Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2007

Место


Судьба военно-морской базы
на Сойкинском полуострове

Гигантский порт, который собираются строить в Вистино, — не принципиально новое явление на Сойкинском полуострове. Порт здесь уже строили — более полувека назад. Только не торговый нефтяной, а оборонный военный — базу ВМФ. Факторы ее размещения — выдвинутость полуострова на запад (почти крайняя западная морская точка тогдашней территории СССР), относительно большие глубины у берегов (насколько это вообще возможно в Финском заливе), «глухость» местности. Тогда передовой военный порт не состоялся — помешала война. Что может помешать теперь созданию здесь передового порта по вывозу наших топливно-энергетических ресурсов?

55 лет назад была уничтожена располагавшаяся на территории Кингисеппского района военно-морская база «Ручьи». До сих пор факт ее существования и уничтожения остается неизвестным не только широкой общественности, но и специалистам по истории флота. После революции территории прибалтийских окраин нашей страны оказались утраченными, на них возникли 4 суверенных государства: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва. По условиям Тартуского (1920 г.) мира государственная граница Советской России значительно приблизилась к Петрограду, а протяженность ее приморской полосы по Балтийскому морю резко сократилась. Балтийский флот — в это время главный военно-морской флот страны — потерял такие крупные базы, как Гельсингфорс (Хельсинки), Ревель (Таллин), Либаву (Лиепая). Базирование флота ограничилось Кронштадтом и Петроградом, что причиняло большие неудобства и значительно увеличивало опасность для флота в случае войны.

Остатки бетонных береговых сооружений базы ВМФ «Ручьи» на Сойкинском полуострове, югозападнее Вистино. Сайт «Регионавтика. Независимые современные обследования Ленинградской области». regionavt.spb.ru. Авторы — дей­ствительные члены Русского географического общества Таня Хмельник и Павел Мирошниченко

Остатки бетонных береговых сооружений базы ВМФ «Ручьи»
на Сойкинском полуострове, югозападнее Вистино.

Сайт «Регионавтика. Независимые современные обследования Ленинградской области». regionavt.spb.ru. Авторы — дей­ствительные члены Русского географического общества Таня Хмельник и Павел Мирошниченко

К 30-м годам флоту, базирующемуся только в Ленинграде и Кронштадте, становилось явно тесно.

Местом строительства новой военно-морской базы было определено побережье Лужской губы в районе деревни Ручьи, ок. 5 км к югу от Вистино.

В Ручьи прибыл нарком обороны К.Е. Ворошилов. Кто-то из руководителей строительства в разговоре с председателем Сойкинского сельсовета А.Л. Федоровым и обронил фразу: «Здесь будет второй Кронштадт». Это название мгновенно закрепилось среди жителей окрестных деревень и строителей, хотя во всех документах строящийся объект назывался ВМБ «Ручьи», иногда — Лужская военно-морская база, «Строительство-200».

Для семей вольнонаемных строителей и семей военных моряков в районе Ручьев стали строить жилой поселок. По сути это был небольшой современный город. Если районный центр Кингисепп в основном состоял из деревянных одноэтажных домов с печным отоплением, без водопровода, и имел улицы без твердого покрытия, то во «Втором Кронштадте» все здания были кирпичными, они имели централизованное отопление, водоснабжение и канализацию. Были построены 4-этажные жилые дома, магазины, столовые, ресторан, детские сады, школа, госпиталь, банно-прачечный комбинат, большой базовый клуб с залом на 1000 мест. Рядом с клубом был устроен фонтан. Возвели большую 2-этажную электростанцию. Она имела перекрытие, дающее защиту от 250-килограммовых бомб.

Железнодорожная ветка к Ручьям была протянута от Косколова. «Второй Кронштадт» имел железнодорожное сообщение с Ленинградом.

Была проведена большая работа по созданию объектов базы. На расстоянии нескольких километров с помощью металлических свай был укреплен берег и построена железобетонная стенка. Развернулись большие дноуглубительные работы. Они должны были обеспечить подход к берегу кораблей, включая самые крупные — крейсеры и линкоры.

Предполагалось, что после окончания строительства базы «Ручьи» здесь смогут размещаться главные силы Балтийского флота. Соответственно, в документах изменилось и название — теперь она стала называться Базой основного боевого ядра флота.

Входящая в состав «Второго Кронштадта» база в Усть-Луге была предназначена для базирования подводных лодок типа «Малютка», торпедных и бронекатеров.

Предполагалось, что полное окончание работ произойдет к маю 1939 г. Затем срок был увеличен. На это повлияло присоединение в 1940 г. прибалтийских республик, в результате чего Cоюз получил прежние свои передовые базы на Балтике. Роль Ручьев несколько снизилась и после получения СССР в аренду от Финляндии полуострова Ханко (Гангут), где тоже началось создание военно-морской базы. Однако строительство базы в Ручьях не было прекращено. Предполагалось, что начало базирования во «Втором Кронштадте» всего состава кораблей, включая самые крупные, отодвинется до 1943—1944 гг.

В первый же день войны, 22 июня 1941 г., немецкие самолеты сбросили в Лужскую губу 4 морские мины. На следующий день в ее водах были замечены 2 вражеские подводные лодки. 25 июня Финляндия объявила войну СССР. Таким образом, Ручьи окончательно попали в сферу боевых действий.

