Топливно-энергетические
ресурсы |
Международная торговля
сжиженным природным газом
Как мы знаем, любое вещество может существовать
в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и
газообразном. Нам хорошо известны переходы из
одного состояния в другое обычной воды; подобные
процессы, связанные с другими веществами, мы чаще
больше принимаем на веру, нежели имеем о них
исчерпывающее представление. Такова технология
сжижения природного газа, направленная на
достижение большего удобства его
транспортировки. Действительно, жидкие и твердые
вещества перевозить гораздо легче и надежнее,
чем газообразные. Единственное ограничение —
энергозататы, ведь переход из одного агрегатного
состояние в другое требует приложения энергии.
Технология сжижения природного газа будет
рентабельной лишь тогда, когда энергозатраты на
сжижение и обратное преобразование сжиженного
газа в обычный будут ниже собственной
энергетической ценности природного газа как
топлива.
Первые опыты по разработке технологии сжижения
газа были предприняты в США в 40-х годах ХХ в. В
США же был сконструирован и построен первый
экспериментальный газовоз (газовый танкер).
Сжиженный природный газ (СПГ) стал важным
продуктом международной торговли начиная с 1970-х
годов. Интерес к этому энергоносителю был
обусловлен целым рядом причин. Во-первых,
территориальный разрыв между районами добычи и
потребления природного газа. Во-вторых,
межконтинентальный характер маршрутов
транспортировки газа, при котором невозможно
использовать трубопроводы. В-третьих,
сравнительная дешевизна строительства и
обслуживания инфраструктуры перевозок, ведь
построить несколько судов-газовозов вместе с
портовыми комплексами по сжижению и
регазификации гораздо проще, чем проложить
многотысячекилометровую трубу, за которой к тому
же нужно постоянно наблюдать. В-четвертых,
энергетический кризис 70-х годов и резкое
удорожание нефти активизировали поиски
топливных альтернатив. К этому нужно добавить
еще и то, что сжиженный газ в последние
десятилетия стал находить все большее
применение во многих отраслях хозяйства
(особенно в электроэнергетике и
коммунально-бытовом секторе). Технология
сжижения газа и его транспортирования и хранения
уже вполне освоена.
Производственно-технологический комплекс по
производству и доставке сжиженного природного
газа включает в себя следующие составные части:
1) месторождение природного или попутного газа;
2) завод по сжижению природного газа (этот
процесс проходит при температуре –162 °С);
3) газоэкспортный терминал, где сжиженный
природный газ заливают в специальные
суда-газовозы;
4) газоимпортный терминал на месте назначения,
где производится выгрузка доставленного
сжиженного природного газа;
5) хранилище сжиженного природного газа и
станция регазификации (переводит сжиженный газ в
газообразное состояние);
6) установки для подачи природного газа в
газовую сеть потребителям.
Объем сжижения природного газа для экспорта
быстро увеличивался и достиг к 2005 г. 189 млрд м3.
Таким образом, в сжиженном виде экспортируется
уже более четверти природного газа в современном
мире. Ведущими экспортерами СПГ стали
развивающиеся страны, обладающие значительными
газовыми запасами, но не имеющие большого рынка
его потребления: Индонезия (31 млрд м3),
Малайзия (29), Катар (27), Алжир (26). Крупнейший завод
по сжижению природного газа построен в
Индонезии, в г. Бонтанг на восточном побережье
острова Калимантан. Его потенциальная мощность
по сжижению газа составляет 30,5 млрд м3 в
год. Калимантан — главный регион вывоза
сжиженного природного газа. Отсюда вывозится 2/3
СПГ Индонезии, весь сжиженный природный газ
Малайзии и Брунея, то есть около 60 млрд м3 (в
пересчете на природный газ), треть мирового
экспорта СПГ.
Внеконкурентное первое место по импорту СПГ
занимает Япония, практически лишенная
собственных минеральных энергоресурсов. Страна
Восходящего Солнца стремится диверсифицировать
импорт, отправляя свои газовозы к берегам
Индонезии, Малайзии, Брунея, Австралии, Катара,
ОАЭ и даже холодной Аляски. Значительные объемы
СПГ импортируют Южная Корея, Испания, США,
Франция.
Транспортировку СПГ можно сравнивать с морской
транспортировкой нефти танкерами. Принципы
безопасности перевозок здесь те же. Газовозы —
это крупные суда, перевозящие более 100 тыс. м3
газа (в пересчете на обычный несжиженный
природный газ). Однако даже такие гиганты можно
сравнить с тесными
микроавтобусами-«маршрутками» по сравнению с
магистральными газопроводами-метро. На
интенсивных газовых направлениях, где
необходима постоянная и бесперебойная поставка
газа газопроводы предпочтительнее.
В ближайшее время клуб стран, имеющих заводы по
сжижению идущего на экспорт природного газа,
могут пополнить Иран, Йемен, Экваториальная
Гвинея, Ангола, Венесуэла, Боливия и Перу. Первый
такой завод строится в России, на Сахалине, на
берегу залива Анива. Предполагается, что к его
причалам будут швартоваться японские газовозы.
