Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 

А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ,
Д.В. ЗАЯЦ

 

Как географические знания
помогают ориентироваться
в поликультурном мире

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Культурно-религиозный фундамент как важнейший признак этноса
18 Лекция 2. Католицизм — культурный мост между Европой и Латинской Америкой
19 Лекция 3. Протестантизм — ядро Западной цивилизации

Kонтрольная работа № 1

20 Лекция 4. Православие — объединительное начало евразийского мира
21 Лекция 5. Арабо-мусульманская цивилизация
22 Лекция 6. Причудливый поликультурный ландшафт Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Межнациональные конфликты — глобальная проблема современности
24 Лекция 8. Роль религии в формировании культурной сокровищницы мировой цивилизации

Итоговая работа

 

Лекция 2

Католицизм — культурный мост
между Европой и Латинской Америкой

Как и когда зародился католицизм?

Термин «католицизм» происходит от греческого слова католикос, что значит «всеобщий, всемирный». Тем самым подразумевается всемирный, международный статус Римско-католической церкви. Но в этих своих притязаниях она не одинока. Православная церковь тоже называет себя «кафолической», то есть «вселенской», «соборной». Главой Армянской апостольской церкви (с этой древней христианской церковью мы познакомимся позже) является католикос всех армян. Однако термин «католик» прочно закрепился именно за последователями Римской церкви. Почему? Во многом потому, что это самая многочисленная ветвь христианства, последователи которой проживают на всех континентах мира.

Спонсор публикации статьи Тюменский государственный университет. Довузовская подготовка, необходимая информация для абитуриентов, студентов, аспирантов и выпускников. Выбор направлений и специальностей профессионального образования, выбор дополнительных образовательных программ всех уровней, целевой приём, порядок подачи документов, справочник абитуриента. Всю необходимую информацию и контакты ищите на официальном сайте: https://www.utmn.ru/.

Как видно из таблицы 1, в мире проживает более 1,1 млрд католиков. Главный центр католицизма в современном мире — Латинская Америка (около 500 млн верующих, высокая доля в конфессиональном составе населения). Как это могло произойти? Ведь ядром католического этнокультурного региона всегда считались Рим, Италия, Южная Европа.

Римско-католическая церковь считает себя правопреемницей древнейшей христианской церкви. Католики считают, что только они сохранили неизменным дух христианства, присущий первым векам его существования. По преданию, первым христианским римским епископом (то есть Папой Римским) был апостол Петр — любимый ученик Христа и самый верный его последователь, как характеризуют апостола отцы католической церкви. Поэтому и главный храм всех католиков — собор святого Петра в Риме. Критикуемые другими христианскими конфессиями за чрезмерное превознесение Петра, выделение его из ряда других апостолов, католики апеллируют к Евангелию, где Петр назван «камнем, на котором Христос основал свою церковь». В пользу его исключительности, считают они, свидетельствует и то, что Петр единственный из всех апостолов многократно называется в Священном Писании по имени, в то время как остальные апостолы упоминаются как единая группа, указывается и на частое определение Петра первым из числа апостолов.

Появление христианской церкви в Риме восходит к 50 г. н.э., но тогда христианство в мире было единым, и нельзя именно с этой датой связывать возникновение католицизма. В начале IV в., после долгой борьбы и многих жертв, христианство становится государственной религией Римской империи, но уже в 395 г. происходит разделение империи на Западную и Восточную. Раскол, пусть и не сразу, постиг и христианскую церковь. В 1054 г. Папа Римский и константинопольский патриарх подвергли друг друга анафеме (снята лишь в 1965 г.), с этого момента западная и восточная христианская церкви считаются официально разделенными, католицизм окончательно отделился от православия, хотя фактически это произошло столетиями раньше. Все святые, канонизированные до середины XI в., в равной мере признаются и католиками, и православными. Например, в России можно встретить церкви, освященные в память Папы Римского Климента I (жил в конце I в. н.э., известен как автор богословских произведений). Да и, казалось бы, исключительно православные святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие веру Христову в восточных землях, одинаково почитаются и католиками, ведь жили они в IX в.

В XVI в. Римско-католическую церковь постиг еще один раскол: в результате Реформации из нее выделились протестантские церкви, о которых мы поговорим на следующей лекции. С тех пор ни учение церкви, ни ее география существенным образом не менялись.

