Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2007

Географические новости


 

ЖИВАЯ КАРТА

июнь
2007

 

Мировые города

Москве далеко до "деловой столицы"

В рейтинге ведущих мировых деловых центров, опубликованном компанией MasterCard Worldwide, Москва заняла последнее — 50-е место. При составлении рейтинга учитывались 6 показателей:

— политические и правовые условия работы,

— экономическая стабильность,

— деловой климат,

— финансовая инфраструктура,

— инфраструктура бизнес-центров,

— информационная инфраструктура.

Деловой столицей мира был назван Лондон, обошедший Нью-Йорк и Токио по основным показателям. На 4-м месте расположился Чикаго, на 5-м Гонконг, а места с 6-го по 10-е заняли соответственно Сингапур, Франкфурт-на-Майне, Париж, Сеул и Лос-Анджелес.

Прага, Мехико, Рим, Тель-Авив и Мумбаи (Бомбей) оказались в пятом десятке списка, а места с 46-го по 50-е заняли Пекин, Йоханнесбург, Сан-Паулу, Варшава и «золотая наша Москва».

Значительная часть мирового финансового рынка сконцентрирована на двух десятках торговых площадок. При этом каждая из них имеет свою специализацию. В частности, Токио является мировым центром по торговле платиной, Лондон — ведущий мировой центр торговли фьючерсами на поставку картофеля, Буэнос-Айрес лидирует по обороту контрактов, связанных с масличными культурами.

Финмаркет

 

Нижегородская область. Город Выкса

Географический памятный знак «Булатня»

В рамках подготовки к 250-летию Выксунского металлургического завода (ВМЗ) в Выксе началась установка памятных знаков.

Открыты географический знак «Булатня» и две памятные доски на Христорождественской церкви, отражающие историю храма и фамильного склепа Баташёвых-Шепелевых.

Географический знак «Булатня» символизирует труд выксунского мастерового. Бронзовая фигура кузнеца, работающего у наковальни, установлена на площади перед зданием заводского отдела кадров, на месте бывшей работной слободы, носившей такое же название. На памятнике выбиты строки: «Памяти наших предков посвящается». Булатня — первое рабочее поселение на выксунской земле. Установка памятного географического знака именно на его территории закрепляет за ней местный топоним (географическое название), известный жителям города с детских лет.

На одной из двух бронзовых досок, размещенных на стенах храма, содержится информация об истории его создания, на другой — имена и годы жизни Ивана Баташёва и его потомков.

250-летие ВМЗ будет отмечаться в ноябре 2007 г.

АиФ

 

Рязанская область. Касимовский район. Гусь-Железный

Родовой некрополь основателя Выксунского завода

В рабочем поселке Гусь-Железный в рамках программы мероприятий, посвященных 250-летию Выксунского металлургического завода (Нижегородская обл., входит в состав ЗАО «Объединенная металлургическая компания», или ОМК), состоялось открытие восстановленного родового некрополя одного из основателей завода — промышленника Андрея Баташёва. Облагорожен и огражденный участок кладбища, на котором находится памятник в виде изящной каменной колонны на широком фундаменте. На этой территории находятся могилы Баташёва и его родственников.

Железоделательные заводы братьев Андрея и Ивана Баташёвых были одним из символов промышленного могущества России в конце XVIII — начале XIX в. Им принадлежало 18 заводов, 14 из которых (в том числе 7 — на выксунской земле) они построили сами. После раздела имущества между братьями Андрей поселился в Гусь-Железном, где и был похоронен.

Пресс-служба ОМК

 

Архангельская область

Треска уходит за границу

Рыболовецкие судна Архангельского тралового флота этим летом работают в Баренцевом море, преимущественно в норвежской экономической зоне, где сейчас наиболее благоприятная промысловая обстановка. Вся треска там. Большая часть улова уйдет на экспорт — на мировом рынке эту рыбу продавать выгоднее, чем в России.

Экология Севера

 

Архангельская область. Ненецкий автономный округ

Шансы нефтепровода Харьяга—Индига

«Транснефть» теряет интерес к строительству Северного нефтепровода Харьяга—Индига (Ненецкий а.о.). Компания решила сосредоточить основные усилия на Восточном проекте ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан). Первоначальный вариант северного трубопровода был рассчитан на прокачку 60 млн т нефти в год. В конечной точке предполагалось построить самый крупный в России нефтеналивной терминал. Трубопровод планировалось протянуть от месторождений Западной Сибири через Тимано-Печорскую провинцию (Коми, НАО) до самого Мурманска.

