Учебный план
Лекция 5Примерное содержание
|
Территория | Численность населения, тыс. чел. |
Россия | 142 753 |
Ленинградская область | 1 643 |
Новгородская область | 665 |
Тверская область | 1 406 |
Московская область | 6 628 |
Владимирская область | 1 472 |
Нижегородская область | 3 411 |
г. Москва | 10 425 |
г. Санкт-Петербург | 4 580 |
3. Проанализируйте статистические данные о развитии железнодорожного транспорта (табл. 2):
Таблица 2
Железнодорожный транспорт, 2004 г.
Территория | Длина железных дорог, тыс. км |
Густота железных дорог, км на1000 км2 |
Отправление грузов, млн тонн |
Отправление пассажиров, млн чел. |
Россия | 85,2 | 5,0 | 1 221,2 | 1 335,1 |
Ленинградская область | 2,8 | 33,4 | 41,8 | 28,8 |
г. Санкт-Петербург | 6,4 | 88,1 | ||
Новгородская область | 1,1 | 20,7 | 5,8 | 2,6 |
Тверская область | 1,8 | 21,4 | 1,9 | 9,8 |
Московская область | 2,6 | 57,4 | 19,4 | 251,2 |
г. Москва | 8,0 | 343,5 | ||
Владимирская область | 0,9 | 32,0 | 3,1 | 12,4 |
Нижегородская область | 1,2 | 15,8 | 16,7 | 29,9 |
4. По имеющимся данным составьте карту «Железнодорожный транспорт областей». Выберите способы картографического изображения и составьте легенду – перечень условных знаков карты. (Ученики могут составить картограмму густоты железнодорожной сети и дополнить ее линейными диаграммами длины дорог и круговыми диаграммами отправления грузов и пассажиров.)
5. Подумайте, какой другой информацией вы можете дополнить карту и какими способами картографического изображения ее представить. (Ученики могут нанести на карту, например, железную дорогу Москва–Санкт-Петербург или Москва–Нижний Новгород, обозначить города, через которые она проходит.)
6. Проанализируйте получившуюся карту и сделайте выводы о транспортной обеспеченности рассматриваемых территорий.
7. Представьте карту и свои выводы
Таблица 3
Автомобильный транспорт, 2004 г.
Территория | Протяженность дорог, тыс. км |
Густота дорог, км на 1 000 км2 |
Наличие легковых автомобилей в собственности граждан, тыс. штук |
Число собственных
автомобилей на 1000 человек, штук |
Россия | 546,3 | 32 | 22 853,8 | 159,3 |
Ленинградская область | 10,6 | 124 | 276,4 | 167,2 |
г. Санкт-Петербург | 961,7 | 209,1 | ||
Новгородская область | 8,8 | 159 | 85,0 | 126,1 |
Тверская область | 15,0 | 179 | 207,2 | 145,3 |
Московская область | 16,7 | 356 | 1 371,4 | 206,9 |
г. Москва | 2 333,5 | 224,2 | ||
Владимирская область | 5,5 | 192 | 192,9 | 129,7 |
Нижегородская область | 18,1 | 175 | 469,7 | 136,3 |
Таблица 4
Внутренний водный транспорт, 2004 г.
Территория | Протяженность водных путей, км |
Отправление пассажиров водным транспортом, тыс. человек |
Россия | 101 679 | 21 039,5 |
Ленинградская область | 1 898 | – |
г. Санкт-Петербург | 898,4 | |
Новгородская область | 608 | 6,9 |
Тверская область | 980 | 35,0 |
Московская область | 586 | 586 |
г. Москва | 1 368,7 | |
Владимирская область | 424 | 7,6 |
Нижегородская область | 965 | 381,4 |
Сначала учащиеся работают по группам,
используя статистические материалы, атласы для
9-го класса и контурные карты. Затем группы
представляют свои работы на обсуждение.
2-я группа учащихся рассматривает развитие автомобильного транспорта, 3-я группа — водного транспорта. Каждая группа получает карточки с аналогичными заданиями и статистическими материалами (табл. 3, 4).
Подведение итогов работы: каждая группа представляет результаты своей работы — карты и выводы. В результате обсуждения представленных материалов делается общий вывод о транспортной обеспеченности рассмотренных территорий. Результаты этой работы могут использоваться при изучении регионов, например, при рассмотрении возможностей формирования в России мегалополисов Москва — Нижний Новгород и Москва — Санкт-Петербург.