Предполагалось, что в случае угрозы в Ручьи должен перебазироваться флот из Таллина. Но флот слишком долго удерживался командованием в Таллине, что, по видимости, предопределило трагедию кораблей, которым потом пришлось уходить из Таллина с огромными потерями, и трагедию «Второго Кронштадта». Его оборону так и не смогли организовать, хотя это возможно было сделать при своевременном переводе сюда флагманского командного пункта Военного совета флота, а также кораблей и частей сухопутных войск из Таллина. Здесь можно было окончательно закрепиться, как это произошло тремя десятками километров восточнее, где был образован Ораниенбаумский плацдарм. Однако всё произошло иначе.

21 августа советские войска оставили Кургальский полуостров, расположенный западнее Сойкинского. Выход немцев к Лужской губе ставил «Второй Кронштадт» в трудное положение. Части Балтфлота и отступавшие из Эстонии войска 8-й армии смогли удержаться на созданных позициях только до конца августа. До тех пор, пока «Второй Кронштадт» не был полностью взорван.

Командующий Балтфлотом адмирал В.Ф.Трибуц вспоминал: «Меня пригласил к себе А.А.Жданов. В Смольном мне вручили телеграмму, подписанную Сталиным, Шапошниковым и Кузнецовым. Это был приказ подготовить все необходимое, чтобы в случае прорыва противником обороны Ленинграда уничтожить боевые и транспортные корабли, оборонные объекты флота, ценности, запасы оружия, боеприпасов и т.д. Я прочитал это страшное решение несколько раз и не поверил своим глазам. А.А.Жданов спросил, все ли мне ясно. Я ответил, что все».

Объекты ВМБ «Ручьи» и ее жилого городка взрывали в течение нескольких дней. Минерам пришлось изрядно поработать, объектов было много и сделаны они были на совесть. 31 августа на территории «Строительства-200» вспыхнул большой пожар. Огонь довершил уничтожение того, что не уничтожила взрывчатка.

Полуразрушенные здания и сооружения «Второго Кронштадта» еще долгое время стояли на берегу Лужской губы. Затем постепенно они были разобраны жителями окрестных деревень для строительства домов и хозяйственных объектов. Но территория «Второго Кронштадта» так и осталась закреплена за Балтийским флотом, и когда прибалтийские республики вновь отошли от России, о нем вспомнили. Базу в Ручьях было решено восстановить. В каком объеме — неизвестно, но работы по созданию причальной стенки начались. Они велись военными строителями из Пскова, Калининграда и рабочими из Кингисеппа. Осенью 1993 г. сюда должны были прийти на отстой военные корабли. Но Ручьи их так и не дождались. К лету следующего года работы были прекращены, как говорят, из-за отсутствия денег.

Еще до начала работ по воссозданию базы в Ручьях буксиры притащили сюда большой массивный корпус старого корабля. Как оказалось, это был первоначальный корпус легендарной «Авроры», закладки 1897 г. Согласно постановлению Совета министров СССР, знаменитый крейсер, считавшийся в течение нескольких десятилетий кораблем № 1 советских ВМФ, в августе 1984 г. был поставлен в Ленинграде на капитальный ремонт. К 70-летию Великого Октября ремонт был закончен. В результате появилась совершенно новая «Аврора» и остался ее старый корпус. Отреставрированная «Аврора» заняла традиционное место стоянки в Большой Невке возле Нахимовского училища. А корпус исторического корабля утащили с глаз долой*. Простояв с год у ручьевских берегов, «родной» корпус крейсера был затоплен возле строящегося пирса. Его решили использовать как защитную стенку от волн, для чего он должен был быть заполнен бетонными плитами. Но и это дело не довели до конца.

— Когда ее притащили, кто только сюда не приезжал, — рассказывают охраняющие объекты замороженного строительства базы «Ручьи» сторожа. — Были различные начальники на черных «волгах». Даже из КГБ, тоже спрашивали: «Где здесь "Аврора"?»

Потом все затихло. Сейчас о ней никто не вспоминает. Немного возвышаясь над водой, затопленный корпус легендарного корабля лежит в нескольких метрах от пирса перпендикулярно берегу. Попадающие на пирс гости Сойкинского побережья обязательно останавливаются напротив него и начинают гадать: что же это такое. Тогда кто-нибудь из дежурящих сторожей выходит из стоящего рядом деревянного дома и с гордостью человека, хранящего только ему одному известную тайну, говорит:

— Знаете, а ведь это «Аврора»… И когда изумленные гости начинают приходить в себя, добавит, показывая на виднеющиеся вдоль берега остатки взорванных причалов:

— А вот здесь был «Второй Кронштадт»!..


* Ясных подтверждений рассказу о корпусе «Авроры», приведенному в кингисеппской районке, не имеется. Не следует исключать возможность, что это региональный миф. Но сам по себе факт появления подобных мифов (даже если это миф) много говорит о географическом положении территории. Где можно мысленно поместить реликвию, которую желательно убрать с глаз долой? В удаленном, неприметном месте, куда не дотягивается толком влияние столиц, которое заэкранировано от них озерами и болотами. На Сойкинском. Там же, где благодаря той же удаленности и заэкранированности сохранилась еще ижора, растворившаяся в русском большинстве на территориях более открытых и бойких.

Рассказываем ли мы ученикам о народах, повествуем ли об экономических объектах, излагаем ли исторические факты, главное — помнить о карте и пространственном положении. Ведь мы учим географии.

Виктор Аристов//Восточный берег (Кингисепп, 1996)