Практическая работа
на местности |
Как можно определить
ширину реки?
Первые уроки в начале учебного года в 6-м
классе я провожу не в кабинете географии, а на
экскурсиях по изучению родного края. Работа на
местности дает возможность формировать
практические умения учащихся.
Выбираем на противоположном берегу реки хорошо
заметную точку А и прямо против нее на нашем
берегу точку В; на некотором расстоянии от В
вдоль берега реки выбираем третью точку С.
Расстояние между В и С измеряем рулеткой
или шагами и наносим на планшет в определенном
масштабе. Затем, сориентировав планшет по
компасу, из точки В наводим визирную линейку
на точку А и прочерчиваем на планшете линию ВА.
Потом переходим в точку С и отсюда,
сориентировав опять планшет по компасу, визируем
на точку А и прочерчиваем линию СА. У нас
на планшете получается треугольник АВС.
Потом измеряем на чертеже линию АВ и при
помощи масштаба вычисляем ее действительную
длину, то есть ширину реки.
|
Рис. 1.
Определение ширины реки
способом засечек
|
Если трудно найти у самых берегов реки
две ясно видимые точки, находящиеся прямо одна
против другой, то выбираем вдоль берега реки
произвольные точки В и С, измеряем между
ними расстояние и по масштабу наносим его линией ВС
на планшет. Затем находим на противоположном
берегу какую-нибудь хорошо видимую точку А и
визируем на нее из В и из С, прочерчивая на
планшете линии ВА и СА. Затем на чертеже
из точки А опускаем перпендикуляр АD на
линию ВС и измеряем по масштабу длину
перпендикуляра, и так определяем ширину реки.
|
Рис. 2.
Определение ширины реки
способом засечек с опусканием
перпендикуляра
|
Можно найти ширину реки и еще одним
способом — через построение равных
треугольников.
|
Рис. 3.
Определение ширины реки
путем построения равных треугольников
|
Визируем из точки В на точку А,
находящуюся на противоположном берегу, и
намечаем линию АВ. Затем от точки В на
местности отмеряем линию ВС (произвольной
длины), перпендикулярную к линии АВ. Делим
линию ВС на два равных отрезка ВЕ и ЕС,
в точке Е ставим хорошо заметную вешку. Потом
из точки С проводим линию, перпендикулярную к
ВС, и двигаемся по ней до тех пор, пока не
окажемся в точке D, которая лежит на одной
прямой с точками А и Е. Линию СD точно
измеряем. Ширина реки АВ равна расстоянию
между точками С и D, так как полученные
нами треугольники ВЕА и СЕD между собой
равны.
Ребята с удовольствием выполняют эту работу.
Н.Г. УСТИМОВА,
ведущий учитель географии средней школы № 6,
г. Бугульма,
Республика Татарстан
|