Практическая работа.
Транспортная обеспеченность России
(на примере федеральных округов)
Таблица 5
Транспорт России, 2004 г.
Федеральный округ | Железнодорожный транспорт |
Автомобильный транспорт |
Протяженность |
||
Протяженность дорог, тыс. км |
Густота дорог, км на 10 000 км2 |
Протяженность дорог, тыс. км |
Густота дорог, км на 1 000 км2 |
||
Россия | 85,2 | 50 | 546,3 | 32 | 101 679 |
Центральный | 17,0 | 263 | 122,2 | 188 | 590 |
Северо- Западный |
13,0 | 78 | 67,3 | 40 | 17 197 |
Южный | 8,5 | 145 | 65,0 | 110 | 4 527 |
Приволжский | 14,8 | 143 | 129,7 | 125 | 9 414 |
Уральский | 8,5 | 48 | 36,6 | 20 | 13 007 |
Сибирский | 14,7 | 29 | 91,7 | 18 | 27 843 |
Дальне-восточный | 8,0 | 13 | 33,5 | 5,4 | 24 101 |
Работу можно организовать по-разному.
1. Сначала коллективный устный анализ статистических данных, затем каждый ученик самостоятельно записывает краткие выводы о транспортной обеспеченности России по федеральным округам.
2. Ученики самостоятельно анализируют статистические материалы.
3. Ученики работают в группах, составляют карты, например, отдельно по железнодорожному, автомобильному и водному транспорту, дополняют составленные карты по своему усмотрению, делают выводы. Работа завершается общим обсуждением.
Работа «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт» (Программа, А.И. Алексеев и др.) не отличается сложностью, — как правило, учащиеся анализируют распространение зерновых и (или) технических культур и устанавливают взаимосвязи между природными зонами и климатом.
Как правило, речь идет о больших ареалах распространения. Можно предложить работу, где учащимся предстоит рассмотреть меньшие по размеру территории, следовательно, быть более точными в объяснении причин сельскохозяйственной специализации.
Практическая работа.
Зональная специализация сельского
хозяйства России на примере виноградарства
1. Познакомьтесь с особенностями возделывания винограда. (Учащиеся прослушивают заранее подготовленное сообщение или используют специально составленные памятки, в которых представлены примерно следующие сведения. Виноград возделывается на территориях между 34–52°с.ш. и 20–40°ю.ш. в условиях умеренно теплого и субтропического климата. Оптимальная температура весной 15–20°С, летом и осенью 20–25°С, годовое количество осадков — 300–500 мм. Страдает от весенних заморозков. Растет на равнинах и на склонах гор и холмов, любит щебнистые и каменистые почвы. Виноградная лоза способна доставать воду с глубины до 7 м. Плодоносит до 40 лет.)
2. Проанализируйте и объясните особенности размещения виноградников в Южном федеральном округе и в России. Сравните природные условия их размещения. Назовите социально-экономические факторы, которые, на ваш взгляд, влияют на размещение культуры (табл. 6).
3. Определите регионы — основные производители винограда. Вычислите, какую часть российской продукции они производят.
4. Составьте карту «Виноградарство Южного федерального округа». (Ученики могут построить картограмму урожайности винограда, дополнить диаграммами валового сбора в разных субъектах.)
Таблица 6
Площадь виноградных насаждений,
валовый сбор и урожайность, 2003 г.
Территория | Площадь виноградных насаждений, тыс. га |
Валовый сбор, тыс. тонн |
Урожайность, ц/га |
Россия | 70,3 | 348,3 | 64,9 |
Южный федеральный округ | 70,1 | 347,0 | 64,8 |
Республика Адыгея | 0,1 | 2,9 | 290,0 |
Республика Дагестан | 19,3 | 83,1 | 47,9 |
Республика Ингушетия | 0,1 | 0,3 | 45,0 |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,7 | 2,9 | 41,6 |
Республика Калмыкия | 0,1 | 0,1 | 9,0 |
Республика Северная Осетия–Алания | 0,1 | 0,1 | 10,5 |
Чеченская Республика | 4,6 | 3,2 | 7,7 |
Краснодарский край | 30,8 | 205,3 | 85,0 |
Ставропольский край | 9,3 | 31,8 | 45,5 |
Астраханская область | 0,2 | 0,3 | 26,2 |
Волгоградская область | 0,2 | 3,7 | 183,1 |
Ростовская область | 4,7 | 13,4 | 42,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
0,1 | 1,0 | 68,4 |
Приморский край | 0,1 | 0,9 | 69,8 |
Часть работы по анализу статистических материалов может проводиться фронтально, если устно — индивидуально, если письменно — по группам, с итоговым коллективным обсуждением результатов, поэтому предложена лишь общая схема проведения и возможного содержания работы. Работа на контурной карте может быть организована по группам или индивидуально.