Таблица 1

Распределение католиков* по регионам мира, 2005 г.

Регион

Численность населения,
млн чел.

Численность католиков,
млн чел.

Доля католиков
в населении,

%

Европа и СНГ 800 292 36,5
Азия 3850 114 3,0
Африка 906 138 15,2
Северная Америка 329 90 27,4
Латинская Америка 559 480 85,9
Австралия и Океания 32 8 25,0
Мир в целом 6476 1122 17,3

*Включая последователей униатских церквей.

 

Как и когда зародился католицизм?

Католицизм — одна из ветвей христианства, поэтому основой учения является вера в Иисуса Христа как Сына Божиего, пришедшего в мир искупить грехи человеческие, распятого на кресте, вознесшегося на небо и ожидаемого во втором пришествии. Католики, подобно православным, признают все семь христианских таинств, но с некоторыми отличиями. Католики признают в качестве священных книги Ветхого и Нового Завета. Однако Ветхий Завет принимается ими несколько в ином виде, чем православными. Римско-католическая церковь, как и церковь православная, считает, что спасение людей может быть до-стигнуто лишь при посредничестве духовенства, которое очень четко отделено от мирян. Католики так же, как и православные христиане, почитают Богородицу, ангелов, святых. Так же, как у православных, широкое распространение у них получил культ мощей и священных реликвий.

Безусловно, между католиками и православными меньше догматических расхождений, чем между католиками и протестантами. Однако эти догмы существуют столетиями и являются непреодолимым препятствием восстановления единства христианской церкви (табл. 2).

Таблица 2

Основные догматические различия между православием и католицизмом

Католицизм Православие
Признание верховенства Папы Римского и его непогрешимости в вопросах веры Предстоятели 15 православных церквей независимы друг от друга
Святой дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына (филиокве) Святой дух исходит только от Бога-отца
В воззрениях на загробную жизнь наряду с раем и адом существует чистилище Существуют лишь рай и ад
Догмат о сверхдолжных заслугах Христа, Богородицы и святых
Признание большего числа книг Ветхого Завета Признается «малый круг» книг Ветхого Завета
Священство обязано соблюдать обет безбрачия — целибат Безбрачие обязательно лишь для монахов, а для священников, не являющимися монахами, наоборот, обязателен брак
Важную роль играют духовные ордены: бенедиктинцев, францисканцев, иоаннитов, тамплиеров, доминиканцев, иезуитов и др. (всего около 140) Орденов нет
Догмат о непорочном зачатии и вознесении на небо Богородицы (принят в 1864 г.) Богородица имеет человеческую природу и
не избавлена от первородного греха. Это не мешает появлению развитого культа Богородицы в православии
Крещение обливанием водой Крещение погружением в воду
Во время службы верующие сидят, лишь временами преклоняя колени Во время службы верующие только стоят
Причащение простых верующих пресным хлебом (вином и хлебом причащаются только священники) Причащение верующих кислым хлебом и вином
Миропомазание (конфирмация) детей спустя время после крещения (в возрасте 7—12 лет) Миропомазание младенцев сразу же после крещения
Крестятся пятью пальцами Крестятся троеперстием
В богослужении используется органная музыка Использование музыки запрещено, только песнопения
Главный язык богослужения — латинский Богослужение идет на национальном или церковно-славянском языке, в основе церковного языка — греческие термины

Важнейшими ересями католиков, с позиций православных, являются признание верховенства и непогрешимости Папы Римского, исхождение Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына (в католические священные книги было добавлено по латыни «filioque» — «и сына»), догмат о сверхдолжных заслугах Христа, Богородицы и святых. На последнем хотелось бы остановиться подробнее, так как православными эта норма расценивается как верх лицемерия и безнравственности. Католики считают, что Христос, Богородица и святые в своей земной жизни искупили гораздо больше грехов, чем к тому времени накопило человечество. Образовавшейся сокровищницей добрых дел по своему усмотрению вправе распоряжаться католическая церковь. Именно этим догматом объясняется практика выдачи индульгенций — бумаг, подтверждающих искупление грехов и передаваемых верующим в обмен на определенные дары или денежные средства, отданные церкви.

