Географическое пополнениеВ конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных. Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром. Можно выполнять все задания, можно — отдельные, наиболее понравившиеся, можно — лишь посильную часть задания. Рейтинговая таблица печатается в газете
«География». Участник, набравший в сумме 9 баллов,
объявляется лауреатом конкурса Конкурс проводится среди подписчиков газеты «География», то есть среди тех, кто всерьез решил связать свои интересы с географией. Начинать участие можно и не будучи подписчиком. Однако перед тем, как отправить дипломы определившимся лауреатам, жюри попросит выслать в адрес редакции копии подписной квитанции на второе полугодие 2007 г. Уважаемые участники конкурса и тренеры, поспешите оформить подписку на «Географию» в вашем почтовом отделении или через издательство. Я рецензентЛетнее аналитическое заданиеКонкурс с таким названием «География» проводила уже когда-то в рамках Всеобщей заочной олимпиады. Тогда наши читатели, проанализировав учебники, которые поставляются в школы, обнаружили десятки ошибок, нелепостей, проявлений неумения выражать мысли. Можно было бы надеяться на улучшение учебников, но с тех пор ситуация заметно не улучшилась. На это прямо указал в недавнем выступлении министр образования, отметив, что более половины одобренных в России школьных учебников содержат грубые ошибки и дезинформацию. Помогите авторам. Возьмите один учебник по географии (возможно тот, по которому вы учились в этом году или годом раньше) и внимательно проштудируйте его за лето. Но уже не как ученик, а как рецензент, анализирующий, взвешивающий и оценивающий текст. Учебник, который вы выберете для анализа, должен быть издан не ранее 2003 года и должен обязательно входить в федеральный перечень (что это такое, проконсультируйтесь у тренера). Изучите учебник по следующим направлениям: — удовлетворил ли учебник ваши ожидания и надежды (когда начинали изучение учебника по соответствующему курсу, вы, возможно, хотели узнать то-то, разобраться в том-то, научиться делать то-то; сообщил ли вам учебник желаемое, ответил ли на ваши вопросы, научил ли тому, чему вы хотели); — есть ли в учебнике фактические и смысловые ошибки (какие; поправьте авторов, обратившись за консультацией по «подозрительным» местам к тренеру); — дельный ли материал содержится в учебнике, или большая часть прочитанного прямо-таки просится быть забытой; — много ли нового вы узнали, или значительная часть прочитанного вам и так была известна (из самостоятельного чтения, из телепередач, от родителей, из обучения в младших классах и т.п.); — понятно ли написано, или есть фразы, смысл которых вам так и не удалось постичь; — интересно ли было по учебнику учиться (или было скучно; учитель объяснял намного лучше); — хорошо ли оформлен учебник, удобно ли и приятно ли было им пользоваться (или наоборот); — помогали ли вам иллюстрации, с умом ли они подобраны, или ими, на ваш взгляд, просто затыкали дырки; — хороши ли карты в учебнике, легко ли в них разобраться, пользовались ли вы ими, или карты в атласе лучше; — понятно ли и грамотно ли (здесь проконсультируйтесь у тренера) выполнены и оформлены таблицы, схемы, графики; — нет ли в учебнике внутренних противоречий и нестыковок (когда, например, в одном месте в тексте утверждается одно, на карте — другое, в таблице в приложении — третье, а в другом параграфе и вовсе четвертое о том же); — сообщил ли вам учебник только некоторые факты или научил еще и что-то полезное делать, привел ли в движение мозги, окрылил ли идеями, вызывал ли какое-то эмоциональное отношение к изученному (другими словами, по прочтении книги вы просто стали более информированным или, кроме того, еще и более умелым, и более умным, и более чувствующим); — что в книге раскрыто, на ваш взгляд, недостаточно (остается впечатление недоговоренности), а что, напротив, до отвращения долго разжевывается, хотя все и так уже давно понятно; — хороши ли задания и вопросы, выполнимы ли они, и есть ли смысл их выполнять (а если есть, то в чем он: что вам дало выполнение заданий и проработка вопросов); — на что нацелены вопросы и задания: на проверку вашей способности запомнить прочитанное, на умение делать наблюдения, выводы, выстраивать смысловые связи, на умение находить и извлекать информацию, на проверку вашей интуиции, стимулирование фантазии и творчества и т.п. (какие из вопросов и заданий самые удачные); — реально ли овладеть текстом, выполнить все задания и т.п. за время, отведенное на изучение учебника в школе и за остающиеся на домашнее задание минуты и часы; — и далее, по предложенным вам самим направлениям. Все ваши суждения должны быть мотивированными, опираться на примеры. При каждом приводимом примере обязательно в скобках указывать страницу(-ы) учебника, с которой пример взят. Форма представления Ваша работа должна состоять из трех частей: 1. Коллекция примеров (самое хорошее и самое плохое в учебнике). Оформляется в виде таблицы. Не более 4 страниц. 2. Рецензия в виде аналитического текста. Не более 2 страниц. 3. «Классный журнал» с оценками, которые вы выставляете учебнику по разным номинациям, в пятибалльной системе. 0,5 страницы. 1. Коллекция примеров (примерная форма таблицы)
По некоторым позициям примеры, по вашему усмотрению, могут не приводиться, и позиции могут быть опущены. 2. Рецензия (оформление текстовой аналитической части) РЕЦЕНЗИЯ на учебник: Все авторы (фамилии, инициалы), название, место издания, издательство, год издания, число страниц. Указать гриф «Рекомендовано...», «Допущено...» (тренер объяснит вам, что это и где это написано) Текст рецензии (анализ по рекомендованным выше направлениям, если они не исчерпаны в графе «Комментарии» таблицы «Коллекция примеров» (повторяться не надо). Некоторые пункты, по вашему усмотрению, можно опустить, изменить; что-то в текст рецензии можно добавить от себя. Выводы о качестве отдельных компонентов и отдельных разделов учебника и учебника в целом. Фамилия и имя (для команд — фамилии, имена, а также название команды, если есть) рецензента(-тов). Класс, школа, населенный пункт, район, субъект федерации, адрес (и электронный адрес, если есть). Подпись(-си) рецензента(-тов) (при электронной передаче файла подписи можно опустить) Фамилия, имя, отчество тренера, должность, место работы, адрес. Объем текстовой части рецензии — не более 2 страниц. Пишите только самое важное, то, что действительно заметили, о чем всерьез задумались, на что обратили внимание. Пустословие оценивается отрицательными баллами. Вдумчивый лаконичный текст, содержащий результаты внимательных наблюдений, анализ, аргументацию, мысли, — приветствуется. 3. «Классный журнал» Выставьте оценки в 5-балльной системе (от единицы до пятерки, без плюсов и минусов) учебнику по следующим позициям:
Некоторые позиции могут быть вами опущены или заменены другими по вашему усмотрению. Успехов в работе. Помогите авторам и издателям учебной литературы. Без вас они не всегда справляются. Сроки Работы нужно отправить в редакцию не позднее 15
сентября (по почте: 121165, Москва, На конвертах пишите, пожалуйста: «Географическое пополнение». В электронных сообщениях в графе «тема» обязательно пишите POPOLNENIE, причем непременно ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (в противном случае ваше сообщение может быть случайно уничтожено при чистке спама). |