Демография России
Элективный курс
А.Х. УСМАНОВА, учитель географии СШ
№ 118,
И.М. ФАТЫХОВА, учитель географии СШ № 68
г. Уфа
Пояснительная записка
Экономические, социальные, экологические
изменения в России, информатизация общества
ставят перед географическим образованием
задачи, связанные с развитием творческого
мышления, созидательной деятельности
школьников. В программе данного курса была
сделана попытка соединить изучение географии с
изучением материальной и духовной культуры
народов России, что поможет учащимся понять
причины разнообразия природы и хозяйства
отдельных регионов, понять людей другой
культуры, исповедующих другую религию.
Особенность данного курса в том, что дается
материал, который остался за пределами школьной
программы.
Курс рассчитан на 17 ч для учащихся 9-х классов
гимназий и средних общеобразовательных школ.
Цель курса. Сформировать у школьников
представления и закрепить знания о населении
России — его особенностях и характерных
чертах.
Задачи курса. Выявить особенности
размещения, формы расселения и типы населенных
пунктов; освоить понятия «трудовые ресурсы»,
«безработица», изучить изменения в структуре
занятости; рассмотреть характер миграционных
потоков в России и СССР на различных этапах
существования государства; раскрыть трагические
последствия насильственного переселения
людей — депортации; изучить географию
народных промыслов и закрытых
административно-территориальных образований
(ЗАТО); познакомить подробнее с
распространенными религиями в России и
Республике Башкортостан.
Учащиеся должны знать:
— основные термины, понятия и определения по
теме;
— основные показатели, характеризующие
численность населения России и его динамику;
— структуру (состав) населения России по
различным показателям — половому,
возрастному, национальному, занятости;
— особенности размещения населения по
территории страны;
— особенности миграции населения и связанных с
ней проблем;
— основные проблемы, связанные с
многонациональным характером населения России.
Учащиеся должны уметь:
— определять по картам местоположение
объектов, связанных с населением, — городов и
крупных поселков;
— показывать на картах районы расселения
крупных народов России и распространения
основных религий, исповедуемых населением;
— работать с картографическим и
статистическим материалом, характеризующим
население России;
— выделять важнейшие проблемы, связанные с
населением России, объяснять причины их
появления и предлагать возможные пути
разрешения этих проблем.
Занятие 1 (2 ч)
Тема занятия: Введение в курс.
Демографические процессы, происходящие в России
Термины и понятия: демография, население
России, перепись населения — подворная,
подушная, всеобщая; демографический кризис,
демографический взрыв, репрессии, концентрация
населения; раскулачивание, коллективизация,
исторические типы воспроизводства,
половозрастная пирамида, миграции, депортации,
беженцы.
Имена: А. Ландри (франц. демограф, автор
термина «демографическая революция»), А. Гийяр
(автор термина «демография»).
Практическая работа:
— дискуссия на тему «Как долго в России будет
продолжаться демографический кризис?»;
— составление картосхемы «Репрессированные
народы»;
— работа с таблицами «Численность населения
России и СССР», «Прогноз изменения численности
населения России».
Занятие 2 (2 ч)
Тема занятия: Особенности народов
России. Национальный состав современной России
Термины и понятия: национальный состав
населения, этнографическое положение, этнос,
народ, языковые семьи, языковые группы,
национальные образования — республики,
автономные округа и области, титульная нация,
ассимиляция, межэтнические конфликты.
Практическая работа:
— диспут: «Правомерно ли существование на
территории России национально-территориальных
образований?»;
— оформление сообщений или рефератов,
посвященных народам, проживающим в России;
— посещение музея археологии и этнографии.
Карточка-задание:
Из различных вариантов ответов выберите то, что
свойственно различным народам (русским,
украинцам, татарам, дагестанцам).
1. Внешний вид:
• цвет волос (темный, русый и т.?д.);
• форма носа и глаз (голубоглазый, кареглазый,
узкий разрез глаз, нос с горбинкой).
2. Национальная одежда:
• ушанка, валенки;
• тюбетейка, халат;
• шаровары, черевички;
• черкеска, бурка.
3. Национальное блюдо:
• щи, окрошка, студень, блины, пельмени;
• борщ, вареники, галушки, сало;
• шашлык, лаваш, пресные лепешки, чебуреки;
• кумыс, катык (кислое молоко), сузьма
(подсоленное молоко, более концентрированное,
чем катык), каймак (кисломолочное изделие,
подобное сметане).
4. Элементы культуры:
• гопак, былины, турнир наездников, вольная
борьба.
5. Праздники:
• Рождество, Пасха, Благовещение;
• Сабантуй, Рамазан, Курбан;
• Иван Купала, Рождество, пасха, Благовещение.
6. Религия:
• православие, ислам, католицизм.
7. Известные люди:
• Л. Толстой, М. Джалиль, Р. Гамзатов,
Т. Шевченко.
8. Черты характера: гостеприимство,
приветливость, радушие, доброжелательность,
общительность, любовь в людям, помощь своему
ближнему, певучесть, широта души, гордость,
родовые традиции, активность, предприимчивость,
выносливость, темпераментность, настойчивость,
трудолюбие и т.?д.
Определите национально-государственные
образования крупнейших народов России.
Занятие 3 (2 ч)
Тема занятия: Трудовые ресурсы.
Безработица
Термины и понятия: трудовые ресурсы,
трудоспособный возраст, экономически активное
население, безработица, рынок труда, дефицит
работников, пособие, зависимость безработицы от
структуры хозяйства.