Увлечение «коммерцией» можно заметить и в другом католическом догмате — учении о чистилище, принятом на Флорентийском соборе в 1439 г. Католическая церковь придерживается мнения, что не каждая человеческая душа может сразу по своим заслугам попасть в рай или ад. Обычно души проходят чистилище, где путем суровых испытаний избавляются от нетяжких грехов, чтобы затем направиться в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего сделают приношения церкви.

В католицизме большое развитие получило монашество. Монахи образуют сообщества — ордены, которых за всю историю церкви известно более ста. Наиболее распространенные ордены имеют определенную специализацию. Например, орден доминиканцев (по созвучию domini cani — «псы господни»), получивший свое имя от святого Доминика, — интеллектуальный цвет католической церкви, средоточие книжной мудрости, именно ему поручено вести полемику с другими направлениями христианства по вопросам теологии и философии. Орден францисканцев (от имени святого Франциска Ассизского) призван оказывать помощь нищим и обездоленным. Орден бенедиктинцев (старейший из католических орденов, основан в IV в.) «курирует» вопросы культуры. Широко известный орден иезуитов был основан в XVI в. специально для борьбы силовыми методами с ересью и Реформацией.

Богослужение у католиков — месса. Она, как правило, проходит очень пышно, используется органная музыка. Католические храмы не имеют иконостаса, отделяющего алтарь от остальной части храма, все таинства богослужения совершаются на глазах у верующих, которые во время службы могут сидеть на специальных скамьях (очень часто на них имеется специальная полочка для коленопреклонений). Католические храмы не украшаются фресками, зато широко используется скульптура, окна расписываются цветными витражами, часто делаются композиции из кукол, рассказывающие о том или ином христианском празднике (рождестве, крещении и др.).

Католиками в широком смысле считаются и представители ряда церквей, заключивших унии (союзы) с Римско-католической церковью. Униаты признают главенство Папы, чистилище, исхождение Святого духа и от Бога-сына, но при этом пользуются некоторыми каноническими вольностями — допускаются вступление в брак священников, богослужение на родном языке, сохранение обрядов восточных ветвей христианства. Наиболее многочисленная униатская церковь — Украинская греко-католическая, созданная в результате Брест-Литовской унии 1596 г. Она насчитывает около 7 млн верующих, проживающих преимущественно на западе Украины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области). Имеются относительно малочисленные группы верующих, заключившие унию с Римско-католической церковью и продолжающие исполнять обряды Армянской апостольской, Эфиопской, Грузинской православной, Русской православной и других восточных церквей. Все они чаще всего учитываются в числе католиков.

География Римско­католической церкви

Католики в основном проживают в двух регионах: в Европе и Латинской Америке. Граница католической Европы во многом совпадает с северным пределом Римской империи в эпоху наибольшего ее территориального распространения. Это связано, вероятно, с бо'льшим укоренением латинской, романской, следовательно, и католической культуры на юге Европы в исторические периоды Средневековья и Нового времени. Да и ныне католические страны многими воспринимаются как самые верные традициям, наиболее патриархальные в Европе. Эта консервативность сыграла с южными европейцами злую шутку: они не сумели приспособиться к новым торговым отношениям, сложившимся в мире в Новое время, и уступили инициативу протестантским странам севера Европы — Нидерландам, Великобритании, а затем уже и США.

К тому времени римско-католический этнокультурный регион уже приобрел современные очертания. Наряду с метрополией — Южной Европой — в его составе появился целый континент Южная Америка, колонизированный странами Пиренейского полуострова — Испанией и Португалией. Периферией этого мира стала Центральная Америка с Мексикой и крупнейшие острова Вест-Индии (Куба и Гаити), основное население которых также исповедует католицизм. Римско-католическая церковь поощряет рождаемость. Это связано как с запретом на аборты, признанием недопустимости однополых браков, негативным отношением к разводам, так и со стимулированием многодетности. Возрастно-половые пирамиды католических стран часто легко узнать по остроконечным очертаниям и широким основаниям. Страны Латинской Америки, относительно недавно вступившие в стадию демографического перехода, во второй половине ХХ в. резко увеличили свое население. Теперь почти 250 млн католиков проживает всего лишь в двух странах Нового Света — Бразилии и Мексике (табл. 3). Это лишь немногим меньше численности всех европейских католиков. Демографический центр тяжести римско-католического мира стремительно смещается через океан в Латинскую Америку. Очевидно, что в самое ближайшее время туда постепенно будет переходить и все больше политического веса. Пока что латиноамериканцы не очень влиятельны при решении дел своей церкви. Но интересы миллионов верующих нельзя долго игнорировать. Не случайно при избрании на понтификат Бенедикта XVI впервые всерьез рассматривалась и латиноамериканская кандидатура на место Папы.