Оборудование: статистические материалы, атласы по географии для 8-го и 9-го классов, контурная карта Южного федерального округа (набор карт для 9-го кл.), памятка об особенностях биологии и возделывания винограда.
Опережающее задание учащимся: Подготовить краткое — на 1–1,5 минуты — устное сообщение (можно в сопровождении компьютерной презентации) о культуре винограда, особенностях биологии и возделывания.
Практические работы по составлению картосхем
Картосхема отображает характерные особенности явления и облегчает его наглядное представление.
Эта практическая работа по географии может проводиться совместно с учителем литературы. Можно также провести работу по составлению картосхемы литературных музеев своего региона. В этом случае можно более подробно рассмотреть особенности их мезо- и микрогеографического положения.
Практическая работа.
География литературных музеев-усадеб
и музеев-заповедников
Выполняя работу, учащиеся знакомятся с географическим положением наиболее известных в стране литературных музеев-усадеб и музеев-заповедников в регионах России и составляют картосхему. В дополнение ученики могут проанализировать число посещений музеев, попытаться объяснить причины, влияющие на их посещаемость, связанные с географическим и транспортным положением. Для этого подробнее познакомиться с микроположением музеев.
Литературные музеи-усадьбы и музеи-заповедники
Субъект федерации | Численность населения, тыс. чел. | Название | Число посещений, 2003 г., тыс. чел. |
Алтайский край | 2 543 | Мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина в с. Сростки в востоку от Бийска | 35,6 |
Ставропольский край | 2 710 | Музей-заповедник М.Ю.Лермонтова в Пятигорске | 90,6 |
Брянская область | 1 331 | Мемориальный музей-заповедник Ф.И.Тютчева «Овстуг» к СЗ от Брянска | 165,2 |
Вологодская область | 1 235 | Музей-усадьба Батюшковых и А.И.Куприна в с. Даниловском близ Устюжны | 1,9 |
Костромская область | 708 | Мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково» к северу от Кинешмы (Ивановской обл.) | 119,1 |
Московская область | 6 628 | Литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова «Мелихово» | 53,3 |
Историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока «Шахматово» | 43,8 | ||
Историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина (Большие Вязёмы) | 184,9 | ||
Музей-усадьба Ф.И.Тютчева «Мураново» | 27,6 | ||
Нижегородская область | 3 411 | Мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» на крайнем юго-востоке области | 58,2 |
Оренбургская область | 2 137 | Музей-усадьба С.Т.Аксакова в с. Аксаково близ Бугуруслана | 1,5 |
Орловская область | 833 | Мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» | 106,8 |
Пензенская область | 1 407 | Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» | 195,9 |
Литературно-мемориальный музей-усадьба В.Г.Белинского в г. Белинский (бывш. Чембар) | 34,8 | ||
Псковская область | 724 | Мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» | 162,7 |
Ростовская область | 4 303 | Музей-заповедник М.А.Шолохова в станице Вёшенская на севере области | 43,8 |
Рязанская область | 1 182 | Музей-заповедник С.А.Есенина в с. Константиново к СЗ от Рязани | 213,2 |
Самарская область | 3 189 | Музей-усадьба А.Н.Толстого в Самаре | 36,6 |
Саратовская область | 2 608 | Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского в Саратове | 83,6 |
Смоленская область | 1 005 | Историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.Грибоедова «Хмелита» | 13,2 |
Мемориальный музей-усадьба А.Т.Твардовского на хуторе Загорье в районе г. Починок | 1,0 | ||
Тульская область | 1 599 | Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого “Ясная Поляна”» близ Тулы | 116,3 |
Ярославская область | 1 327 | Литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» близ Ярославля | 23,8 |