Презентация урока в День учителя
географии
в Московском доме учителя 3 апреля 2007 г.
Образ Москвы
по схеме метрополитена
Б.М. СЕРГЕЕВ
учитель географии ЦО № 1666
Восточного адм. округа Москвы
В
каждом городе, в каждом крупном селе есть особое
достояние, предмет изучения на уроках
географии — названия улиц, микрорайонов и
даже остановок общественного транспорта.
Топонимисты размышляют: отчего да почему они так
называются. Нам же, географам, интересно не
только происхождение названий, но и то, что эти
названия отражают. А это могут быть и ландшафты, и
особенности растительности и животного мира
территории, и даже промышленная специализация.
Так, или примерно так, рассуждал ваш покорный
слуга, очередной раз покачиваясь в поезде метро и
уставив измученный взгляд в схему линий и
станций на стене вагона, чтоб как-то скоротать
время. И вот оно — озарение! Прямо здесь, в
вагоне метро родился план: изучать географию
Москвы с помощью этой самой схемы, которую каждый
москвич видит регулярно перед собой.
А что? Атласа Москвы не существует в природе (я
имею в виду не атлас для автомобилистов, а
сборник тематических карт), или, вернее, он был
издан к 850-летию, но осел где-то на чиновничьих
полках. Нам, географам, он недоступен. ЕГЭ убивает
умение этими самыми тематическими картами
пользоваться. Наверное, лоббисты ЕГЭ
географические атласы для школы скоро и отменят,
дабы экономить бумагу. А значит, давайте поищем
другие источники географической информации.
Схема метро подойдет!
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, — нет, не
разработку урока. Это скорее материалы к урокам,
которые вы сами можете компоновать так, как вам
будет удобно. Ведь хороший урок — ручная
работа, штучный товар. Повторить его невозможно,
а посему сценарии уроков теряют смысл.
Постарайтесь выполнить мои нехитрые задания,
которые я предлагаю своим 8–9-классникам. Итак,
вперед, чрез тьму туннеля! Осторожно, двери
закрываются, следующая станция… РЕЛЬЕФ.
Рельеф
Задание. Найдите станции, в названиях
которых встречаются формы рельефа.
Это станции «Воробьевы горы» и «Нагорная».
? Конечно же, гор в Москве нет.
Однако какая форма рельефа зашифрована на схеме
метро?
Теплостанская возвышенность.
Комментарий. Если соединить эти станции
линией, то мы и увидим порог Теплостанской
возвышенности. Москва-река «ударяется» о высокий
берег возвышенности в районе Воробьевых гор,
отталкивается к северо-востоку и, вновь
«ударяясь», отталкивается уже в районе
«Нагорной».
Природные зоны
Задание. Выпишите станции, в названиях
которых зашифрованы растения.
Вот эти станции: «Орехово», «Полянка»,
«Боровицкая», «Ясенево», «Лубянка», «Новые
Черемушки», «Марьина роща» и «Дубровка».
? Какие растительные сообщества
представляют эти растения?
На юге — широколиственные леса
(«Орехово», «Дубровка», «Новые Черемушки» и
«Ясенево»); на севере и в центре — смешанные
(мелколиственно-сосновые) леса:
«Боровицкая» (сосны), «Лубянка» (береза) и
«Марьина роща» (береза или осина); по долине
Москвы-реки расположены пойменные луга
(«Полянка»).
Вывод. Москва находится на стыке двух
природных зон: смешанных и широколиственных
лесов. А также представлена интразональная
пойменная растительность.
Примечание. Наверное, следует оговорить в
классе тот факт, что широколиственных лесов ни в
Москве, ни в ее окрестностях давно уже не
осталось. Названия станций даны по районам
города, районы названы по имени бывших (порой
известных со Средневековья) сел, а названия сел
часто отражали природное окружение. Вот и
встречаются в Москве реликтовые
«широколиственные» названия.
Экономика
Задание. Отметьте станции с
«промышленными» названиями.
«Автозаводская», «Электрозаводская»,
«Авиамоторная», «Текстильщики» и
«Печатники».
? Какие отрасли промышленности
являются отраслями специализации Москвы?
Приборостроение («Электрозаводская»), автомобилестроение
(«Автозаводская»), авиастроение
(«Авиамоторная»), легкая («Текстильщики»)
и полиграфия («Печатники»). Наслаивается
еще энергетическое машиностроение, но станция
«Динамо» связана не с одноименным заводом, а со
стадионом, со спортивным обществом.