Таблица 3

Самые крупные католические общины мира

Страна

Численность католиков,
тыс. чел.

Доля католиков
в населении страны,
%

Бразилия 145 446 79
Мексика 94 243 87
Филиппины 69 630 81
США 64 621 23
Италия 57 665 97
Франция 44 499 76
Колумбия 38 406 86
Испания 37 165 88
Польша 35 010 94
Аргентина 34 480 89
Конго (Киншаса) 29 500 50
Перу 28 160 88
Германия 26 297 32
Венесуэла 24 815 88
Нигерия 17 906 14
Индия 17 005 2
Канада 13 070 44
Эквадор 11 749 90
Уганда 11 219 42
Чили 11 021 72
Танзания 10 465 27
Гватемала 10 304 77
Ангола 10 302 50
Португалия 9 457 90

Современное могущество католического мира проявляется не только в демографическом аспекте, но уже и в экономическом, подтверждением чего служит таблица 4.

Таблица 4

Экономическое могущество католического мира

Страна ВВП по паритету покупательной способности,
млрд долл., 2006
США 13 130
Китай 10 170
Япония 4 218
Индия 4 156
Германия 2 630
Великобритания 1 930
Франция 1 891
Италия 1 756
Россия 1 746
Бразилия 1 655
Южная Корея 1 196
Канада 1 178
Мексика 1 149
Испания 1 109
Индонезия 948

Преимущественно католические по конфессиональному составу страны выделены жирным шрифтом, страны со значительной долей католиков отмечены курсивом.

По данным ЦРУ США

 

Частью католического мира, несомненно, являются и Филиппины. Века испанской колонизации, а затем полувековое господство США сделали эту страну аналогом латиноамериканской республики — населенной, но относительно небогатой, политически нестабильной, с большим влиянием военных, зависимой от Вашингтона. Филиппинцы, так же как латиноамериканцы, при возможности мигрируют в США, где сравнительно легко находят свою социальную нишу. Филиппины — третье по численности католиков государство мира, и с этим нельзя не считаться.

Католицизм есть и в России. Католиками являются большинство живущих в России поляков и литовцев, часть немцев, некоторая часть латышей, незначительная часть белорусов. В стране около 300 тыс. последователей Римско-католической церкви, самые крупные общины в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске, Оренбурге, Калининграде.

Культура католического мира

Наиболее устоявшиеся и зримые символы католической культуры — это прежде всего храмовые постройки. Римско-католическая церковь пыталась утвердить свое могущество, в частности, и средствами наглядной агитации — созданием бессмертных творений зодчих. Мощь и влияние Рима проявляется и в соборе святого Петра, и в соборе Парижской Богоматери, и в соборе святого Стефана в Вене, и в многочисленных исключительных по своей пышности храмах Испании, самый грандиозный из которых — Саграда Фамилия гения Гауди в Барселоне, и в кафедральных соборах латиноамериканских стран — молчаливых свидетелях, а порой и активных фигурантах всей истории своих государств, и в польских и литовских костёлах, через которые с западноевропейской архитектурой знакомилась Русь.

Католический храм, как правило, пышен по форме, декору и интерьеру. Общая традиционная схема его устройства не менялась веками. Лишь в последние десятилетия постмодернизм проник и в эту, прежде закрытую для него сферу. Теперь мы можем удивляться кафедральному собору бразильской столицы Бразилиа (архитектор Оскар Нимейер), напоминающему индейский шалаш, выполненный из стекла и бетона. Много эпатажных проектов католических костёлов реализовано в Польше. Модернистского вида католический храм построен и в России, в иркутском районе Студгородок.

В городах католического этнокультурного региона кафедральный собор занимает центральное место, в распланированных на пустом месте прямоугольных сетках латиноамериканских столиц ему принадлежит позиция на главной площади страны. Самый главный католический храм, сердце Церкви — собор святого Петра в Риме.

