Обзор учебников географии 7 класса
Н.М. ОВЧИННИКОВА
учитель географии, школа № 2007,
Москва
Для
7-го класса существуют учебники географии,
имеющие как общие, так и отличительные черты,
поэтому есть возможность выбора. Наиболее
распространен в школах учебник В.А. Коринской,
И.В. Душиной, В.А. Щенева «География
материков и океанов». Кроме него, выпущено еще
несколько учебников: О.В. Крыловой
«География»; А.А. Лобжанидзе «География. Земля
и люди»; И.В. Душиной, Т.Ю. Притулы,
Т.Л. Смоктунович «Земля — планета людей».
Учебники созданы на основе программ,
разработанных в соответствии с Образовательным
минимумом содержания географического
образования. В наибольшей степени этому минимуму
отвечают учебники В.А. Коринской и др. и
О.В. Крыловой. Все учебники подразделяются на
разделы, главы и параграфы. Число параграфов
должно соответствовать учебному плану.
Учебники В.А. Коринской и др. и
О.В. Крыловой состоят из 85 и 81 параграфа
соответственно. Такое количество материала
предполагает изучение географии три раза в
неделю. При меньшем количестве часов материал
придется значительно сокращать и обобщать. В
учебнике А.А. Лобжанидзе выделен 61, а в
учебнике И.В. Душиной и др. 63 параграфа, что
соответствует преподаванию географии 2 часа в
неделю.
Во всех учебниках приводятся основные термины
и их определения. В тексте они выделены шрифтом. В
дальнейшем новые понятия разъясняются в
параграфе, основываясь на конкретных примерах.
Но в учебнике А.А. Лобжанидзе определения
сложных терминов приведены без последующего
объяснения, что требует дополнительной
проработки материала.
Введение призвано заинтересовать ученика. В
учебнике А.А. Лобжанидзе оно отсутствует. В
других учебниках во вводной части
рассматриваются цели и объекты изучения,
классификация карт, источники географических
знаний. В учебнике В.А. Коринской и др. один
параграф введения посвящен истории
географических открытий. Эта тема логично
предваряет изучение курса географии материков и
океанов.
Содержание и структура учебника
предусматривает целенаправленное формирование
общих географических понятий в соответствии с
законами умственного развития детей.
Современная психология предлагает опираться на
принцип последовательного усвоения знаний от
общего к частному — именно такой подход в
большей степени отвечает природе познания.
Во всех учебниках первый раздел посвящен
главным особенностям природы. В учебниках
В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой материал
изложен в соответствии с оболочками планеты:
литосфера, атмосфера, гидросфера, географическая
оболочка. Такое изложение соответствует
изучаемому материалу в курсе 6-го класса. В
учебнике И.В. Душиной основные закономерности
природы представлены по компонентам природы:
рельеф, климат, растительный и животный мир.
В учебнике А.А. Лобжанидзе изучение
материала начинается с географической оболочки
и характеристики ландшафтов суши и океанов. Все
основные закономерности природы рассмотрены
очень коротко и поверхностно. В основном
приведены научные термины и определения.
Географическая оболочка в учебнике
О.В. Крыловой излагается в заключительной
части, после изучения природы материков и
океанов.
В учебниках А.А. Лобжанидзе и И.В. Душиной и
др. тема населения рассматривается подробно в
отдельном разделе и затем при характеристике
отдельных материков. В учебниках
В.А. Коринской и др., и О.В. Крыловой эта тема
изучается в качестве отдельных параграфов при
характеристике каждого материка.
Разделы, посвященные материкам,
характеризуются по единому плану в учебниках
В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой.
Начинается рассмотрение с географического
положения и истории открытия материков. Затем
приведена характеристика всех компонентов
природы материка, населения и отдельных стран,
наиболее понятно характеризующих своеобразие
материка. В учебниках А.А. Лобжанидзе и
И.В. Душиной и др. этот раздел имеет иную
структуру: больше внимания уделено
страноведческим характеристикам материков, а
природные особенности изложены не в целом для
континента, а для отдельных его частей, что, на
мой взгляд, не дает целостной картины природы.
