Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2007

Цивилизованная альтернатива ЕГЭ


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
вырабатывающие умения работы
с физической и тематическими картами,
развивающие аналитические способности
и логику, формирующие знания
по реальной географии

С.В. РОГАЧЕВ

Использование карт, атласов, пособий и любых справочных материалов
при решении задач не только не запрещается, но приветствуется.

Задача 1. Металл и железобетон

Галине Ивановне Фисейской,
учителю географии из крупнейшего стального города Европейской России (школа № 24),
руководителю команды Вологодской области на XVI Всероссийской олимпиаде

О некоторых сухопутных соседях страны Х известно следующее:

О первом Лидер по выплавке алюминия среди стран, полностью лежащих в части света Y  
О втором Занимает первое место по выплавке стали среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y  
О третьем Ей частично принадлежит самый длинный мост в части света Y  

Определите Х. С какими еще странами граничит Х?

Задача 2. И сама немаленькая

Любови Александровне Козиной,
учителю географии,
город-курорт Ессентуки Ставропольского края

О некоторых сухопутных соседях страны Х известно следующее:

О первом Самый крупный экспортер газа в части света Y (экспортирует газ как по трубопроводам, так и в сжиженном состоянии)  
О втором Здесь самое большое число мусульман среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y  
О третьем Самая большая по территории страна в части света Y  
О четвертом Ему принадлежит бо?льшая часть береговой линии крупнейшего бессточного озера части света Y  

Определите Х. С какими еще странами граничит Х?

Возможности варьировать уровень

Для усложнения задачи можно опустить сведения о четвертом соседе.

Задача 3. Просторная

Учителю географии школы № 1040
московского района Марьино
Ольге Викторовне Сафиевой

Юго-Восточный округ г. Москвы. Встреча учителей с «Географией». О.В.Сафиева делится опытом использования обучающих задач на уроках: «Сначала я давала их решать тем ученикам, кого по тем или иным причинам трудно было заставить работать вместе с классом. Многие оказались заинтригованными. Спрашиваются, казалось бы, элементарные, общекультурные вещи, а найти решение не так легко. Дети брали задачи на дом, решали с родителями. И решив, испытывали гордость. Потом пошло: теперь такие задачи мы используем на уроках и как учебные, и как контрольные; задачи идут на школьных викторинах, даются в качестве домашнего задания»

О некоторых сухопутных соседях страны Х известно следующее:

О первом Занимает первое место по площади пастбищ на 1 жителя среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y  
О втором Занимает первое место по числу мусульман среди преимущественно немусульманских стран [, хотя бы частично лежащих в части света Y]  
О третьем Самая большая по территории среди стран [, хотя бы частично лежащих в части света Y]  
О четвертом Имеет выход к крупнейшему бессточному озеру [из тех, что хотя бы частично лежат в части света Y], но не имеет выхода к крупнейшей из рек, впадающих в это озеро  

Определите Х. С какими еще странами граничит Х?

Возможности варьировать уровень

Для упрощения задачи можно:

— слова, взятые в квадратные скобки, заменить словом «мира»;

— раскрыть Y.

Для усложнения задачи можно опустить сведения о четвертом соседе.

Задача 4. Обильная

Оксане Владимировне Ашиновой,
учителю географии школы № 7 г. Георгиевск
Ставропольского края (станица Незлобная)

О некоторых сухопутных соседях страны Х известно следующее:

О первом Занимает первое место по числу мусульман среди континентальных стран [, хотя бы частично лежащих в части света Y]  
О втором Занимает первое место по выплавке стали среди стран [, хотя бы частично лежащих в части света Y]  
О третьем Занимает первое место {} по плотности населения среди стран пло­щадью более 10 тыс. км2 {, хотя бы частично лежащих в части света Y}  
О четвертом Монархии  
О пятом  

Определите Х. С какими еще странами граничит Х?

Возможности варьировать уровень

Для упрощения задачи можно:

— слова, взятые в квадратные скобки, заменить словом «мира»;

— слова, взятые в фигурные скобки, исключить, а в пустующие фигурные скобки вставить слова «в мире»;

— раскрыть Y;

Для усложнения задачи можно исключить сведения о четвертом и пятом соседях.

Задача 5. Медь, сталь, алмазы

Учителю географии Ирине Анатольевне Федотовой,
руководителю тверской команды
на XVI Всероссийской олимпиаде

О некоторых сухопутных соседях страны Х известно следующее:

О первом Занимает первое место по добыче медной руды среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y  
О втором Занимает первое место по выплавке стали среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y  
О третьем Занимает первое место по добыче ювелирных алмазов [среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y]  
О четвертом Имеет выход к самой полноводной реке части света Y  

Определите Х. С какими еще странами граничит Х?

Возможность варьировать уровень

Для упрощения задачи можно слова, взятые в квадратные скобки, заменить словами
«в мире».

Задача 6. Медь, сталь, алмазы-2

Ирине Николаевне Жердинской,
учителю географии государственного лицея Республики Тыва,
руководителю республиканской команды
на XVI Всероссийской олимпиаде

О некоторых сухопутных соседях страны Х известно следующее:

О первом Занимает первое место по добыче медной руды среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y  
О втором Занимает первое место по выплавке стали среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y  
О третьем Занимает первое место по добыче ювелирных алмазов [среди стран, хотя бы частично лежащих в части света Y]

 
О четвертом Самая населенная из португалоязычных стран части света Y  

Определите Х. С какими еще странами граничит Х?

Возможности варьировать уровень

Для упрощения задачи можно слова, взятые в квадратные скобки, заменить словами «в мире».

Решения на с 43