Форма проведения занятия — деловая игра.
Практическая работа — посещение биржи
труда.
Занятие 4 (2 ч)
Тема занятия: Востребованность
профессий
Термины и понятия: качества личности,
пособие по безработице, престижная работа,
качество трудовых ресурсов, требования к
работнику в условиях рынка, работодатель.
Практическая работа:
— проведение социологического опроса
населения;
— составление рейтинга наиболее ценных
профессий (на основе опроса населения);
— составление прогноза востребованности
определенных профессий (по результатам данных
биржи труда).
Занятие 5 (2 ч)
Тема занятия: Народные промыслы России
Термины и понятия: виды росписи: хохломская,
городецкая; гжельская майолика, полуфаянс,
лаковая миниатюра; каргопольская, филимоновская
и дымковская игрушка; вышивка, пуховые платки,
кружевоплетение, макраме, ковроткачество, резьба
по кости, лозоплетение, ростовская финифть,
жостовские подносы, каслинское литье,
кубачинский промысел.
Практическая работа:
— составление картосхемы «География народных
промыслов России»;
— подготовка учащимися сообщений и докладов о
разных видах народных промыслов;
— экскурсия в музей художественного
объединения «Агидель».
Межпредметная связь с историей, мировой
художественной культурой, рисованием;
знакомство с различными профессиями.
Занятие 6 (2 ч)
Тема занятия: Геральдика городов
Термины и понятия: гардарика, городское
поселение, поселок городского типа, урбанизация,
мегаполис, функция города,
административно-территориальное деление,
иерархия городов, города-спутники,
города-миллионеры.
Практическая работа:
— изучение гербов городов — выявление
взаимосвязей изображения на гербе и
специализации города.
Межпредметная связь с историей, культурой.
Занятие 7 (2 ч)
Тема занятия: Города-невидимки и
города, сбросившие шапку-невидимку
Термины и понятия: ЗАТО — закрытое
административно-территориальное образование,
режимное поселение, атомные города,
военно-морские базы, ЗАТО химического профиля,
лазерное оружие, военное поселение, подписка о
неразглашении информации, ограничение общения с
«открытым» миром, инфраструктура
стратегического назначения.
Практические работы:
— составление картосхемы «ЗАТО России» и
обозначение профиля каждого из них (условными
знаками);
— изучение таблицы «ЗАТО России» для выявления
вариантов названия, расположения, года
возникновения, численности населения и профиля
ЗАТО.
Связь ВПК с другими отраслями промышленности.
Занятие 8 (3 ч)
Тема занятия: Конфессиональный состав
населения на территории Башкирии
Термины и понятия: религия,
конфессиональный (религиозный) состав,
христианство, православие, католицизм,
протестантство, ислам, буддизм, иудаизм,
старообрядцы, деструктивные секты.
Практические работы:
— диспут: «Каким должно быть взаимодействие
государства и церкви?»;
— составление картосхемы расположения церквей
и мечетей на территории Башкирии.
Межпредметная связь с историей
Спонсор публикации статьи: компания «Свитчайлд», осуществляющая юридическое и техническое сопровождение программ суррогатного материнства в Москве и по России. Если ваша пара уже давно, но, к сожалению, пока безуспешно пытается стать родителями, если кому-то из партнеров вынесен суровый приговор – бесплодие, если проводимое лечение так и не дало положительных результатов, то тогда суррогатное материнство – это ваш, быть может, единственный шанс наконец стать мамой и папой. Вы, безусловно, можете самостоятельно подобрать суррогатную маму и договориться с ней о вынашивании своего будущего малыша, но все-таки более надежный и безопасный путь – это обратиться в специализированное агентство. Агентство «Свитчайлд» возьмет на себя обязательства по полному сопровождению программы, в том числе по поиску, подбору и заботе о суррогатной матери. Вы можете быть уверены, что специалисты из агентства «Свитчайлд» быстро решат все юридические вопросы, которые могут возникнуть в процессе реализации условий договора, и будут курировать вас вплоть до регистрации новорожденного в органах ЗАГС.Более подробную информацию вы можете узнать на сайте компании по адресу: sweetchild.ru.
Литература
11. Башкортостан // Краткая энциклопедия. —
Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия»,
1996.
12. География, 2004, № 22, 24.
13. Заяц Д.В. Закрытая Россия //
География, 2004, № 7.
14. Курицын И.И., Волгин А.В.,
Юпатова В.Н. Российская Федерация.
Социально-экономическая география: Уч. пособие /
Под общей ред. А.В. Волгина. —
М.: Школьная пресса, 2001.
15. Мурзаев Э.М. Слово на карте //
Топонимика и география. — М.: Армада-Пресс, 2001.
16. Митина В.И. Урок-экскурсия «Народные
промыслы Рязанской области» // География в школе,
2002, № 9.
17. Национальная принадлежность и владение
русским языком (таблица по данным Госкомстата) //
География, 2004, № 18.
18. Рогачев С.В. Образная карта России.
Среднерусское Черноземье // География, 2003, № 44.
19. Рогачев С.В. Образная карта России.
Прикамье // География, 2004, № 4, 6, 20.
10. Рогачев С.В. Образная карта России.
Кольский полуостров // География, 2003, № 40.
11. Численность и состав населения РФ по
данным переписи 2002 г. // География, 2003, № 25–26.
12. Элькин Г.Н. География населения и
хозяйства России. 9 класс: Метод. пособие. —
СПб.: Паритет, 2002. |