Тема взаимоотношения человека и природы
логично освещена в заключении всех учебников.
К внетекстовым компонентам учебника относятся
иллюстрации, вопросы и задания, схемы, диаграммы.
Иллюстрации и схемы в учебнике А.А. Лобжанидзе
очень подробные и красочные. Они являются
несомненным преимуществом этой книги. В начале
изучения каждого материка приведены его
природные рекорды: самые высокие горы, самая
большая река и т.д. Этот справочный материал
вызывает интерес учеников. История
географических открытий и исследований
отдельных материков в этом учебнике приведена в
виде красочной карты с портретами
путешественников и исследователей и маршрутами
их движения. Но в тексте параграфов нет
какой-либо информации на эту тему.
В остальных учебниках карты, схемы и
иллюстрации часто приведены в отрыве от текста и
очень мелки по формату.
Основную часть методического аппарата
учебника составляют вопросы и задания к
параграфам. Они помогают учащимся сознательно и
глубоко усвоить содержание урока. Обычно вопросы
бывают разной степени сложности, что позволяет
дифференцировать работу учащихся.
Хорошо подобраны задания для практической
части в учебнике А.А. Лобжанидзе, где
предполагается получение и отработка навыков
работы с картами, схемами, диаграммами и
дополнительным материалом. В конце каждой темы
выделены выводы. Это позволяет обобщить и
систематизировать изученный материал под
руководством учителя, а в дальнейшем и
самостоятельно. В учебниках В.А. Коринской и
др., О.В. Крыловой и И.В. Душиной и др.
методический аппарат книги вплетается в
содержательную часть текста, по ходу обсуждения
с учениками той или иной проблемы. Например, в
учебнике О.В. Крыловой для определения
географического положения Африки необходимо
ответить на ряд вопросов по плану, приведенному в
параграфе, используя атлас; при этом у учеников
формируется практический навык определения
географического положения материка. В
дальнейшем этот навык закрепляется при изучении
географического положения Австралии и
Антарктиды. Географическое положение остальных
материков школьники рассматривают
самостоятельно. В учебнике В.А. Коринской и др.
к каждому разделу приложен удачно подобранный
список литературы.
Рассматривая учебники с точки зрения удобства
их использования учениками можно прийти к
следующему выводу. Учебник В.А. Коринской и др.
выпущен в двух частях с облегченной обложкой. Это
удобно для школьников, остальные учебники
намного тяжелее. Учебник А.А. Лобжанидзе
выпущен в формате А4. Такой формат неудобен для
использования, он с трудом помещается в портфеле
и на парте.
Все учебники, кроме учебника А.А. Лобжанидзе,
снабжены приложениями, где собраны планы
характеристики различных компонентов. Эти
приложения позволяют учащимся овладевать
навыками работы с картографическими и
иллюстративными материалами и закреплять их.
По своей структуре и особенностям изложения
материала учебник И.В. Душиной и др. наиболее
согласуется с учебником А.А. Лобжанидзе, а
учебник В.А. Коринской и др. с учебником
О.В. Крыловой.
Для общеобразовательной школы стоит
использовать в качестве основы учебник
В.А. Коринской и др., но при этом необходимо
сократить часть параграфов, характеризующих
отдельные страны. В качестве иллюстративного
дополнения очень хорошо использовать учебник
А.А. Лобжанидзе, а для отработки практических
навыков — задания из учебника О.В. Крыловой.
Для наиболее подготовленных школьников или в
классах с увеличенным количеством часов
географии (до 3 ч в неделю) целесообразно
воспользоваться учебником О.В. Крыловой,
привлекая иллюстративный материал из учебника
А.А. Лобжанидзе. |