В античное время на месте собора святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона христиан предавали мученической смерти. В 326 г. императором Константином на этом месте была сооружена базилика святого Петра. Когда она обветшала, Папа Римский Николай V в 1452 г. начал строительство собора. «Стройка веков» была закончена лишь 18 ноября 1626 г., в 1300-летний юбилей первой базилики. Строительство потребовало колоссальных средств, которые были найдены путем увеличения церковных налогов с прихожан, усиления продажи индульгенций. Как первое, так и второе обстоятельства способствовали упадку авторитета Римской церкви и развитию реформации на севере Европы. Так собор святого Петра одновременно стал и триумфом, и поражением церковной власти Рима.

Собор святого Петра был крупнейшим католическим собором (да и вообще христианским храмом) мира до 1990 г., когда в Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар, был построен свой кафедральный собор — увеличенная копия римского. Ямусукрский собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Богоматери Мира) — часть амбициозного проекта по переносу столицы на родовую территорию десятилетиями правившего страной ивуарийского президента Феликса Уфуэ-Буаньи. Тщеславные африканцы все-таки превзошли европейцев: высота Богоматери Мира 158 м, собор святого Петра поднимается «всего» на 132 м. Римский храм вмещает 70 тыс. человек; сколько может вместить его африканский клон, пока не понятно, потому что ни разу с момента его создания там одновременно не удавалось собрать столько молящихся.

Неотделима от католицизма европейская живопись, как романского периода, так и эпохи Возрождения. Над украшением католических храмов работали Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джотто, Донателло и многие другие известные мастера. В русле католической культуры зарождалась классическая музыка, особенно итальянская, французская и австрийская. Орган — единственный разрешенный в католическом храме музыкальный инструмент — вошел в мировую музыкальную культуру вместе с именами Баха и Генделя. Используя в качестве питательной среды католическую культуру, смогла распространиться в научном сообществе современного мира латынь.

Южная природа — горячее солнце, теплое море, яркая растительность сформировали особые качества представителей католических народов: экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко. Горячим характером обладают не только католические народы южной Европы, но и католики-«северяне». Хорошо известны упорство и бунтарский дух ирландцев, не сломленных столетиями притеснений со стороны англичан. На фоне своего окружения вполне экспансивны литовцы и поляки, по праву гордящиеся тем, что на па'ру имели одно из крупнейших государств Европы всех времен — Речь Посполитую.

Где проходит граница католической культуры? Сейчас это сложно определить однозначно. Церкви и замки Англии и Скандинавии строились еще в те времена, когда эти территории признавали верховенство Римской церкви. Восточный рубеж распространения католицизма маркируют соборы-костёлы Западной Украины, Белоруссии и Молдавии. Эти отметки есть и на российской территории — в Смоленской и Псковской областях. В небольшом городе Себеж, расположенном в пределах последней, сохранившийся со времен Речи Посполитой костёл недавно был переосвящен в православный храм, но при этом полностью сохранил свою католическую архитектурную форму.

Религиозное паломничество

Главный центр паломничества в католическом мире — Ватикан. Это самое маленькое в мире государство (площадью всего 0,44 км2 с длиной внешней границы 2,6 км), находящееся внутри Рима, имеет несопоставимое со своими размерами влияние на мировую политику. Номинально в Ватикане проживает менее 800 человек, но фактически власти этой страны могут говорить от лица более чем миллиарда католиков. Дипломатическое влияние Ватикана очень велико, папский посланник — нунций формально возглавляет посольский корпус в католических странах.

По форме правления Ватикан — абсолютная теократическая монархия. Глава государства — Папа Римский — избирается пожизненно тайным голосованием большинством голосов (двумя третями) конклава кардиналов (не более 120 человек, никто не должен быть старше 80 лет). Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Центральный орган управления Ватикана — Римская курия, возглавляемая Папой. В апреле 2005 г. Римским Папой, 265-м по счету, под именем Бенедикта XVI стал немецкий кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер. Избрание немца на Святой Престол произошло впервые в истории. Перед ним в течение 27 лет Папой был поляк Кароль Войтыла, возглавлявший церковь под именем Иоанна Павла II. Ранее папами становились только итальянцы.

Предшественницей Ватикана была управляемая папами Папская область, потерявшая самостоятельность в результате объединения Италии в конце XIX в. Ватикан создан согласно Латеранским соглашениям между Святым Престолом и правительством Италии, заключенным 1929 г.

