Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2007

Позиция учителя


Обзор учебников географии 7 класса

Н.М. ОВЧИННИКОВА
учитель географии, школа № 2007,
Москва

Для 7-го класса существуют учебники географии, имеющие как общие, так и отличительные черты, поэтому есть возможность выбора. Наиболее распространен в школах учебник В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов». Кроме него, выпущено еще несколько учебников: О.В. Крыловой «География»; А.А. Лобжанидзе «География. Земля и люди»; И.В. Душиной, Т.Ю. Притулы, Т.Л. Смоктунович «Земля — планета людей».

Учебники созданы на основе программ, разработанных в соответствии с Образовательным минимумом содержания географического образования. В наибольшей степени этому минимуму отвечают учебники В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой. Все учебники подразделяются на разделы, главы и параграфы. Число параграфов должно соответствовать учебному плану.

Учебники В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой состоят из 85 и 81 параграфа соответственно. Такое количество материала предполагает изучение географии три раза в неделю. При меньшем количестве часов материал придется значительно сокращать и обобщать. В учебнике А.А. Лобжанидзе выделен 61, а в учебнике И.В. Душиной и др. 63 параграфа, что соответствует преподаванию географии 2 часа в неделю.

Во всех учебниках приводятся основные термины и их определения. В тексте они выделены шрифтом. В дальнейшем новые понятия разъясняются в параграфе, основываясь на конкретных примерах. Но в учебнике А.А. Лобжанидзе определения сложных терминов приведены без последующего объяснения, что требует дополнительной проработки материала.

Введение призвано заинтересовать ученика. В учебнике А.А. Лобжанидзе оно отсутствует. В других учебниках во вводной части рассматриваются цели и объекты изучения, классификация карт, источники географических знаний. В учебнике В.А. Коринской и др. один параграф введения посвящен истории географических открытий. Эта тема логично предваряет изучение курса географии материков и океанов.

Содержание и структура учебника предусматривает целенаправленное формирование общих географических понятий в соответствии с законами умственного развития детей. Современная психология предлагает опираться на принцип последовательного усвоения знаний от общего к частному — именно такой подход в большей степени отвечает природе познания.

Во всех учебниках первый раздел посвящен главным особенностям природы. В учебниках В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой материал изложен в соответствии с оболочками планеты: литосфера, атмосфера, гидросфера, географическая оболочка. Такое изложение соответствует изучаемому материалу в курсе 6-го класса. В учебнике И.В. Душиной основные закономерности природы представлены по компонентам природы: рельеф, климат, растительный и животный мир.

В учебнике А.А. Лобжанидзе изучение материала начинается с географической оболочки и характеристики ландшафтов суши и океанов. Все основные закономерности природы рассмотрены очень коротко и поверхностно. В основном приведены научные термины и определения. Географическая оболочка в учебнике О.В. Крыловой излагается в заключительной части, после изучения природы материков и океанов.

В учебниках А.А. Лобжанидзе и И.В. Душиной и др. тема населения рассматривается подробно в отдельном разделе и затем при характеристике отдельных материков. В учебниках В.А. Коринской и др., и О.В. Крыловой эта тема изучается в качестве отдельных параграфов при характеристике каждого материка.

Разделы, посвященные материкам, характеризуются по единому плану в учебниках В.А. Коринской и др. и О.В. Крыловой. Начинается рассмотрение с географического положения и истории открытия материков. Затем приведена характеристика всех компонентов природы материка, населения и отдельных стран, наиболее понятно характеризующих своеобразие материка. В учебниках А.А. Лобжанидзе и И.В. Душиной и др. этот раздел имеет иную структуру: больше внимания уделено страноведческим характеристикам материков, а природные особенности изложены не в целом для континента, а для отдельных его частей, что, на мой взгляд, не дает целостной картины природы.

Тема взаимоотношения человека и природы логично освещена в заключении всех учебников.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, схемы, диаграммы. Иллюстрации и схемы в учебнике А.А. Лобжанидзе очень подробные и красочные. Они являются несомненным преимуществом этой книги. В начале изучения каждого материка приведены его природные рекорды: самые высокие горы, самая большая река и т.д. Этот справочный материал вызывает интерес учеников. История географических открытий и исследований отдельных материков в этом учебнике приведена в виде красочной карты с портретами путешественников и исследователей и маршрутами их движения. Но в тексте параграфов нет какой-либо информации на эту тему.

В остальных учебниках карты, схемы и иллюстрации часто приведены в отрыве от текста и очень мелки по формату.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока. Обычно вопросы бывают разной степени сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

Хорошо подобраны задания для практической части в учебнике А.А. Лобжанидзе, где предполагается получение и отработка навыков работы с картами, схемами, диаграммами и дополнительным материалом. В конце каждой темы выделены выводы. Это позволяет обобщить и систематизировать изученный материал под руководством учителя, а в дальнейшем и самостоятельно. В учебниках В.А. Коринской и др., О.В. Крыловой и И.В. Душиной и др. методический аппарат книги вплетается в содержательную часть текста, по ходу обсуждения с учениками той или иной проблемы. Например, в учебнике О.В. Крыловой для определения географического положения Африки необходимо ответить на ряд вопросов по плану, приведенному в параграфе, используя атлас; при этом у учеников формируется практический навык определения географического положения материка. В дальнейшем этот навык закрепляется при изучении географического положения Австралии и Антарктиды. Географическое положение остальных материков школьники рассматривают самостоятельно. В учебнике В.А. Коринской и др. к каждому разделу приложен удачно подобранный список литературы.

Рассматривая учебники с точки зрения удобства их использования учениками можно прийти к следующему выводу. Учебник В.А. Коринской и др. выпущен в двух частях с облегченной обложкой. Это удобно для школьников, остальные учебники намного тяжелее. Учебник А.А. Лобжанидзе выпущен в формате А4. Такой формат неудобен для использования, он с трудом помещается в портфеле и на парте.

Все учебники, кроме учебника А.А. Лобжанидзе, снабжены приложениями, где собраны планы характеристики различных компонентов. Эти приложения позволяют учащимся овладевать навыками работы с картографическими и иллюстративными материалами и закреплять их.

По своей структуре и особенностям изложения материала учебник И.В. Душиной и др. наиболее согласуется с учебником А.А. Лобжанидзе, а учебник В.А. Коринской и др. с учебником О.В. Крыловой.

Для общеобразовательной школы стоит использовать в качестве основы учебник В.А. Коринской и др., но при этом необходимо сократить часть параграфов, характеризующих отдельные страны. В качестве иллюстративного дополнения очень хорошо использовать учебник А.А. Лобжанидзе, а для отработки практических навыков — задания из учебника О.В. Крыловой. Для наиболее подготовленных школьников или в классах с увеличенным количеством часов географии (до 3 ч в неделю) целесообразно воспользоваться учебником О.В. Крыловой, привлекая иллюстративный материал из учебника А.А. Лобжанидзе.