Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2007

Территориальные различия


Как представить население мира
в его пространственной структуре,
в статике и динамике

В № 6/2007 на с. 24—25 была напечатана карта размещения населения по странам мира. Карта выполнена способом картодиаграммы: размер кружка, помещенного в контур той или иной страны, пропорционален численности населения этой страны.

Инструментарий 1

Подчеркнем: под размером кружка понимается его площадь, а не диаметр (или не радиус, и тем более не периметр). Почему площадь? Если вразумительного ответа ученики сразу не дадут, проделаем следующую работу. Попросим одну группу учеников сделать картодиаграмму — заведомо ошибочную — с кружками, у которых радиусы будут пропорциональны численности населения. По всему миру делать такую «работу с ошибками» не будем; хватит — по первым 15—20 странам из таблицы на с. 26.

Другую группу попросим сделать картодиаграмму для тех же 15—20 стран, но соблюдая пропорциональность «численность населения — площадь». Математических знаний школьников должно хватить, чтобы сообразить, что это тождественно пропорциональности «квадратный корень из численности населения — радиус».

Сравним результаты первой и второй групп. Какая из картодиаграмм передает реальные соотношения, а какая искажает их, гипертрофируя диспропорции?

Работать первой группе было проще (не требовалось извлекать корней), но сделала она ерунду, потому что население Китая на карте у нее оказалось не в 10, а в 100 раз больше, чем в Нигерии). Попутный вывод: для достижения хорошего результата не всегда нужно идти кратчайшим путем, стоит подумать и постараться.

Возвращаемся к рассмотрению картодиаграммы из № 6/2007. Не правда ли, впечатляющая картина? Можно сколько угодно говорить о величине населения Китая и Индии, можно приводить сколько угодно цифр в тексте и табличных данных, можно даже строить в учебниках обычные (не карто-) диаграммы. Но пока школьники не увидят на карте в пространственных соотношениях соотношения количественные, слова и числа мало что дадут. Наша страна буквально подпирается с юго-востока населением соседей. Но даже если закрыть глаза на «демографический скандал» Китая и Индии, видна зажатость нашего скромного населения на огромной территории между компактными сгущениями европейских и японско-корейских популяций.

Мы уже давно свыклись с тем, что нас обошли по населению Индонезия, Пакистан и Бангладеш. Но, чтобы проникнуться мыслью, что и бразильцев давно и уже намного больше, чем русских, для этого стоит посмотреть на картодиаграмму. Информация не слишком радостная, но объективная.

Параметризация

Картодиаграмма из № 6 статична: она показывает распределение людей по странам мира на фиксированную дату. А как бы привести ее в движение, как бы увидеть на картодиаграмме контуры будущего, как бы превратить ее в инструмент прогноза?

Каким показателем надо бы дополнить ее? Адресуем этот вопрос ученикам.

Ясно, что показателем динамики — скоростью изменения населения. Каким должен быть этот показатель?

Годится ли такой: на сколько человек увеличилось или уменьшилось население каждой страны? Годится. Но не очень удобен для показа на карте, если наблюдаемые изменения медленные. Если мы нарисуем кружок площадью 100 мм2, соответствующий одной дате, а рядом — площадью 102 мм2, отражающий следующий момент времени (изменение населения на 2%), разницы на глаз почти не увидим. Низка наглядность. А социально-экономические карты делаются ради наглядности.

Как же отразить медленные изменения, чтобы они были все-таки хорошо заметны? Правильно, использовав относительный показатель: уменьшение или увеличение в %. В нашем случае население 2006 года к 2005 году.

Инструментарий 2

Как положить на карту проценты динамики?

Обсудим два предложения: 1) закрасить цветом соответствующей интенсивности всю территорию каждой страны на карте; 2) закрасить цветом соответствующей интенсивности только кружок, соответствующий каждой стране на карте. Какой путь нагляднее, грамотнее? Почему?

Инструментарий 3

Для каких показателей — увеличения или уменьшения населения — выбрать наиболее интенсивную (в случае черно-белой карты — черную) закраску?

Правильное решение — на с. 24—25 в этом номере. Обосновать его ваши ученики смогут сами.

Карта в этом номере дает новый взгляд на территориальную структуру населения мира. Черные кружки выглядят наиболее весомыми: 132 нигерийских миллиона — это не просто 132 млн, это растущие 132, будущие 150. Бледные 143 российских — это съёживающиеся 143, завтрашние 130, если... А вот к вопросу о если —

Мировоззренческая работа

Карта позволяет выдвинуть две гипотезы о «размещении» динамики населения в современном мире:

1. Природно-зональная гипотеза. Бросается в глаза активный рост в экваториальном и тропическом поясах, приглушение роста в сухих субтропиках и морском умеренном климате и сокращение человеческой ткани по мере приближения к полюсам.

2. Социально-политическая гипотеза. Сокращение населения идет в странах, которые резко и неразумно изменили курс своего развития на рубеже веков.

Можно сделать наблюдения, подтверждающие или ставящие под сомнение обе гипотезы. Предложите ученикам сделать их. Предложите разделиться на две партии, отстаивающие ту или иную точку зрения. Может быть, появятся еще третья и четвертая партия со своими трактовками того, что происходит сейчас с человеческой оболочкой Земли.

Постараемся объяснить, изучая, запоминая, учась ориентироваться в мировых пропорциях.