Географическую книгу для российской
школы
|
Земля, и что на ней есть. География для самоучения. СПб., 1862 г. Цена 6 коп. |
Небольшая книжка, довольно толково, хотя несколько поспешно, составленная, имеющая претензию служить для самоучения, но могущая разве быть подспорьем для уяснения ученику того, что он мог не понять в уроке математической и отчасти физической географии. Составлена она по классным преданиям, по рутине наших руководств; трактуется в ней сначала о Земле как целом, а потом уже о частностях. Не таков путь самоучения: оно начинает с простого, несложного, близкого и мало-помалу переходит к более сложному и отдаленному. Таков же должен быть и путь классного обучения; но когда еще это осуществится! А до тех пор и такие книжки, как та, которой заглавие мы выписали, помогают делу, разбирая и упорядочивая в головах детей тот материал полузнания, который грудою навален в них преподавателем и внеклассною долбней.
Журнал «Учитель»,
1866, № 13—14
География России для детей, составленная Ф. Студитским
(для начинающих учиться географии). Издание
второе, вновь пересмотренное и измененное. С 8-ю
картинками. СПб., 1858 г. Цена 50 коп., с перес.
75 коп. Всеобщая география для детей, составленная Ф. Студитским. Издание второе, исправленное и дополненное. С 16-ю картинками. СПб., 1859 г. Цена 75 коп., с перес. 1 р. |
«По моему мнению, — говорит автор в предисловии к «Географии России для детей», — надобно начинать преподавание географии с того места, где живут дети, т.е. с предметов известных им».
Нельзя не согласиться с этим положением г. Ф. Студитского, которого многочисленные труды по части детской литературы давно заслужили ему почетную известность; но, несмотря на эту известность автора, мы не можем согласиться с ним в отношении применения его положения.
Чтo это за география, по которой дитя, без утомления, под руководством одной только матери, вдали от городов, может легко ознакомиться с государствами, городами и пр., и которая, как говорится в том же предисловии, для детей, которые изучают географию по руководству, может служить как занимательное чтение? Географии (России и Всеобщая) г. Студитского отличаются от всех географий, составленных другими нашими писателями, только одним методом изложения, состоящим в путешествовании по карте с одной центральной местности в другие. Такою центральною местностью принят Петербург, до которого в «Введении к Географии России» показан путь водою из некоторых главных городов России, а именно: из Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля, Твери, Новгорода, Одессы, Киева и Риги. Кроме того, в Введении объяснено картографическое изображение местностей и государств. И более ничего!
За достопримечательностями Петербурга следует краткое определение понятий «торговля, промышленность», исчисляются замечательные окрестности Петербурга, определяются слова «резиденция, империя, государство, общество, монархия, республика, правительство», потом говорится о разделении России на губернии и уезды. До какой степени сведения, сообщаемые обо всех этих предметах, кратки, можно видеть из того, что описание Петербурга занимает всего 6 страниц, из которых надо исключить еще определения общих географических терминов. О каждом из прочих городов, в которые путешествуют по карте, говорится, конечно, еще гораздо меньше; напр. о Шлиссельбурге говорится только, что этот уездной город лежит вверх по Неве, при выходе ее из Ладожского озера, и что в него ездят очень скоро, потому что туда ходят пароходы. Точно так же вскользь во всеобщей Географии упоминается о различных государствах, городах, реках, горах и прочем материале географии. В конце каждой главы предлагаются вопросы для повторения. Вопросы эти все вроде следующих: «На какой реке построен Петербург? Откуда вытекает и куда впадает река Нева? Что такое исток реки и устье? Отличите правление монархическое самодержавное, или неограниченное, от ограниченного? Как отправляются китайские товары из Кяхты в Пермь?» и т.д. По окончании же всего путешествия по России, а также и по всему свету, предлагается тот же материал в другой издавна общепринятой системе, для повторения. Что же это за знакомство с государствами, городами и пр.? Не знакомство ли это скорее только с названиями всех этих государств, городов и пр.? И что за польза, что ребенок выучит все эти названия, научится разъезжать по карте из конца в конец, когда с этим не будет соединяться у него в голове никакого ясного понятия о предметах, которых названия он будет знать. И может ли такая сухая книга, каковы: география России и всеобщая г. Студитского, служить занимательным чтением для детей, которые изучают географию по руководству? Мы более нежели сомневаемся в этом. Все, что можно сказать о разбираемых нами книгах, это то, что метода изложения в них менее безжизненна, нежели во всех других географиях, и что там, где рутина еще так сильна, что маленьких детей обучают географии, лучше начинать это обучение по книжкам г. Студитского, чем по каким-либо другим*. Но мы почитаем преподавание политической географии маленьким детям, не изучившим во всех подробностях своей родины, делом, противоречащим здравому смыслу и приучающим детей к зубрению не переваренного мышлением материала понятий и слов, вернейшим способом для забития в детях привычки отдавать себе отчет в усвоиваемых памятью сведениях, и для соделания из них маленьких, а впоследствии и взрослых попугаев.
* Можно только представить себе, каковы были эти «другие» книжки, если им все-таки предпочитают пособия г-на Ф. Студитского. — Прим. ред.
Журнал «Учитель»,
1861, № 4