Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2007

Конкурс


Геоисторическая реконструкция

Разбор задания, напечатанного в № 6/2007

Учителя, внимательно следящие за развитием географического олимпиадного движения, наверное, вспомнили, что это задание (с чуть отличающейся формулировкой) было предложено на первой Всероссийской олимпиаде по географии, прошедшей в 1991 г. в Ярославле. Его авторы — творческий коллектив географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством А.С. Наумова. Впервые опубликовано оно было в 1993 г. в сборнике «Задачи по географии».

В качестве полигона для выполнения задания конкурсанты чаще всего выбирали Европейский Север. К такому выбору их подталкивала конфигурация данной в задании территории: река, текущая в меридиональном направлении, впадает в море на севере. Этим был обусловлен и выбор большинством участников топонимов, созвучных нашим Северам: на картах — Коряжмы, Устюги, Наволоки. Иногда карта становилась совсем уже похожа на настоящую: устье реки седлал Архангельск, чуть выше его по реке на левобережье располагались Холмогоры, а западнее, на море, Северодвинск или его аналог с другим названием. Зная из отечественной истории о большом значении монастырей в колонизации и заселении Русского Севера, очень многие конкурсанты располагали и их на своих картах, привязывая либо к речным берегам, либо располагая в глухих местах поодаль от нее. На карте, показывающей период 30-х годов ХХ  в., вблизи таких монастырей часто показывались лагеря заключенных.

Некоторые участники конкурса помещали обрисованную в задании terra incognita в свой регион. Для школьников из Якутии это была их северная республика, для школьников из Калмыкии — просторы Прикаспия, для уроженца Красноярского края — низовья Енисея. Историю родного края всегда знаешь чуточку лучше, а реконструировать трансформацию системы расселения и хозяйственной жизни людей на знакомой территории можно гораздо реалистичнее.

Участники с наиболее развитой научной фантазией придумывали новые территории, новые миры. Это более сложный путь, но и наиболее интересный: регион создавался без какой-либо подсказки из географической реальности. Школьники, подобно знаменитому Толкиену, творили свои Средиземья, разрабатывая их во всех подробностях.

Максимальная оценка за тур, учитывая сложность и трудоемкость работы, — 3 балла. Оценивая работу, жюри, прежде всего, следило за логикой показа изменений ландшафта на протяжении нескольких столетий. Грубыми считались ошибки, связанные с незнанием исторических особенностей того или иного периода (когда в XVI в. на карте появляются шоссейные дороги, а в 30-е годы ХХ в. территорию массово пронизывают трубопроводы, нужно говорить не только об исторической, но и о географической неграмотности). Второй важный параметр оценки — реалистичность показанного ландшафта, систем расселения и хозяйственной деятельности. Река никак не может течь вспять, «карабкаясь» на горизонтали, показывающие более высокий гипсометрический уровень. Горизонталь не может пересекать гладь озера. Уровень моря должен находиться на нулевой отметке. ГЭС должна находиться при реке. Тепловая электростанция, работающая на местном торфе, должна располагаться при верховом болоте (именно верховом).

Учитывалась общая аккуратность выполнения карт, соответствие условных знаков принятым на картах установленного масштаба, тождественность территории на всех трех картах (на некоторых реки, озера, горизонтали «уезжали» от своих прежних мест на сантиметры, то есть на десятки километров).

Много ошибок из-за невнимания к заданному масштабу карты. Некоторые конкурсанты игнорировали помещенный на бланковке-основе масштаб (в 1 см — 5 км) и составляли карту излишне крупно- или мелкомасштабную. Как верно просчитали школьники из команды «Великолепная пятерка» (г. Химки Московской обл., тренер И.И. Кокина), при соблюдении правильного масштаба расстояние на местности от северной рамки карты до южной составляет 121 км, а от западной до восточной — 85 км; площадь около 10 тыс. км2 (примерно 1/5 Московской обл.) На этой территории, не очень большой в планетарном масштабе, кое-кто разместил сразу несколько природных зон. А кто-то — всего лишь один город, или даже несколько сёл, отдельные строения в которых, учитывая указанный на карте масштаб, тянулись на километры.

Неожиданно и очень приятно было видеть среди геореконструкций на XVI в. карты, стилизованные под старинные «чертежи земли», которыми пользовались наши далекие предки-землепроходцы. Наиболее удачным и продуманным примером таких творений следует признать «Чертеж земель по реке N и у города Нипанск», составленный школьниками Сибирской средней школы из Алтайского края (тренер Л.А. Абраменко).

Эту команду жюри и признало победителем «геоисторического» тура. Второй победитель — команда «Визинга» из одноименного села Республики Коми (тренер В.В. Михеев). Обе команды получили максимальные баллы. С работой визингских ребят, выбравших для своей геореконструкции родной Европейский Север, мы приглашаем ознакомиться более подробно в следующем номере.

Желаем всем учащимся и их тренерам хорошо отдохнуть в каникулы. А в промежутках между неделями отдыха выбрать часы для критического изучения учебников, чтобы блеснуть в туре «Я рецензент».

Жюри