Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2007

День Победы


Памятник гимну Великой Отечественной войны. Мемориальная композиция на здании Белорусского вокзала в Москве в память о первом исполнении здесь 26 июня 1941 г. песни «Священная война» (музыка А.В. Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача)

Об идеях

«Священная война» — песня, которая уже вошла в вечность. И не только тем, что это гимн великой войны. Время умаляет величие. Как ни печально думать об этом в праздник Победы, нынешние школьники уже не могут охватить чувством и разумом грандиозность подвига советского народа в 1941—1945 годах, а есть и такие, кто о той войне вообще, считай, ничего не знает. Песня А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача достойна считаться непреходящим достоянием общечеловеческой культуры не потому, что это памятник истории и произведение искусства. А потому, что в ней есть две кульминационные строки, имеющие всевременную и всемирную ценность. Вот они:

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей...

Пожалуй, во всей нашей песенной культуре нет слов, более ясно выражающих мысль о главном праве человека как особого мирового феномена — о праве свободно мыслить. Мыслить во благо, мыслить самостоятельно, мыслить ради будущего, выражать и реализовывать идеи.

Учителю эти строки «Священной войны» должны быть особенно близки. Учитель в русской педагогике всегда представлялся как культурный герой, несущий идеи, пробуждающий мысль, воспламеняющий мыслью, помогающий ученику оформить душевные и интеллектуальные порывы, придать им цивилизованные очертания, направить их во благо человечества, Родины, Земли.

Ситуация изменилась. В страну победивших самоуверенных троечников (загляните в аттестаты первых лиц государства), умельцев списывать, брать нахрапом и подкупать неподкупным взглядом стальных глаз, пришли другие понятия. Поесть, попить, развлечься — хорошо. Задумываться над происходящим, всерьез анализировать, генерировать мысли, а тем более гореть идеями — чуть ли не смешно. С 90-х годов страна стремительно идет по пути системной редукции: по пути упрощения социально-экономического целеполагания, приведения его в соответствие с примитивными потребностями человека как биологического организма. Путь упрощения систем — это всегда путь регресса, реакции, торжества низменного.

Странно было бы, если общий системный регресс не коснулся бы и лиц, пришедших к управлению образованием и наукой. Ученик должен меньше думать, а больше соответствовать «стандарту» и лучше нажимать кнопки в полагающихся ответах ЕГЭ. Учитель должен меньше думать и должен иметь меньше времени пробуждать мысль учеников. Для этого он должен заполнять больше формуляров, писать больше нереализуемых планов (мало кого интересует, будет ли план реализован по существу; главное, чтобы был в подобающей форме сдан к подобающему сроку), подавать больше отчетов и записок. Науке тоже незачем задумываться о фундаментальных проблемах общественного бытия: ведь есть куда более достойная стезя — быть фабрикой по производству кандидатских и докторских дипломов и академических званий.

Учителю на своем месте нелегко противостоять этому странному — не только безыдейному, но контридейному процессу. Но только на учителя и надежда. И особая надежда на учителя географии: ведь он единственный рассказывает детям о реальности в конкретных и современных проявлениях. Только от него зависит, будут ли дети заучивать реалии современного мира для галочек в формах ответов ЕГЭ или будут познавать мир с тем, чтобы осмыслять его, генерировать гипотезы, рождать мысли о совершенствовании. Учитель географии может зажечь в детях искры идейности, которые станут великими, подлинно человеческими мыслями, способными вывести новое поколение на одухотворенные пути.