Примечание. Названия районов Печатники и
Текстильщики очень старые, и в настоящее время в
этих районах нет предприятий упомянутых
отраслей, но эти названия, тем не менее, уместным
образом отражают специализацию города.
? Какие отрасли специализации не
представлены на схеме и почему?
Химия и пищевая промышленность.
Пищевая — новая отрасль специализации для
Москвы, а химия размещается вдали от жилых
районов, для которых и строилось метро
(экологический фактор размещения).
Задание. Заштрихуйте ареал размещения
станций с «промышленными» названиями. Найдите
закономерность в размещении промышленности
Москвы и объясните ее.
Восток города. Западный перенос
продувает город от выбросов промышленности, а
Мещерская низина, расположенная на востоке,
благоприятствует промышленному строительству.
Задание. Выпишите станции, названия которых
связаны со сферой услуг. Какие отрасли они
отражают?
Транспорт и связь («Речной вокзал»,
«Аэропорт» и «Телецентр»), спорт
(«Динамо», «Спортивная» и «Водный стадион»), образование
(«Студенческая» и «Университет»), наука
(«Академическая»), торговля («Охотный
ряд») и культура («Театральная» и
«Библиотека им. Ленина»).
Примечания. Дети часто называют и
«Профсоюзную». Наверное, можно считать эту
станцию отражением сферы управления.
Также, возможно, стоит пояснить значение
выражения «охотный ряд», потому что ребятам эта
фраза может ни о чем не сказать. А ведь речь идет о
старинном торжище, каждый ряд которого имел свою
специализацию. На охотном ряду, например,
торговали дичью…
Комментарий. Интересно, что станций с
непроизводственными названиями оказалось в два
раза больше, чем «промышленных». Удивительно, но
такое положение дел отражает примерную
занятость экономически активного населения в
Москве: в сфере услуг занято в 2 раза больше
народа, чем в промышленности.
Экология
Задание. Отметьте станции, в названиях
которых встречаются слова «парк», «сад» или
«роща». Добавьте к ним станции, одноименные
московским паркам. Что получилось?
«Филевский парк», «Битцевский парк»,
«Ботанический сад», «Александровский сад», «Парк
культуры», «Парк Победы», «Марьина роща», а
также «Измайловская», «Коломенская»,
«Кузьминки», «Тимирязевская», «Сокольники»
и «Царицыно».
? Какого парка здесь явно не
хватает и почему?
Лосиный остров — это национальный
парк, то есть природоохранная территория.
Конечно же, нецелесообразно к нему подводить
линию метро, чтоб не беспокоить строительством
его обитателей и не провоцировать большой наплыв
праздной публики, ну а немногочисленные любители
экотуризма смогут добраться и наземным
транспортом.
? Объясните закономерность
размещения московских парков.
Парки тяготеют к окраинам, где в
основном расположены спальные районы, а в
центре — смещены к западу для хорошего
проветривания центра города и восточных промзон
ветрами западного переноса.
Итак, домашнее задание для вас, уважаемый
коллега. В метро ведь много станций и с
географическими названиями. Их — 25, не считая
строящихся линий. Сможете найти их? Не забудьте
про «Савеловскую» и «Павелецкую», а также
«Рязанский проспект» и «Волгоградский
проспект». Учтите, что «Пушкинская» все-таки
названа в честь поэта, а не подмосковного города,
как и «Чеховская». А «Китай-город» вообще к
географии не имеет отношения. Об этом читайте
«Историю».
Готово? Теперь можно составить мини-справочник
географических названий московского метро,
например, по следующей схеме:
Станция |
Географический объект |
Справочные сведения |
А еще можно нанести эти географические
объекты на контурную карту и удивиться широте
охвата территории географией Московского
метрополитена.
А если вдруг «Географию» читаете вы,
многоуважаемый Историк или Словесник, найдите
известные имена и события (и даже дату!) и
попробуйте придумать к ним свои задания.
Итак, уважаемый коллега, это лишь идея. Идея,
проверенная в Москве, но не обкатанная еще в
вашем населенном пункте. Вооружившись
картой-планом, ищите и вы точки соприкосновения
топонимики с географией. Дерзайте! Хорошая идея
достойна воплощения.
Эти материалы можно использовать при
изучении тем «Природные зоны России»,
«Растительность России» в 8-м классе и тем
«Природа Центральной России», «Хозяйство
Центрального района» и «Московская агломерация»
в 9-м классе.
|