Посмотрите на Россию
Готовятся к печати альбомы «Тюмень», «Каргополь», «Коломна», «Торжок» и др. В начале ХХ в. авторы учебников по географии считали невозможным описание района без упоминания тамошних ярмарок и промыслов. Получившие в те годы образование дети, став взрослыми, с удивлением обнаружили, что ни Нижегородской, ни Ирбитской, ни Харьковской, ни десятков других ярмарок, ни былых промыслов, на изучение которых были потрачены дефицитные учебные часы, нет. В советские годы для географа было немыслимо описывать тот или иной район нашей страны без упоминания предприятий машиностроения и т.п. Сегодня во многих местах заводы закрылись (а сама мысль об этом казалась чуть ли не кощунственной). Часы же, потраченные на изучение экономической географии, которой не стало, остались — остались потерянными. Не совсем потерянными, конечно: о былой экономике знать тоже полезно. О прошедшем, проходящем, конъюнктурном, утраченном знать не мешает. Не мешает, однако, если конъюнктурные знания в бюджете времени и в бюджете памяти ученика не конкурируют со знаниями о вещах «условно вечных», долговременных. Современная учебная география уроков из прошлого не извлекает. Вновь мы очень много времени отпускаем на то, чтобы вложить в детей информацию, которая, когда будет востребована повзрослевшими детьми, заведомо не будет соответствовать реальности. Между тем есть множество «условно вечных», непреходящих (по крайней мере, сообразно сроку человеческой жизни) вещей, которые географ упускает, недальновидно и легкомысленно упускает из повествования о России. Объектам архитектурного наследия, памятным местам, музеям уделяется слишком мало внимания — словно бы они не расположены на земной поверхности, словно бы не являются достоянием географии, словно бы не из них соткана смысловая и эмоциональная ткань российской территории. В жизнь выходят люди, не проникшиеся картиной Тобольского кремля, венчающего холм над таежным Иртышом (настолько таежным, что даже мысль о резном камне и фресках кажется здесь неуместной). В этой географической среде это великолепие русского искусства — истинное чудо, истинный устой, на который может и должно опираться самосознание поколений. Из наших классов, быстренько отметив клеточки в бессмысленных заданиях ЕГЭ, выходят в жизнь дети, которым учитель не открыл глаза на кораблеподобные, зовущие к дальним островам церкви Тотьмы — города путешественников и освоителей Русской Америки. Мы выпускаем детей, души которых не укреплены гордостью за то, что уже в XVIII в., в тысячах километров от изначального национального очага, в Прибайкалье, русские возводили белокаменные шедевры, что веком раньше рубили здесь деревянные башни, дожившие до наших дней. В серии альбомов «Открывая Россию» американский профессор славистики Уильям Брумфилд создает ту систему образов нашей страны, которая, к сожалению, до сих пор не сложилась не только у учеников, не только у учителей, но и в сознании тех, кто ответствен за формирование приоритетов в родиноведческом образовании граждан России. О.Н. КОРОТОВА |