровое пение и т.п. Старых дворянских гнезд, университетских узлов разночинной интеллигенции, значимых центров инженерной мысли в этих краях не было. Малороссийский диалект мешал проникновению кубанцев в великорусскую литературу или в театр. Поэтому не удивительно, что Краснодар, как и многонаселенная Кубань в целом, за свою 300-летнюю историю не дал русской культуре ни одного имени первой величины.

Обелиск на пересечении улиц Красной и Буденного (в прошлом — Новой) в честь 200летия Кубанского казачьего войска, ведущего свой отсчет со времени участия хоперских казаков в осаде Петром I крепости Азов в 1696 г., и в ознаменование свободы и земель, дарованных кубанскому казачеству Екатериной II. Этот обелиск был снесен в советские годы, восстановлен в 1999 г.

Ситуация изменилась. Созданная за годы Советской власти многочисленная и очень сильная (это видно уже по встречам с краснодарскими учителями, с руководителями областного и городского центров повышения квалификации) интеллигенция не может не ощущать дефицита культурного героя. И осознанно или инстинктивно ведет персонифицированный поиск. Причем, в отличие от казачества (раз — и поставили Корнилова, пусть и раздражив полстраны недемократичностью) и в отличие от чиновничества (раз — и поставили многомиллионную Екатерину, насмешив многих официальной пошлостью), делает это весьма тактично.

Знаковые для современного Краснодара памятники — художнику Илье Ефимовичу Репину и композитору Григорию Федоровичу Пономаренко, пусть не своим, но связанным с Кубанью, внесшим большой вклад в формирование ее образа. Оба — из близкой и родственной (по запорожцам) Малороссии: Репин — из харьковского Чугуева, Пономаренко — из Остерского района Черниговской области нынешней Украины. Пусть и не казаки (Репин — солдатский сын, Пономаренко — из крестьянской семьи), но много сделавшие для формирования привлекательного имиджа (говоря современными терминами) казачества: Репин — своими «Запорожцами, пишущими письмо турецкому султану» и «Черноморскими казаками», Пономаренко — песнями, созданными для Кубанского казачьего хора. Оба — много работавшие в степной природной зоне (по степи — приближаясь к Жигулям — идут и репинские бурлаки, и крестный ход в Курской губернии; о степи и в степи — в Волгограде, Самаре, Оренбурге — писал свои песни Пономаренко). Оба — поспособствовавшие культурному развитию Краснодара: Репин помог созданию городского художественного музея, Пономаренко дал новый творческий импульс хору.

Оба памятника сделаны в современном европейском духе. Они не величественны и не аффектированно героичны. Не отделены от горожанина чугунной оградой и не вознесены на недосягаемые постаменты. Они, напротив, вписаны в среду города, приглашают к дружескому общению: можно подойти, вписаться в скульптурную группу, сделать дружеское фото. В них и по содержанию заключена идея открытости: хоть ты и не потомственный казак, не генерал и не царица, Краснодар, если ты искренне и талантливо славишь этот край, работаешь в нем и для него, признаёт тебя своим.

Эти памятники не навязываются горожанам: если краснодарское самосознание примет их*, они и начнут работать на образ города. Если же нет, в запасе у думающей части краснодарского общества есть новые идеи. Объявлен конкурс на памятник актрисе Кларе Лучко. Она, как и упомянутые художник и композитор, тоже с Украины (поселок Чутово в 50 км от Полтавы). И у нее, как и у Пономаренко, фамилия оканчивается на милое краснодарскому уху -ко. И ее Даша Шелест в «Кубанских казаках» — такое же украшение края, как и репинские живописные и пономаренковские музыкальные казаки.

Эти новые культурные герои, понемногу вводимые в краснодарскую среду, играют межрайонную интегрирующую роль — связывают своей жизнью и творчеством кубанский микрокосм, близкую Украину, казачьи степи и настоящую великорусскую культуру. И это направление интеллигентной монументальной пропаганды — пропаганды творческого, созидательного начала, — конечно, эффективнее, чем реанимация пугал** столетней давности.

Интегрирующую, объединяющую роль призван сыграть и еще один новый памятник в Краснодаре. При входе в городской парк два головных убора: казачья папаха и красноармейская буденовка — мемориал бойцам Белой и Красной армий. Это не памятник классовому примирению (мира между антагонистическими классами быть не может; жители России в последние десятилетия выучивают эту политграмоту уже не по учебникам, а по жизни). Это памятник простым людям, оказавшимся в тяжелые годы по разные стороны фронта в силу обстоятельств; это и урок на будущее. Краснодарцы, как рассказывают газеты, то и дело стаскивают с памятника лохматую папаху белоказака***


* А пока всё непросто. Многие молодые краснодарцы, как и их сверстники по всей России, и не слышали-то прекрасных песен Пономаренко. Молодежь зовет памятник «Дядечка с гармошкой».

** Газеты пишут, что памятник Екатерине Великой скоро «закричит ястребиным голосом»: на нем собираются смонтировать акустическую систему, имитирующую присутствие хищных птиц, чтобы отпугнуть голубей, сразу приспособивших изваяние для своих нужд.

*** Хотя ценности она и не представляет: бронзовые предметы давно заменены крашенным асбестом.

9. Краснодар — центр самого важного сельскохозяйственного района России.

У Краснодара есть не только культурные основания для проявления своеобычности. Более веское основание — экономическое: продовольственная самообеспеченность. Самое большое производство зерна. Самое большое производство сахарной свёклы (четверть российского). Только ростовчанам уступает (и лишь немного) по сбору подсолнечника, обеспечивая более 1/5 общероссийского сбора. Первое место в стране по производству мяса скота и птицы. Фактически монополист в стране по выращиванию риса и субтропических культур.

Земля Кубани — дорогая. Но здесь жива еще убежденность, что родную землю можно просто любить, а не рассматривать ее как объект купли-продажи, приватизации, захвата. И об этом, право же, пора напомнить многим в нашей стране. Хотя бы словами песни принятого Кубанью композитора.

Молодой агроном

Слова Виктора Бокова.
Музыка Григория Пономаренко

Выходил на поля молодой агроном,
Говорил, что земля вся в наряде цветном.
Хороша земля, мой край дорогой,
Люблю тебя всей русской душой. (2 раза)
Он не спал допоздна, на рассвете вставал,
Чтобы больше зерна каждый колос давал.
Хороша земля, мой край дорогой,
Люблю тебя всей русской душой. (2 раза)
Ветер кудри трепал — золотистый ленок.
Агроном напевал у колхозных дорог:
Хороша земля, мой край дорогой,
Люблю тебя всей русской душой. (2 раза)
Молодой агроном не уходит с полей,
Он приходит сюда, как к невесте своей.
Хороша земля, мой край дорогой,
Люблю тебя всей русской душой. (2 раза)

Памятник И.Е. Репину — автору классического «казачьего» полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Памятник установлен у Краснодарского художественного музея в 1993 г.