За пределами своих государственных границ Ватикан, пользуясь правами экстерриториальности, владеет раннехристианскими базиликами IV в., Латеранским дворцом XVI в., летней резиденцией Папы в Кастель-Гандольфо (XVII в.) и некоторыми другими пожалованными Ватикану зданиями в Риме и его окрестностях.

Источники доходов Ватикана: добровольные пожертвования верующих и различных церковных институтов, сборы от налогов на церковь, доходы от капиталовложений в различные инвестиционные проекты, иностранный туризм, выпуск почтовых знаков, производство и продажа сувениров (монеты, фотографии святынь, церковная утварь и др.).

С католицизмом связана официальная символика Ватикана. Флаг государства представляет собой квадратное полотнище, состоящее из двух равновеликих вертикальных полос — желтой и белой. В центре белой полосы скрещенные золотой и серебряный ключи под папской тиарой. Ключи символизируют право первого епископа Рима — апостола Петра решать судьбы верующих. Золотой ключ — «разрешающий», серебряный — «запрещающий». Тиара — головной убор Римского Папы, символ его власти.

Святыни Ватикана, включая собор святого Петра, ежегодно посещают 8 млн паломников. Пик паломнических прибытий приходится на католическую Пасху. Помимо римских святынь, важнейшими центрами паломничества католиков являются Сантьяго-де-Компостела в Испании, Ченстохова в Польше, Лурд во Франции, Фатима в Португалии.

Галисийский город Сантьяго-де-Компостела назван в честь святого Иакова (Якова, по-испански Яго), здесь в соборе покоятся его останки. В 1478 г. паломничество в Сантьяго Папой Римским было уравнено в духовном смысле с паломничеством в Рим. По прибытии в город паломники предъявляют в соборе специальный документ — «паспорт пилигрима», введенный еще во времена Средневековья, с отметками, сделанными в обязательных для посещения по пути церковных пунктах. Лишь после этого они могут получить написанный на латыни «сертификат Компостелы». Паломнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей о том, с какими намерениями он отправлялся в путь, и если его помыслы не соответствуют благочестию, то тогда ему выдается иной тип документа.

Ченстохова — главный центр религиозного паломничества в Польше. Верующие приходят к чудотворной иконе Богоматери Ченстоховской, называемой также Черной Мадонной. Ежегодно на поклон к святому образу отправляются около 4 млн человек, в основном это поляки и жители Восточной Европы.

Город Лурд на юго-западе Франции ежегодно принимает 5–6 млн паломников, желающих прикоснуться к чуду. В их числе 70–100 тыс. больных, надеющихся на исцеление. В 1858 г. жителям Лурда 18 раз являлась Богородица. Она указала место в гроте, где надо было разрыть землю, и оттуда забил источник с целебной водой. Грот Массабьель стал центром поклонения, католическая церковь признала Лурд святым местом и создала систему регистрации и проверки свершившихся чудес. В Лурде построена вторая по величине в мире подземная церковь на 30 тыс. молящихся.

Португальская Фатима — относительно молодое место паломничества. Этот поселок стал известен всему католическому миру в 1917 г., когда трем детям, пасшим овец, являлась Богородица, поведавшая им откровения о будущем. Подробности этих откровений Римско-католическая церковь не раскрывает до сих пор. В Фатиме был построен большой храм, возведенный Ватиканом в ранг собора. Ежегодно Фатиму посещают сотни тысяч людей.

Как и все христиане, католики придают большое духовное значение паломничеству в Святую Землю и посещению мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (Иерусалим, Вифлеем, Тивериадское озеро).

Вопросы и задания

1. Почему Римско-католическая церковь считается всемирной?

2. Как природная среда повлияла на культуру Римско-католического этнокультурного региона?

3. На картодиаграмме «Численность католиков по странам мира» проведите границу Римско-католического этнокультурного региона. Какие страны со значительными католическими общинами (более 1 млн человек) оказались за его пределами? С чем это связано?

4. Как вы считаете, почему католические страны упустили мировое лидерство, передав его протестантским странам?

5. Какова роль католических стран в мировом разделении труда? В производстве каких видов продукции они занимают ведущие места?

Ссылки в Интернете

www.vatican.va — официальный сайт Ватикана;

www.catholic-hierarchy.org — текущая информация о структуре католической церкви (кафедры, священники, история церкви, численность верующих по странам и епархиям);

www.religio.ru — новости мира религий;

http://ruscatholic.ru — католическая церковь в России.