Существуют планы строительства заводов СПГ в
Ленинградской области и на Ямале (в порту
Харасавэй).
Заводы по сжижению природного газа
Страна |
Завод |
Максимальная
производительность в 2003 г.
(в скобках — реальная производительность) |
Основной
потребитель |
млн т |
млрд м3 |
Австралия |
Норт-Уэст-Шелф-Проджект |
7,5 |
10,35 |
Япония |
Алжир |
Арзев Камель Скикда |
16,2 0,9 5,0 |
22,4 1,2 6,9 |
Испания Франция Франция |
Бруней |
Лумут |
7,2 |
9,9 |
Япония |
Индонезия |
Арун (сев. Суматра, провинция Ачех)
Бонтанг (вост. побережье Калимантана) |
12,8 (6,6) 22,1 |
17,7 (9,1) 30,5 |
Япония Япония |
Катар |
Катаргаз Рас-Лаффан |
8 11,3 |
11 15,6 |
Япония Южная Корея |
Ливия |
Марса-эль-Брега |
0,6 |
0,8 |
Испания |
Малайзия |
Бинтулу |
22,2 |
30,6 |
Япония |
Нигерия |
Порт-Харкорт |
8,7 |
12 |
Испания |
ОАЭ |
Остров Дас |
6,0 |
8,3 |
Япония |
Оман |
Калхат |
6,6 |
9,1 |
Южная Корея |
США |
Кенай (Аляска) |
1,9 (1,73) |
2,6 (2,4) |
Япония |
Тринидад и Тобаго |
Финикс-Парк (о. Тринидад) |
9,6 |
13,2 |
США |
Всего |
|
131,7 |
181,7 |
|
Строящиеся заводы по сжижению
природного газа, по состоянию на 2003 г.
Страна |
Завод |
Производительность |
Основной
потребитель |
млн т |
млрд м3 |
Австралия |
Дарвин |
3,6 |
5,0 |
Япония |
Египет |
Думьят Идку (близ границы с Сектором
Газа) |
5 7,2 |
6,9 9,9 |
Испания Франция |
Норвегия |
Сновхит |
4 |
5,5 |
Франция |
Россия |
Пос. Пригородный Корсаковского района
Сахалинской обл. |
9,6 |
13,2 |
Япония |
По данным Газового
технологического института
Международная торговля
сжиженным природным газом, 2005, млрд м3
Стра-
ны-
импор-
теры |
Страны-экспортеры |
США |
Три-
ни-
дад и То-
ба-
го |
Оман |
Ка-
тар |
ОАЭ |
Ал-
жир |
Еги-
пет |
Ли-
вия |
Ни-
ге-
рия |
Ав-
стра-
лия |
Бру-
ней |
Ин-
до-
не-
зия |
Ма-
лай-
зия |
Все-
го, им-
порт |
США |
— |
12,44 |
0,07 |
0,08 |
— |
2,75 |
2,05 |
— |
0,23 |
— |
— |
— |
0,25 |
17,87 |
До-
мини-
кан-
ская Рес-
пуб-
лика |
— |
0,25 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,25 |
Пу-
эрто-
Рико (США) |
— |
0,67 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,67 |
Бель-
гия |
— |
0,08 |
— |
— |
— |
2,90 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2,98 |
Фран-
ция |
— |
— |
0,08 |
— |
— |
7,50 |
1,05 |
— |
4,20 |
— |
— |
— |
— |
12,83 |
Гре-
ция |
— |
— |
— |
— |
— |
0,46 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,46 |
Ита-
лия |
— |
— |
— |
— |
— |
2,50 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2,50 |
Порту-
галия |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1,58 |
— |
— |
— |
— |
1,58 |
Испа-
ния |
— |
0,50 |
1,65 |
4,56 |
0,31 |
5,19 |
3,53 |
0,87 |
5,00 |
0,08 |
— |
— |
0,16 |
21,85 |
Турция |
— |
— |
— |
— |
— |
3,85 |
— |
— |
1,03 |
— |
— |
— |
— |
4,88 |
Велико-
бри-
тания |
— |
0,07 |
— |
— |
— |
0,45 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,52 |
Индия |
— |
— |
0,08 |
5,80 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,16 |
— |
— |
— |
6,04 |
Япония |
1,84 |
— |
1,25 |
8,35 |
6,75 |
0,08 |
— |
— |
— |
13,05 |
8,35 |
19,00 |
17,65 |
76,32 |
Южная Корея |
— |
— |
5,93 |
8,31 |
0,08 |
— |
0,30 |
— |
— |
1,16 |
0,80 |
7,51 |
6,36 |
30,45 |
о. Тай-
вань |
— |
— |
0,16 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,40 |
— |
4,95 |
4,10 |
9,61 |
Всего, экс-
порт |
1,84 |
14,01 |
9,22 |
27,10 |
7,14 |
25,68 |
6,93 |
0,87 |
12,04 |
14,85 |
9,15 |
31,46 |
28,52 |
188,81 |
|