Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2007

Географические рекорды


Самый длинный
материковый тоннель мира
открыт в Швейцарии

16 июня в Швейцарии открыт самый длинный материковый тоннель в Европе и мире. Железнодорожный тоннель, прорезав Бернские Альпы, соединил населенный пункт Рарон, лежащий в кантоне Вале (Валис) в долине Роны, с Фрютигеном в кантоне Берн в долине реки Кандер (бассейн Рейна). Протяженность тоннеля 34,6 км. Предполагаемая скорость поездов в тоннеле — 250 км/ч.

Сбойка тоннеля, который пробивался с двух сторон, состоялась в 2005 г. Большую часть тяжелых работ выполняли, как это и принято в Швейцарии, иммигранты. На этой карикатуре, изображающей момент сбойки, рабочий, выходящий из только что пробитого проема, представляется: «Албанец». — «Турок», — слышит в ответ

Сбойка тоннеля, который пробивался с двух сторон, состоялась в 2005 г. Большую часть тяжелых работ выполняли, как это и принято в Швейцарии, иммигранты. На этой карикатуре, изображающей момент сбойки, рабочий, выходящий из только что пробитого проема, представляется: «Албанец». — «Турок», — слышит в ответ

Новый Лёчбергский тоннель проложен примерно по той же трассе, что и исторический Лёчбергский (1913 г.), однако он существенно прямее и проходит на 400 м ниже («глубже» в горе) своего предшественника (поэтому и длиннее). Поезда избавлены теперь от необходимости «карабкаться» в горы, прежде чем войти в тоннель, так как порталы находятся практически в долинах.

Новый тоннель служит транспортным продолжением магистрали, идущей с юго-запада, из Италии, по знаменитому Симплонскому тоннелю, построенному в 1905 г., и далее на Берн.

Новый Лёчбергский тоннель в мире по длине уступает только двум тоннелям: японскому Сейкан, проложенному под проливом Цугару (Сангарским), разделяющим острова Хоккайдо и Хонсю (длина тоннеля 53,8 км, открыт для движения поездов в 1988 г.), и Евротоннелю, проложенному под Ла-Маншем (49,9 км; 1994 г.). Принимая во внимание, что оба эти тоннеля проложены под океаном, можно констатировать, что Новый Лёчбергский тоннель — самый длинный континентальный тоннель в мире.

Южный портал Нового Лёчбергского тоннеля у Рарона. Фото на стадии завершения строительства

Южный портал Нового Лёчбергского тоннеля у Рарона.
Фото на стадии завершения строительства

Самый длинный тоннель России — Северомуйский, на Байкало-Амурской магистрали. Длина 15,3 км, открыт в 2003 г. В мировом рейтинге тоннелей по длине он занимает 18-е место, уступая многочисленным «японцам», «итальянцам», «китайцам», «швейцарцам» и даже «норвежцам», которые обладают самым длинным в мире автодорожным тоннелем (Лэрдаль—Аурланд на шоссе Осло—Берген; 24,5 км; 2000 г.).

Проходческий щит, с помощью которого прокладывался тоннель

Проходческий щит,
с помощью которого прокладывался тоннель

В настоящее время в Швейцарии идет строительство еще одного тоннеля — Готард (57 км), который станет длиннейшим в мире. Завершение работ намечено на 2015 г. Ваши третьеклассники не успеют и школы окончить. Следите за публикациями в «Географии».