Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2007

Профессиональное сообщество


Дистанционные курсы
повышения квалификации
в зеркале мнений учителей-практиков

 

Курс 04-001.
К.С. Лазаревич. Изучение географии России по природным зонам

Очень понравилась таблица «Удельный вес регионов в общероссийских показателях в 2002 г.» и задания в контрольной работе по ней. Это настоящая исследовательская работа для детей. Учащиеся с удовольствием подсчитывали проценты, сравнивали показатели, задумывались о причинах. Лекции написаны доступным для детей языком и очень удобны для использования на уроках.

Ирина Владимировна ШЕСТАКОВА,
г. Донской, Тульская обл.

Комментарий автора курса. Таблица, которую упоминает И.В. Шестакова, в новом учебном году будет приложена к контрольным работам в более полном виде, но задания по ней будут значительно сокращены, заменены другими.

В лекциях К.С. Лазаревич пишет: «Брусника — вечнозеленое растение. Можно зимой выкопать из-под снега кустик с совершенно зелеными листьями». Читая, испытала радость узнавания. Посылаю фотографию брусники в снегу; эта даже не раскопана, у нас можно увидеть и такую.

Но всё чаще нам приходится теперь видеть другую тундру: фото на с. 22.

Ирина Александровна ИЛЬИНА,
Нововасюганская средняя школа, Томская обл.


НОВОЕ!

Курс 04-004.
А.А. Лобжанидзе и Д.В. Заяц. Как географические знания
помогают ориентироваться в поликультурном пространстве

География культур, география религий. Именно эти компоненты географических знаний будут особенно востребованы вашими учениками по выходе их в самостоятельную жизнь. В этом — цивилизованная основа современного туризма и международного общения. В этом — важнейшая практическая составляющая географического просвещения народа. Если знания из этого курса будут пронизывать весь учебный процесс, ваши выпускники будут всю жизнь вспоминать о школьной географии с благодарностью.


Курс 04-002.
С.В. Рогачев. Уроки понимания карты

География — самый интересный и нужный предмет. Карта не просто источник знания, это главный помощник в изучении предмета. Именно поэтому мною был выбран данный курс. Лекции изложены доступным языком, приводятся яркие примеры для понимания темы.

Открытием для себя считаю анализ структурообразующих линий. Во время выполнения контрольной работы № 2 получила истинное удовольствие, когда анализировала траекторию Оки. Безусловно, всё, чему научилась, буду применять на своих уроках.

Татьяна Николаевна БИРИЧЕВА,
гимназия № 84, г. Омск

Этот курс помог мне посмотреть на окружающий мир с другой точки зрения, понять закономерности организации пространства. Пространственный анализ позволяет лучше понимать и географию, и историю, и культуру, и политику, и экономику, и многие другие аспекты жизни человека. Тем более что основы теории и практики этого метода изложены в курсе на очень доступном, легком, изящном и с юмором языке (я читала все лекции как приключенческий роман с замечательными картинками-иллюстрациями). Курс научил меня простоте изучения карты. В учебном процессе готова применять материал всех лекций — сама и при помощи коллег. Именно такой материал поможет повысить уважение учащихся к географии и поднять ее престиж не только в школе, но и на других ступенях образования и самообразования.

Хотелось бы еще попеть дифирамбы автору, прокричать в экзальтации славословия изумления и восхищения. Не знаю, однако, уместно ли это.

Планирую применять материалы курса в деле изучения нашего региона — Ишимской равнины и Юга Тюменской области.

Мнение учащихся. Именно такие занятия и должны преобладать в обучении, так как они имеют наглядное и практическое применение. (Студентка V курса Е.В. Деринг)

Галина Сергеевна КОЩЕЕВА,
кафедра географии Ишимского государственного
педагогического института, Тюменская обл.

 


Курс 04-003.
О.В. Крылова. Как научить школьников выражать географические идеи

Курс имеет научное обоснование и предметную методическую разработанность. Лекции способствовали расширению знаний о многих методических приемах и способах, позволяющих развивать речь учащихся, вовлекать их в исследовательскую и творческую деятельность. Уроки по технологии развития речи способствовали формированию сотрудничества и взаимопонимания. Ученик должен учиться тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате хорошей отметки. Если он не видит смысла, не осознает цель, не понимает задач, то он учится по принуждению. Но учение по принуждению не дает практических результатов. Как сказала одна моя ученица: «В этой жизни я должна учиться не для школы, а для себя». Заповедь учителя должна быть такой: «Не давать готовых истин. Пусть обучаемые доходят до всего сами».

Алёна Валерьевна ЗЯТЬКОВА,
г. Смоленск

Курс актуален: ведь в современной школе на уроках учащиеся говорят мало, их ответы краткие или односложные. Дети мало читают, компьютер заменил им книги. Отсюда и малый словарный запас, и неумение выражать свои мысли. Информационная насыщенность предмета не всегда позволяет тратить время на развитие устной речи. Курс позволяет исправить отношение учащихся к устным ответам.

Материалы курса нашли отражение в моей практике. Особое внимание привлекло использование художественных образов в географическом описании. Хорошо прописана роль чтения в речевом развитии ученика.

Татьяна Геннадьевна ТРЕТЬЯКОВА,
г. Омск

Курс актуален. В нем — психологический и педагогический аспекты: «Как учить всех?» Решение задач, обучение умению рассказывать на географическую тему, работа с текстом учебника, с художественным текстом... Особенно понравилась тема «Реферат как форма самостоятельной работы учащихся». Курс понравился, рассказала о нем на семинаре учителей города Иркутска.

Людмила Александровна БАВКУМ,
школа № 63, г. Иркутск