Проект был рассчитан в первую очередь на американский рынок (Калифорния). Однако необходимых для строительства такого нефтепровода гарантий поставок нефти от американских нефтяных компаний не поступило.

Это стало главной причиной, по которой было решено строить «усеченный» нефтепровод от Харьягинского месторождения в Ненецком округе до мыса Святой Нос на побережье Баренцева моря в районе поселка Индига. Мощность трубы было решено уменьшить до 12 млн тонн нефти в год. Однако, как показали расчеты, такое строительство невыгодно для компании. Отсутствует необходимая инфраструктура на всем предполагаемом пути строительства трубы. В НАО отсутствуют железные и автомобильные дороги, а также предприятия строительной отрасли. Все необходимое оборудование и стройматериалы нужно завозить либо по воздуху, либо в короткую летнюю навигацию, или по зимнику (временные накатанные дороги в тундре, которые прокладывают в снежное время года). Это многократно удорожает строительство.

Вдоль трубопровода необходимо прокладывать дорогу, что в болотистой тундре тоже требует применения дорогих технологий. Выбранное место для порта на Святом Носе представляет собой необжитый каменистый берег. Сам поселок Индига — небольшое оленеводческое поселение (менее 1 тыс. человек), которое потребовалось бы превратить в индустриальный населенный пункт с гостиницами, аэродромом, нефтебазой, жильем для специалистов и их семей, которых пришлось бы завозить сюда.

Есть и еще одна проблема — отсутствие необходимого для такого проекта танкерного флота ледового класса. Существующие в России танкеры сравнительно невелики, что также делает невыгодным транспортировку нефти из этого района.

«Разумеется, мы не отказываемся от строительства нефтепровода Харьяга—Индига, тем более что он включен в стратегический план развития трубопроводной инфраструктуры России до 2020 г., — говорит представитель компании, — однако сейчас планируем сосредоточиться на ВСТО, который видится нам гораздо более перспективным проектом».

В нынешнем году в ненецкой тундре были проведены исследовательские работы для нового трубопровода, однако работы были остановлены. Причем часть подрядчиков даже оставила в тундре технику — в расчете на скорое продолжение, но его не последовало.

Для Ненецкого округа отказ от строительства трубопровода будет означать невозможность быстрого наращивания добычи нефти, которая является для него основной отраслью (более 96% валового продукта НАО). Отсутствие трубопроводной инфрастуктуры уже сдерживает освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции.

Сегодня в округе добывается 12—13 млн т нефти в год, к 2010 г. прогноз добычи — 25 млн т. Между тем существующие трубопроводные мощности позволяют прокачивать не более 17 млн т нефти ежегодно.

Росбалт-Север, Правда.ру

 

Архангельская область. Ненецкий автономный округ

Перспективы развития

Недавно Ненецкому округу выкрутили руки, заставив делиться бюджетом с Архангельской областью, которая ничего не предложила ему взамен. Получить деньги от нефтяных компаний — единственная для округа возможность удержать уровень жизни населения и выполнить инвестиционные программы. Вместе с тем возможным строительством экспортного нефтепровода многие недовольны.

Выражают опасения оленеводы (представители коренных малочисленных народов). Работу в поселке Индига им найти действительно сложно. Известен случай, как в 2004 г. индигцы попытались доставить в Нарьян-Мар, где находится ближайший мясокомбинат, туши забитых оленей на тракторе — загрузив мясо в прицеп. Путь по зимней тундре занял две недели. Можно себе представить, какого качества мясо довезли. А главное — сколько денег израсходовали на топливо. Другой путь вывоза продукции — вертолетом, что ненамного дешевле.

Но жители тундры опасаются, что новый трубопровод отнимет у них возможность пасти оленей, ничего не дав взамен. Ведь хорошо известно, что даже горожан-нарьянмарцев очень неохотно берут работать на нефтепромыслы. Что уж говорить о деревенских жителях.

Много сомнений у экологов: трасса трубопровода пройдет по дну реки Печоры. В Ненецком округе хорошо известно, что в западной части региона расположены десять полигонов, куда падают отделившиеся вторые ступени ракет, запускаемых с космодрома «Плесецк» (жители в тех краях издавна привыкли использовать падающий с неба металл в домашнем хозяйстве). Есть ли уверенность в том, что отклонившаяся от курса часть ракеты не пробьет новый трубопровод? В конце 90-х годов, когда рассматривался вопрос о нефтеэкспортном порте Варандей, проектировщики вспоминали и о Святом Носе, об Индигской бухте. Но им тогда и думать запретили об этом военные.

Экология Севера

 

Архангельская область

Молевой сплав может возродиться в Поморье

В 1988 г. вышел приказ Минлесбумпрома «О прекращении молевого сплава на реках и других водоемах РСФСР», согласно которому с 1993 г. молевой сплав в Архангельской обл. был прекращен.

Напоминанием о том непродуманном решении остались лесовозные дороги, примыкавшие к рекам, дорого стоящее оборудование на нижних складах и многое другое.

Почему сейчас поднимается вопрос о возрождении молевого сплава? Дорог в Архангельской области нет. Федеральная трасса М-8 разбита, на ее восстановление уйдут годы. Нет никакой надежды на появление дорог в самых отдаленных районах — Верхнетоемском, Мезенском, Лешуконском, где сосредоточены огромные лесные богатства.

Идею возрождения молевого сплава высказывает глава Верхнетоемского района. Вот его доводы.

Отсутствие лесных дорог сдерживает освоение лесных массивов. Надежды на строительство новых дорог практически нет. К тому же идет процесс усыхания лесов, поэтому надо срочно проводить санитарные вырубки, а иного, кроме как по реке, способа транспортировки леса нет.

Молевой сплав можно начать с малого — с проплава древесины с верховьев Пинеги до Карпогор, где установить передерживающую запань и перегружать лес на железнодорожные платформы.

Сплав даст работу людям в населенных пунктах, расположенных вдоль реки Пинега.

Лесной регион

 

Архангельская область

Как выживают дикие звери в теплые зимы?

Ответ на этот вопрос должны дать ученые. Но сезон изучения нынешнего состояния фауны в Пинежском заповеднике (Архангельская обл.) в этом году начался на два месяца позже.

Из-за теплой зимы подсчитать, сколько в Пинежье зверья, было совершенно невозможно — снега не было, следов быть не могло. И лишь в январе сотрудники заповедника смогли выйти в рейды.

Численность некоторых видов ученые изучают не только по зимним следам. Крупных птиц (глухаря и тетерева) уже третий год при участии норвежских коллег сотрудники заповедника отслеживают с помощью особых радиомаячков, установленных на шее птиц. Удалось выяснить, что глухарей стало меньше на 8—9% и на 20% сократилась численность тетерева.

Специалисты предполагают, что животных в этом году станет меньше, но не из-за нынешней, а из-за прошлогодней аномалии. Тогда — в отличие от зимы этого года — морозы наступили слишком резко. Погиб неопытный молодняк, который в этом году должен был дать потомство.

Вести Поморья

 

Липецкая область

Развитие особой экономической зоны

В особой экономической зоне (ОЭЗ) «Липецк» запущено первое предприятие — стекольный завод «ЧСЗ-Липецк». Это первое предприятие промышленных особых экономических зон в России. Завод по производству облегченной стеклянной тары для пищевой, химической и медицинской промышленности «ЧСЗ-Липецк» построен за 9 месяцев. Инвесторы — российские бизнесмены.

В ОЭЗ «Липецк» также состоялась закладка предприятия «Биоэтанол». Оно будет производить биотопливо, кормовые добавки и сжиженный углекислый газ.

Финмаркет

 

Чукотский автономный округ. Анадырь

С Чукотки начнут вывозить металлолом

Впервые за 10 лет из Анадыря начнут вывозить металлолом. В Южную Корею отправляется судно с первой партией металлолома на борту. Чтобы вывезти весь ненужный металл из окружной столицы, необходимо несколько десятков морских судов.

Росбалт-Север

 

Россия

В стране скоро Некого будет учить

Сокращение населения России (по прогнозам, к 2050 г. его численность составит всего 119 млн) приведет к изменениям в системе образования. Так, к 2010 г. число абитуриентов сократится вдвое. Поэтому Министерство образования и науки планирует перераспределить бюджетные места, в первую очередь за счет тех факультетов и курсов, которые обучают непрофильным для своего вуза специальностям. Многим вузам, в основном частным, придется перепрофилироваться или закрыться. В 2007 г. выпускников 11-х классов — 1,1 млн, 9-х классов — 1,45 млн, это на 9% меньше, чем в 2006 г. Руководство министерства считает, что вузы от закрытия могут спасти только 30-летние абитуриенты, которые либо не успели окончить институт в 90-х годах, либо решили получить дополнительное образование.

GZT.ru